В минувшую cубботу в Музейно-выставочном центре прошла встреча с автором интеллектуальных детективов Марией Очаковской. Будучи непрофессиональным литератором, она начала писать недавно, но вышедшие из-под ее пера книги, их пока всего три, уже нашли широкую аудиторию и не раз переиздавались. Общий тираж их превысил 100 тысяч экземпляров. Все детективы Марии отличают яркие герои, интригующие, с элементами мистики, сюжеты, в центре которых всегда присутствует уникальный артефакт, некий культурно-исторический объект, провоцирующий криминальную коллизию.
Выступление писательница начала со слов благодарности всем пришедшим на встречу читателям:
— Написать книгу, — сказала она, — это лишь полдела. А вы делаете вторую половину. Как говорят мудрецы, одна рука в ладоши не хлопает. Когда-то наша страна считалась самой читающей в мире. И книга была большим дефицитом. Теперь, увы, дефицитом становится сам читатель. Не многие в наше время засилья телесериалов, соцсетей и компьютерных игр сохранили привычку к чтению.
Именно поэтому, по словам автора, к читателю надо относиться бережно, уважительно, с любовью, не допуская в работе халтуры и фальши.
— Выбрав жанр исторического арт-детектива, я не могу себе позволить писать о том, в чем плохо разбираюсь. Неточность терминов, непроверенные даты, имена, подтасовка исторических фактов – это, с моей точки зрения, недопустимо. Бережный, осторожный подход к материалу позволяет создать в книге атмосферу подлинности, в которой, разумеется, найдется место и художественному вымыслу, и авторской трактовке.
Откровенно говоря, встреча с Очаковской сильно отличалась от обычного формата подобных мероприятий. О творчестве как таковом Мария говорила мало. Это был, скорее, захватывающий рассказ о загадках истории и мировой культуры. Или увлекательная беседа, так как присутствующие задавали много вопросов.
Писательница предложила присутствующим небольшое слайд-шоу, посвященное творчеству Карла Брюллова, о его полотнах как раз и рассказывается в первой ее книге — «Портрет с одной неизвестной». Видеоряд был дополнен аудиоинсценировкой – прозвучали отрывки наиболее интригующих глав книги. Магия старинного портрета… Затем на экране появились фото руин древнего Персеполя, и речь пошла об огнепоклонниках и зороастрийских богах – золотое изваяние бога Ангро-Майнью, самого зловещего в пантеоне древних персов, находится в центре повествования второго романа — «Экспонат руками не трогать». Оказалось, что внимание к теме Востока для Марии не случайно – ее отец и дед были востоковедами.
— И все же, чтобы избежать неточностей и ошибок в описаниях далекой Персии, я решила обратиться за консультациями к сотрудникам Института востоковедения РАН, а также в Музей Востока, — призналась писательница, — и после того, как получила их «добро», отправила рукопись в издательство.
В связи с последним романом Очаковской, который называется «Книга предсказанных судеб», публике были представлены фотографии средневековых замков, портреты бургундских герцогов, их высокородных жен, а также виды знаменитой Дороги великих вин в Бургундии. Именно там, в средневековом герцогстве Бургундии, и развиваются события этого увлекательнейшего детектива, а средневековый рукописный часослов предстает тем бесценным артефактом, на который идет жестокая охота.
Для наибольшего погружения в материал в процессе работы Мария отправилась во Францию, где, так сказать, выбирала натуру для будущей книги, посещала музеи Дижона, Бона, Поммара, читала первоисточники. Публика узнала много интересных подробностей о жизни средневековой Франции и Бургундии, о нравах, традициях тех времен, о том, как проводили время, как праздновали свадьбы, во что одевались, что пили и ели, чем болели люди, жившие в XV веке.
В заключение писательница подписала и передала несколько экземпляров своих книг в библиотеку нашего города, чтобы каждый, кого увлекают загадки истории и мировой культуры, мог с ними познакомиться.