Накануне Дня российской печати реутовчане Тимур и Елена Кизяковы получили из рук премьер-министра РФ Дмитрия Медведева диплом премии правительства в области СМИ. Такую оценку получил проект «Видеопаспорт ребёнка» — общероссийская информационно-поисковая система, созданная для помощи в устройстве детей, оставшихся без родителей, в приёмные семьи. Редакция газеты «ПроРеутов» поздравила Тимура Кизякова с высокой наградой и попросила рассказать, как появился «Видеопаспорт», чем уникален проект и в чём секрет его поразительной эффективности.
Десять лет назад в еженедельной программе «Пока все дома», постоянным ведущим которой является Тимур Кизяков, появилась рубрика «У вас будет ребёнок». Успех превзошёл все ожидания. Удавалось устроить в семью не только ребёнка, сюжет о котором показывали в программе, но и его маленьких соседей по детскому дому.
— И тогда стало понятно, что воскресений в году всего пятьдесят два, а детей, нуждающихся в такой информационной поддержке, — тысячи. Имеющаяся у государства база данных о детдомовских детях состояла в основном из фотографий, не всегда хорошего качества, и скупых комментариев к этим фотографиям. Но будущим приёмным родителям крайне важно увидеть ребёнка в движении, услышать, как он говорит, рассуждает, — чтобы представить его себе в полной мере. Стало понятно, что нужно создавать информационно-поисковую систему.
Пилотным регионом для проекта стало Подмосковье.
— Нужно отдать должное руководству Московской области, которое первым в стране дало возможность проводить съёмки в детских воспитательных учреждениях. Тогда губернатором был Борис Всеволодович Громов, и он лично принял большое участие в начале работы, которая показала: профессионально снятое видео и обработанная редакторами информация, вынесенные на большую аудиторию, многократно увеличивают шанс ребёнка быть принятым в семью.
Название проекта — «Видеопаспорт ребёнка» — пришло сразу, вспоминает Тимур Кизяков. В каждом сюжете содержится максимум необходимой информации: состояние здоровья ребёнка, уровень развития, индивидуальные особенности.
— Видеопаспорт избавил детей от травмирующих смотрин. Мы принципиально не вводим в заблуждение будущих приёмных родителей, создавая из отдельных кадров идиллию. Мы показываем ребёнка по-доброму, но — таким, какой он есть. Если это школьник, идём с ним в школу, снимаем урок: как он отвечает, как получает оценку. Для кого-то именно этот штрих становится сигналом, он «узнаёт» в этом ребёнке своего.
В системе также собраны видеолекции: на вопросы, которые волнуют будущих приёмных родителей, отвечают психологи, педагоги, усыновлённые и уже выросшие дети и их родители. Это полезные сведения из первых рук, с их помощью, например, удалось развенчать миф о том, что собрать документы для усыновления якобы почти невозможно.
— Чтобы родить ребёнка, женщина переживает девять месяцев беременности. Это её испытание. Сбор документов — это тоже испытание. Четыре справки: что нет психического заболевания, что есть жильё, где можно жить с ребёнком, что нет судимости и что есть возможность прокормить ребёнка. Судите сами, какая из этих справок лишняя? Случалось, что люди ехали через всю страну, а у них не принимали документы из-за отсутствия одной-единственной подписи. «Видео-паспорт» внятно и чётко разъясняет, как правильно всё оформить.
Сайт проекта выглядит обманчиво просто, но за этой простотой — скрупулёзная работа профессионалов, задавшихся целью донести информацию до каждого потенциального усыновителя, а не сразить наповал стильным дизайном.
— Сайт намеренно сделан для человека, который слабо умеет пользоваться интернетом, наш ресурс максимально адаптирован для не очень опытного пользователя.
Принципа максимальной доступности придерживаются и при записи DVD-дисков для органов опеки, распространении печатных материалов, в работе с региональными телестудиями.
— Весь отснятый материал мы безвозмездно отдаём местным телестудиям, чтобы они готовили программы с высококачественным видеоматериалом. Было немало случаев, когда родственники ребёнка, увидев сюжет и поняв, что его вот-вот возьмут в другую семью, меняли образ жизни и забирали ребёнка назад, в родную семью.
«Видеопаспорт ребёнка» — система принципиально не коммерческая, на сайте нет и не будет рекламы. Но все расходы, на наш взгляд, окупаются сторицей.
— Мы нередко слышим: но ведь «Видеопаспорт» требует финансовых затрат… Могу ответить, что, во-первых, наша задача — помогать детям, а не экономить на них. Во-вторых, стоит подсчитать затраты государства: содержание ребёнка в детском доме в среднем по стране обходится в 700-800 тысяч рублей в год. Начиная с шести лет детей почти не усыновляют. Значит, с шести до двенадцати лет ребёнку предстоит пробыть в детском доме, где его по-прежнему будет содержать государство. Воспитанника-выпускника государство обязуется обеспечить либо жильём, либо средствами на его приобретение. За молодым человеком, который выходит из детского дома, будучи совершенно не готовым к незнакомой большой жизни, начинается охота со стороны криминала. Статистика страшная: только примерно десять процентов выпускников детских домов становятся полноценными гражданами, обзаводятся семьями. Совершенно очевидно, что наша задача — как можно раньше «перехватить» ребёнка из учреждения и найти семью, максимально ему подходящую.
Система позволяет подобрать приёмную семью с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. Число отказов, по словам Тимура Кизякова, измеряется долями процента, что примерно на два порядка ниже, чем без использования системы. Но и отказ не приговор.
— У нас был случай, когда семья, образованные люди, очень интеллигентные, взяла двенадцатилетнего мальчика. Ему нашли педагогов, с ним стали заниматься музыкой, а мальчишка по своему складу оказался проще, и члены этой семьи поняли, что они ничего не могут ему дать — ребёнок не принимает эти знания, не учится. Его вернули в детдом, видеопаспорт снова открыли. Приехала семья отставного военного, они живут в райцентре, у них там собаки, лошадь, река… И на мальчишку не нарадуются — он попал в свою стихию.
Поразительная эффективность устройства детей в приемные семьи, достигнутая благодаря «Видеопаспорту», породила надежду на его распространение в регионах. Но действительность внесла поправки:
— Некоторые регионы решили, что это современное средство, которое действительно помогает детям устроиться в семью, им не нужно, и «Видеопаспорту» дорога была закрыта. Сейчас мы работаем более чем с 30 регионами, в которых, судя по реальным результатам устройства детей, достигнут значительный прогресс. Но есть ряд регионов, в которых считают, что достаточно разместить любительские видео на малоизвестных сайтах. Появилось, к сожалению, немало таких «коллег» и «продолжателей», которые увидели в этом возможность заработка — политического или финансового.
Некомпетентные попытки «повторить» систему приводят к профанации и вредят делу.
— За десять лет можно было бы устроить в десятки раз больше детей. Если мы снимаем тысячи детей, у нас устраиваются тысячи, если бы мы снимали десятки тысяч, и устроены в семьи были бы десятки тысячи. Но, к сожалению, в тендерах, участвуют все, кому не лень. В Санкт-Петербурге, например, конкурс на производство судьбоносного видео о детях выиграла компания, которая занималась ремонтом и отделкой квартир.
«Видеопаспорт ребёнка» имеет только русскоязычную версию. Это принципиально. Тимур Кизяков уверен: нужда в усыновителях из-за рубежа полностью отпадёт, если грамотно задействовать российский потенциал.
— Иностранное усыновление перестанет быть актуальным, когда все ресурсы по усыновлению соотечественниками будут использованы. Сейчас этого нет — огромное количество наших соотечественников хотели бы и могут взять ребёнка, но у них недостаточно квалифицированной информации, чтобы этого ребёнка найти.
Родившийся десять лет назад в редакции телепрограммы «Пока все дома» проект по-прежнему не имеет аналогов в мире.
— Отбросив ложную скромность, можно с уверенностью сказать, что ни в одной стране и близко нет ничего аналогичного «Видеопаспорту», нет такой поддержки детей-сирот. Такое смогла позволить себе только Россия. А то, что это важное дело родилось в Московской области, — предмет нашей гордости. За прошедшие годы государство усилило свою роль в этом направлении, и помощь семьям, принимающим детей, в том числе больных, стала ощутимой. Эта помощь порой решающая для тех, кто хотел бы взять ребёнка, но сомневается в своих силах.
Премию, полученную от правительства, авторы проекта используют для создания новых видеопаспортов. Есть надежда, что высокая правительственная оценка поможет системе «Видеопаспорт ребёнка» преодолеть остающиеся ещё барьеры.
— Эта награда — признание нашего начинания делом государственной важности. Если бы государство взяло под контроль эту работу и открыло новую целевую программу, мы сумели бы помочь десяткам тысяч детей. Сейчас съёмочная группа отправляется на съёмки в регион, если там потенциально готовы к усыновлению двадцать пять, тридцать, сорок детишек. Чтобы командировка была целесообразной, приходится ждать. В идеале работы над видеопаспортом должны начинаться, как только ребёнок попадает в детское воспитательное учреждение. Съёмочные группы должны объезжать все регионы, чтобы дети сразу попадали в поле зрения страны. Тогда дети скорее попадут в семьи, а время пребывания в учреждении сократится.
В заключение — актуальная статистика. На момент интервью на сайте «Видеопаспорт ребёнка» доступны 1060 видеопаспортов детей. Ещё 76 заблокированы — с детьми уже знакомятся. Устроены в семьи 2440 детей. И это тот случай, когда цифры красноречивей слов.
Читайте также:
Реутов наградили за социальную сферу
Опыт реутовского «Согласия» распространят в Подмосковье
Бесплатный обмен вещей в Реутове организовали добровольцы
Телеведущий Тимур Кизяков сдал кровь в Реутове
Тимур Кизяков защитил птенцов Реутова от ворон