Несколько десятков человек откликнулись на приглашение фотографа газеты «ПроРеутов» Ранета Матказина и пришли в коворкинг-центр, чтобы поговорить о фотоискусстве в пятничный вечер 31 марта. Отправной точкой для разговора стали сотни снимков из разных городов и стран, в которых Ранет побывал за почти четыре десятилетия с камерой в руках. Ниже выдержки из почти двухчасового общения с мастером.
Говорят, что если есть дорога, то она должна вести к храму, а иначе зачем нужна эта дорога? Поэтому в Реутове, так или иначе, к храму мы приходим постоянно.
Как-то летал вертолёт над городом и зависал где-то. Это я фотографировал.
Почти все снимки цифровые обрабатываются. Я обрабатываю чаще в программе Aperture, она живёт на Mac OS.
Есть такой эффект: когда вы видите в лесу гриб, совсем не надо к нему бежать. Нужно подойти и внимательно посмотреть вокруг, есть ли ещё рядом грибы. В фотографии почти всё то же самое.
Я увидел, как уточка со своими детёнышами идёт по пруду. И я минут 10 просто ходил за ними и сторожил этот момент. Снято было кадров 30-40.
Наступала зима, снег уже был белый, и вдруг вот эти листики мелкие осыпались — как бы такой последний привет из осени. Очень нежный, на мой взгляд. Я очень люблю этот кадр.
У нас в городе бывают, конечно, чумовые всякие вещи. Вот эти два дома, они напротив администрации. У них есть подсветка, но тут ещё возникла луна, и я точно понял — это булгаковщина, и я не смог это не сфотографировать. Там где-то кот Бегемот ходит, ну, он переехал временно в Реутов.
Когда я это увидел, я вспомнил песню «Враги сожгли родную хату». Там есть слова «вино с печалью пополам». Потому что не каждому было дано дожить, а он дожил.
Фотография живёт, она будет жить, всё нормально, но есть какой-то элемент девальвации фотографии. Потому что у каждого из вас в кармане телефон. Если раньше происходило где-то там событие, репортёр туда бежал, быстро снимал, то теперь, пока он доедет, это давно в ютубе лежит. Скорость — да, но всё равно, если кто-то из близких, не дай бог, заболел, вы всё равно пойдёте в больницу к профессионалу. Так и здесь, когда нужна фотография серьёзная, всё равно нужно звать фотографа.
Раньше фотографу давали плёнку, он шёл, снимал и сдавал её проявиться. Ему печатали контрольные снимки, и если там ничего нет, то это — стоимость плёнки, плюс стоимость проявки, плюс стоимость печати фотографий. То есть ты походил, пощёлкал, дурью позанимался и выбросил из собственного кармана деньги. Это сейчас можно Ctrl-A, Delete и дальше снимать, а в то время фотографы очень тщательно относились к каждому кадру. Не только потому, что это стоило денег, а ещё и потому, что это время. Событие уйдёт, и ты его больше не застанешь. Я жил в ту эпоху, но застал и эту.
Когда много работаешь, и количество переходит в качество, то идут какие-то мурашки.
Я видел, как эти десантники подошли к этому дедушке. Это всё было по-настоящему.
Когда волшебство произошло, снимок совершён и он уже вызывает какие-то эмоции, то тогда абсолютно наплевать, чем он сделан — плёнка, цифра, фотоаппарат, спичечная коробка…
Чем отличается фотограф от человека, который только начинает фотографировать? Тот, кто только начинает, он не знает, что произойдёт дальше, а тот, который уже давно, он понимает — здесь будет движение, здесь что-то произойдёт.
На самом деле, я давно не в шутку, а на полном серьёзе говорю, что если какие-то фотографии вам нравятся, если я их сделал и вам показывают, то моей заслуги там вообще очень мало. Это просто через меня отпущено вам показать.
У меня сейчас фотоаппарат Canon 5D Mark 3. Тяжёлый, гад, страшно! Там у меня четыре объектива. Иногда спрашивают: «Какой брать объектив, каким нужно снимать?». Я знаю один ответ: нужно брать все, потому что тот, который не возьмёшь, именно он и окажется нужен. Поэтому я беру все. Тяжело.
Проводились соревнования бейсджамперов, и они два дня тренировались совершить массовый прыжок. Я просто с некоторыми из них дружу, и у меня был такой карт-бланш, я поднялся на телебашню, чуть не сдох — тогда лифты не работали. Я понял, что я туда больше не полезу и решил всё снимать здесь. И придумал этот кадр. Они договариваются очень интересно, кто куда летит, чтобы они не переплелись. Это не монтаж, это реальный снимок.
Фотограф прежде всего фотографирует себя самого изнутри. Это закон. Я люблю шутить, я люблю кадры весёлые.
Этот кадр очень интересный — здесь лица нет, но видно, что это хозяин дивизии. Батя.
Глава города наш. Правда, на Гагарина похож?
Сергея Чигракова как-то пригласили на один корпоратив, а я там фотографировал. «У нас будет Чиж!». Ну Чиж и Чиж. А он взял гитару, запел — через пять минут и я запел. Такая вот у него энергетика, просто захватывает.
Я не видел эту пчелу, когда снимал. Она влетела в кадр.
В Анголе интересно было. Дело в том, что они по-русски не говорят, по-английски не говорят, по-португальски не говорят и только на своём вот этом говорят, ничего другого они не понимают. Как-то надо находить с ними язык. Ну, для этого, очень просто, всегда в кармане конфеты, на лице улыбка. Но они, дети, старики, всё безошибочно чувствуют. Если у тебя на лице улыбка, а в кармане ты держишь фигу, они это почувствуют. Поэтому нужно открываться им полностью. Если ты открываешься, они тебе откроются в ответ.
Иногда стоит обращать на тени внимание. Они создают какую-то остроту в кадре.
Я заметил, если ты занят своим делом, если ты искренне к этому относишься, то люди это видят.
Помните фильм «Ностальгия» Тарковского? Вот по этому пруду шёл Янковский со свечой. Это место называется Баньо Виньони (Bagno Vignoni — ред.). Кадр был цветной. Я не просто перевёл из цвета в чёрно-белый, долго работал. Что-то такое я искал, игру, перспективу. Здесь есть лёгенький-лёгенький цвет, его видно только на мониторе. Есть хороший такой приём, когда что-то вы создали, покажите тому, кому доверяете. Кто не станет вас только по головке гладить, а скажет, что есть. Этот кадр многим моим коллегам просто очень нравится. Ну он и мне нравится, и он дома у меня висит.
Вот эта птичка мне очень понравилась. Хрен бы я её сфотографировал, если бы не паром, на котором мы плыли. Они такие нахалы, им так кусок хлеба протягиваешь, и они — фиу — пикируют, в зубы берут и дальше улетают! Вот мой друг протягивал, а мне очень понравились её лапки. Трогательные лапки.
Я во многих странах побывал, очень многих. Но когда я однажды приехал в Италию, был уже поздний вечер, мы все поужинали, жарко. И я думаю: «Что эта Италия? Подумаешь, Италия…». Утром мы приехали в какой-то город и просто пошли по улице. Иду, и минут через двадцать понимаю, что я люблю Италию. Это просто вот возникает ниоткуда, и всё. И вот с тех пор эта моя любовь и живёт.
Кого я мог бы назвать своим учителем? Вы сейчас будете смеяться. Антона Павловича Чехова. Когда меня спрашивают, где учиться фотографии — дело в том, что учиться фотографии нужно в Третьяковской галерее. Это не шутка. Ходить, смотреть, просто — это некрасивое слово — тупо смотреть. Чтобы у тебя зрительно откладывалось что-то. После этого читать книги Чехова, Куприна, я не знаю, много читать. Того же самого Шекспира. Чувствовать, любить, болеть, страдать — чтобы внутри перекипело. Чтобы там было то, что потом выразится — на бумаге ли, через объектив ли, либо как-то иначе. Накопить багаж. Ты должен не просто купить самый дорогой фотоаппарат в мире. Ты должен этим фотоаппаратом передать боль, передать радость. Без багажа внутри, без Чехова — не пойдёт. Прочитайте рассказ Шукшина «Сураз», «Гранатовый браслет», «Гамбринус» Куприна. Всё это накапливая у себя внутри, вы создаёте базу для того, чтобы потом стать художником и выражаться чем угодно — фотографией ли, кистью, музыкой. Даже на барабанах играть.
Я учусь каждый день. Предела совершенству нет.
Организатор мастер-класса — молодёжный медиацентр Реутова.
Читайте также:
Известные автожурналисты провели мастер-класс в Реутове
Реутовских бизнесменов научили личностному росту
Отдельное окно для бизнеса откроют в МФЦ Реутова
Максим Королёв провёл в Реутове мастер-класс по технике речи
Звёзды радиоэфира провели мастер-класс в Реутове