Педагоги школы № 2 поделились с коллегами из других учреждений образования Реутова своим опытом по организации практических внеурочных занятий со школьниками в многопрофильной творческой мастерской «Полёт».
На семинар-практикум с мастер-классами по роботехнике, программированию, 3D-моделированию, арт-дизайну, плетению из бумажной лозы, лепке из глины и солёного теста пригласили ведущих преподавателей и студентов Технологического университета Московской области, педагогов цифровых мастерских и исследовательских лабораторий реутовского Центра инновационного творчества детей и молодёжи «Изобретариум», а также родителей учащихся.
Открывая встречу, директор школы № 2 Надежда Головина заметила, что в марте этого года учреждение будет отмечать своё 55-летие. В его историю золотыми буквами вписаны имена Ефима Золотовицкого, учителя-новатора Игоря Волкова и других прекрасных педагогов. В своё время они разработали уникальную систему закрепления знаний и развития потенциала учащихся на практических занятиях в многочисленных творческих мастерских, секциях и школьных студиях. И сейчас эти традиции в школе № 2 активно развиваются. Первое направление практических занятий основывается на привлечении детей к ручной работе как на уроках трудового обучения и изобразительного искусства, так и в студиях по бисероплетению, арт-дизайну, плетению из бумажной лозы, лепки из глины и солёного теста.
Второе направление в школьной многопрофильной творческой мастерской «Полёт» связано с компьютерами и другим современным оборудованием, с помощью которых учащиеся школы № 2 погружаются в робототехнику, компьютерное моделирование и программирование.
И наконец ещё одно — «Проба пера» — посвящает школьников в азы журналистики и всего, что с этой профессией связано.
Все направления в школьной творческой мастерской удачно дополняют друг друга и прекрасно сочетаются со школьной программой. Как это выглядит, на конкретных примерах показали преподаватели, ведущие занятия со школьниками в студиях технического моделирования и программирования — учитель черчения, компьютерной графики и изобразительного искусства Ольга Лапшина, учитель информатики Ирина Кукушкина и педагог дополнительного образования Владимир Третьяков.
— Технические дисциплины в нашей стране становятся всё более востребованными, но некоторые предметы, с ними связанные, например черчение, в школьной программы сокращены, — говорит Ольга Лапшина. — Чтобы восполнить этот пробел, у нас в школе дети изучают компьютерную графику уже с первого класса. Сначала они работают в простых программах с простыми чертежами, далее — с объёмными, а с четвертого класса с помощью специальной инженерной программы «Компас-3D» делают модульные открытки и учебные пособия.
В прошлом году в творческую мастерскую азартно влился педагог дополнительного образования Владимир Третьяков. Он — страстный поклонник печати на 3D-принтере. С его приходом ребята начали воспроизводить виртуальные компьютерные чертежи сначала в самые простые фигуры, а потом и в действующие агрегаты, которые сами же и придумывают на занятиях по роботехнике. А программировать этих роботов детей обучает учитель информатики Ирина Кукушкина.
В творческий процесс активно включились учителя физики и химии Ольга Олейникова и Галина Новикова. Знание этих предметов ребята применяют не только для создания наглядных учебных пособий, таких как кристаллические решетки различных веществ, но и для весьма интересных изобретений. Так, ученики 8-х классов на уроках физики и технологии сами придумали и собрали музыкально-сенсорный индикатор протечек воды. Вот принцип его работы: если на подключенном к специальной электрической цепи сенсоре влаги нет, на выходе устройства звучит одна музыка, если на него попадала вода, цепь замыкается по-другому, срабатывает лампочка и мелодия переключается на другую. Источник питания — аккумулятор или батарейка, установить устройство можно, например, в подвале школы или жилого дома, дополнив его камерой видеонаблюдения.
Не менее интересную интеграцию знаний по конкретным предметам в новые навыки можно увидеть на занятиях по созданию кукол из полимерной глины и текстиля, к которым учащихся приобщает учитель английского языка Жанна Кривоносова. Дело в том, что куклы, очень похожие на старинные фарфоровые, — её хобби. Процессом их создания в совершенстве владеют рукодельницы-англичанки, которые показывают и рассказывают всё на английском языке в видеороликах на YouTube. Ученицы, слушая эти мастер-классы без перевода, пополняют свой английский словарь, а также делают кукол и парики для них, шьют им наряды.
Гостями на этом семинаре-практикуме были преподаватель лаборатории прикладного программирования Антон Щербина и заместитель директора Дома детского творчества Наталья Кивва, которой предстоит руководить новым учреждением дополнительного образования в городе — центром «Изобретариум».
— Сейчас мы находимся на пороге открытия построенного в нашем городе детского технопарка «Изобретариум», — сказала Кивва. — Часть образовательных программ в нём мы совместно с «НПО машиностроения» уже запустили: занятия по теории и практике космического полета, а также по прикладному программированию пока ведутся на базе коворкинга «Старт», но и они, и наработки школы, представленные сегодня, безусловно, будут востребованы в образовательных программах «Изобретариума». Я уверена, у нас будет много точек соприкосновения для совместной работы и с учителями школ, и с педагогами дополнительного образования. Такие мероприятия, как сегодняшние мастер-классы, очень нужны.
— Сейчас есть и компьютеры, и 3D-принтеры, но важно не уводить детей от работы руками в виртуальный мир, только в сферы высоких технологий, — сказал Антон Щербина. — Надо, чтобы ребёнок понимал, как устроена та же батарейка. Пусть он её разберёт, заглянет внутрь устройства и научится создавать его из подручных средств. Необходимо объединять в одно целое и работу руками, и современные технологии! По своему опыту могу сказать, от готовых игрушек и конструкторов дети быстро устают, а при создании чего-то своего через игру и исследования подобных проблем почти не возникает. Более того, иногда дети изобретают такие вещи, до которых взрослый вряд ли додумается.
— Сегодня мне было очень приятно увидеть те результаты в развитии научно-технического творчества, которыми действительно могут похвастаться преподаватели реутовской школы № 2, — сказала представитель областного Технического университета Наталья Сидорова. — Мы очень заинтересованы, чтобы в высшую школу приходили абитуриенты, уже проявляющие интерес к технике и имеющие навыки технического мышления.