Новости / Новости
Заслуженному испытателю космической техники Леонарду Смиричевскому — 80 лет
21.02.2019 в 14:05
1732 0
Автор: «Трибуна ВПК»

Леонард Дмитриевич Смиричевский в АО «ВПК «НПО машиностроения» человек известный. О его славном трудовом пути газета корпорации «Трибуна ВПК» писала не раз. Чего стоят только его опубликованные рассказы об участии в испытаниях по программе «Алмаз»! Умение Леонарда Дмитриевича легко находить общий язык с людьми позволяет ему всегда находиться в самой гуще актуальных событий, которые наполняют жизнь предприятия содержанием и смыслом. Автор книги воспоминаний «Откровенно о сокровенном», начальник НИЦ 00-40 Л.Д. Смиричевский заслуженно стал историком и главным хранителем музейного комплекса предприятия. О самых значимых событиях своего жизненного пути он рассказал в беседе с корреспондентом газеты накануне своего славного юбилея.

– Я пришёл в нашу фирму по распределению после окончания Харьковского авиационного института. Вначале, с осени 1962 года, работал над дипломным проектом в КБ-7. Темой моего проекта был пилотируемый ракетоплан. Успешно защитился. После защиты меня распределили в КБ-1, в бригаду Ю.С. Дегтярёва. Позже он стал заместителем начальника КБ-1, а начальником бригады – Ю.В. Беляев. В КБ-1 меня привлекали к работам по ракетопланам, позже – по «лунной программе». Но, поскольку я мечтал попасть в школу лётчиков-испытателей (ШЛИ), я больше думал о полётах, потому что кроме обязательного высшего авиационного технического образования нужен был хороший налёт, в том числе и на реактивных машинах.

Летать на планёрах я начал ещё в старших классах школы. Тогда же выполнил и первые парашютные прыжки. В институте продолжал летать на планёрах, спортивном самолёте «Як-18» и прыгать с парашютом. Получил высокие спортивные разряды по планеризму и парашютному спорту, а позже и звание «мастер спорта» по самолётному спорту. После пятого курса, перед поездкой в Реутов, прошёл сборы и освоил нашего трудягу «Ан-2». Получил военно-учётную специальность «лётчик транспортной авиации», когда все наши выпускники были инженерами-механиками. Молодым специалистом в КБ-1 мне удалось по выходным полетать в подмосковном аэроклубе на «Як-18А», в 1963 году в Кинель-Черкасском учебном центре – стать участником лётных сборов на УТИ «МиГ-15» и «МиГ-15 бис». А в 1965 году – на УТИ «МиГ-15» и «МиГ-17Ф» в Вяземском центре. В военном билете у меня появилась новая запись: «Военно-учётная специальность – лётчик-истребитель». Без лётного училища мне удалось освоить реактивную технику, это был исключительный случай.

Казалось бы, всё уже было сделано для поступления в ШЛИ. Но в это время на предприятии началась работа над эскизным проектом по пилотируемому комплексу «Алмаз». Работая в КБ-1 по «алмазному проекту», я принимал участие в разработке компоновки ОПС, создавал разные схемы обслуживания бортовых систем, анализировал возможные нештатные ситуации. Конечно, в это время начал мечтать о полётах в космос. В стране ещё не вышло постановление о привлечении к космическим полётам гражданских специалистов, а я, работая в КБ-1, в 1966 году начал первым в фирме участвовать в различных испытаниях по программе «Алмаз»: семьдесят суток в сурдокамере; предельные, до 15 g, перегрузки на центрифуге; в моделированной невесомости в гидробассейне и на летающих лабораториях. Очень горжусь тем, что был дружен с «алмазными» и многими другими космонавтами и что сам Ю.А. Гагарин поздравлял меня после окончания сурдокамерного эксперимента.

В 1971 году был организован отдел 42, в котором сосредоточились работы по созданию тренажёров, разработке бортовой полётной документации, подготовке космонавтов ЦПК. В этом же отделе осуществлялся отбор в космонавты из числа наших сотрудников. Я тоже попытал счастья. Несколько лет был в составе группы «спецконтингента», но до утверждения в министерстве дело не дошло. Врачи ИМБП, конечно, перестраховывались и цеплялись к каждой мелочи. Я приложил много сил, чтобы привлечь наших кандидатов в космонавты к различным испытаниям, к прыжкам с парашютом и полётам на самолёте. Можно было бороться с медиками, но, когда на «Алмазе» бортинженерами полетели вместо «фирменных» ребят военные, стало ясно, что нам полёты не светят. Тем более что и тема «Алмаз» после полёта «Салюта-5» была на грани закрытия. Тогда я поступил в аспирантуру предприятия и после её окончания в 1981 году успешно защитил кандидатскую диссертацию.

После окончательного закрытия темы «Алмаз» принимал участие в разработке технических предложений по проекту «лёгкого космического самолёта», проводил испытания авиационного варианта «Метеорита», комплекса «Бастион», принимал участие в эскизных проектах по многим темам, связанным в числе прочего и с космическим направлением деятельности предприятия.

В 2010 году был организован НИЦ 00-40. Основной его задачей было определено сохранение исторически ценных документов, создание летописи предприятия, участие в написании энциклопедий по истории ракетно-космической техники. В нашем дружном работоспособном коллективе возникла идея – в пустом заброшенном зале устроить новый музей вместо старого, созданного ещё В.Н. Челомеем на шестом этаже корпуса 24. Идею поддержало руководство. Александр Георгиевич Леонов утвердил концепцию. И с этого момента началась грандиозная работа по созданию нового музея. Был сделан капитальный ремонт не только нашего этажа, но и всего корпуса. Цехом 21-20 была выполнена реконструкция старых моделей и изготовлены новые. Большая заслуга в оформлении музея принадлежит коллективу дизайнеров во главе с А.Е. Сакеллари. Теперь музей радует не только наших сотрудников, но и смежников, а также гостей предприятия, школьников и студентов.

В настоящее время мы с коллегами трудимся над новой фундаментальной книгой по проекту пилотируемого комплекса «Алмаз». Работая над материалами будущей книги, поражаешься уникальным разработкам, выполненным нашим предприятием.

Статьи по теме
Комментарии 0
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Общество Видео Образование Дети ЖКХ Станислав Каторов Праздники Благоустройство ЕР Здравоохранение Транспорт История Бизнес ПроРеутов Депутаты НПО машиностроения Строительство Социальная политика Губернатор Андрей Воробьев Безопасность Сергей Юров Игорь Брынцалов Криминал День Победы Экономика Экология МВЦ Конкурс Политика Обзор Приалит Парк ЦГКБ Дороги Знаменитости Архив газеты МКДЦ Полезное Кино ДК «Мир» РЖД Фабричный пруд Максим Сураев Еда МЧС Наше Подмосковье Энергия Выборы Религия ДТП Наука Изобретариум ФОК Рейтинг ВПЦ Рекрут Хобби Услуги Коворкинг Старт Питомцы Алексей Папин Реутов Парк ПосадиСвоеДерево ЗАГС Академик Челомей РТВ Девушкамечты Общественная палата Экватор МФЦ Добродел Юнармия Мария Сотскова Мнения Кадеты Людмила Колобанова Космос Путешествия Интернет Президент Владимир Путин ОДОН ММЦ Ирина Тульчинская Александр Леонов WorldSkills ДЮСШ Русален Тимур Кизяков Рецензия Филипп Науменко Крутицы Юрий Кузнецов Анна Вирон Михаил Илинич Евгений Касперский Секс Татьяна Космачёва Дима Билан Андрей Ломанов Алексей Илларионов Мириталь Братья Березуцкие Егор Кончаловский Владислав Котлярский Андрей Гайдулян Наталья Назарова Дмитрий Харатьян Патриарх Кирилл Психология Большие вызовы Владимир Этуш Александра Пацкевич Полина Гагарина Радик Закиров Сергей Цыганов
< >