Продолжаем наш рассказ о почётных гражданах Реутова. В преддверии следующего года, когда вся страна будет отмечать 75-летие Победы, особое внимание вновь уделяем реутовчанам-фронтовикам, получившим в разные годы это почётное звание. Рассказываем об удивительной судьбе танкиста из Реутова Георгия Артёмова.
Георгий Яковлевич Артёмов – один из восьми реутовчан, кому в 1971 году, когда широко отмечалось 30-летие разгрома немцев под Москвой, было присвоено звание «Почётный гражданин города Реутова».
Родился Георгий Артёмов через год после революции – в октябре 1918 года в одной из деревень под Наро-Фоминском. Детство его прошло в условиях Гражданской войны, холода и голода, – читаем об этом в книге историка Евгения Сергеева «Реутов. Летопись в лицах, документах и фотографиях».
После окончания школы Георгия призвали в Красную армию. В 1939–1940 годах он участвовал в войне с Финляндией на Карельском перешейке, где за проявленный в бою героизм был удостоен медали «За отвагу». Артёмов решает стать офицером и поступает в 1940 году в Киевское танково-техническое училище.
С началом Великой Отечественной войны он, как и многие его друзья-курсанты, выражает готовность отправиться на передовую, чтобы немедленно вступить в схватку с врагом. Такая возможность представилась молодым военным буквально на второй месяц войны, когда гитлеровцы стали подходить к Киеву. 8 июля 1941 года для усиления обороны города приказом командующего войсками Юго-Западного фронта из командиров, политработников, преподавателей и курсантов киевского училища был сформирован бронетанковый полк. Командиром полка назначили начальника тактического цикла училища подполковника И.М. Логановского, начальником штаба полка – помощника начальника учебного отдела майора Е.Ф. Дрейклера, командирами батальонов – преподавателей тактики капитана Емельянова и капитана Палотина. В состав полка вошли опытные механики-водители и лучшие курсанты училища.
26 июля 1941 года по приказу командующего Киевским военным округом в училище срочно формируют группу из тринадцати танков. Все командиры экипажей боевых машин назначаются из числа курсантов, прошедших боевое крещение у границ Финляндии. Одним из них был и сержант Георгий Артёмов. В его экипаж вошли механик-водитель Я.В. Сармин и башенный стрелок А.Ф. Сидоров. Танкисты училища направляются прямиком к Житомирскому шоссе, по которому колонна из ста немецких танков наступает на Киев.
Броня крепка, и танки наши быстры
Вот как вспоминал свой первый бой в Великой Отечественной войне сам Артёмов.
«53-й километр Житомирского шоссе. Именно здесь мы решили устроить засаду и встретить противника. Место выбрали в выгодном для нас месте, договорились, кто будет стрелять по первому танку в колонне противника, а кто по последнему. Спустя какое-то время появился головной дозор врага из двадцати пяти танков, к каждому из которых были прицеплены орудия. На броне сидела артиллерийская обслуга. Когда они подошли к мосту и остановились, мы ударили! Сразу загорелись передний и задний танки, остальные мы уничтожили буквально за считанные минуты, но всё же из башни первого танка немцы успели выпустить сигнальную ракету, предупредившую основные силы. Развернувшись, по фронту на нас двинулись оставшиеся семьдесят пять танков колонны, мы быстро перенесли огонь на них. Фашисты не выдержали и повернули обратно. Как позже сообщила наша разведка, мы уничтожили тридцать семь танков, большое количество орудий и живой силы противника. Наши потери составили один подбитый танк».
После этого боя Георгий Артемов был вновь отозван в училище, где ему присвоили офицерское звание. Сразу после этого молодого лейтенанта Артёмова распределили в 146-ю танковую бригаду 16-й армии, которая принимала участие в боях под Москвой. Интересно, что это было первое бронетанковое подразделение Красной армии, в составе которого большинство танков были английскими (полученными по ленд-лизу), среди них средние танки Мк-3 «Валентайн» и Мк-2 «Матильда».
На этих машинах около месяца поздней осенью и в начале зимы 1941 года 146-я танковая бригада сражалась, обороняя боевой участок от Истры до Крюкова, потом в состав подразделения добавились и тяжёлые отечественные танки «КВ» (Клим Ворошилов). В первые месяцы войны они неприятно удивляли противника непробиваемой бронёй; впрочем, тяжело с ними приходилось и нашим танкистам: танк «КВ» был маломобильным, грузным, при малейшей ошибке неопытного водителя часто выходил из строя. Эвакуировать эти машины с поля боя или просто с марша было непростой задачей, которую доверяли самым опытным техникам-танкистам. Именно таким был лейтенант Артёмов.
После овладения Клином немецкие войска продолжали рваться к Москве, развивая наступление в восточном направлении на Яхрому. Для советских войск в эти дни сложилась очень тяжёлая обстановка. Командование Западного фронта принимало все меры, чтобы остановить врага на северо-западных подступах к столице. 25 ноября 1941 года на этом направлении в состав наших войск влились дополнительные тридцать шесть танков: пять КВ-1, одиннадцать Т-34 и двадцать лёгких танков Т-60.
Уже через пару недель, 8 декабря 1941 года, в рамках общего контрнаступления Западного фронта подразделения 146-й танковой бригады наконец перешли от обороны к атаке и погнали фашистов от Москвы, освободив сначала Дедово, Петровское, Еремеево, Алексино, Сысоево, а 11 декабря и Истру. В ходе боёв танковое подразделение, в которое распределили Артёмова, понесло значительные потери, пришлось его доукомплектовывать личным составом и боевыми машинами.
С 25 января 1942 года 146-я танковая бригада была переброшена в район Стрельны и Радождева и действовала уже в составе 10-й армии, задерживая и останавливая продвигавшегося противника из района Думиничи на Сухиничи (Калужская область).
Ближе к февралю 1942 года бригада вновь переходит в состав 16-й армии и отправляется на рубеж Медынцево, Дудорово, Сеничкин, Алмазово, обеспечивая стык 16-й и 61-й армий при новом наступлении к столице превосходящих сил противника.
Весной 1942-го танкисты участвуют в очень тяжёлых боях, сорок семь человек боевого состава 146-й танковой бригады за проявленные мужество и героизм были награждены орденами и медалями, но сто шестьдесят девять танкистов с января по апрель 1942 года в этом подразделении погибли. В эти же месяцы бригада регулярно получала пополнение личного состава, что давало возможность успешно выполнять боевые задачи. Об этом сообщается в докладе начальника штаба 16-й армии генерал-майора Михаила Малинина.
В декабре 1942 года приказом по 146-й танковой бригаде старший техник-лейтенант Артёмов, который на тот момент числился помощником командира роты «КВ» по технической части 137-го танкового батальона, был награждён орденом Красной Звезды. Коротко расскажем, что в наградном листе к этому ордену отмечены не один, а несколько подвигов лейтенанта. В боях за населённый пункт Котовичи под сильным огнём противника Артёмову сначала пришлось эвакуировать с поля боя три подбитых танка «КВ». Во время эвакуации наших танкистов атаковали несколько фашистских танков, четыре из которых экипажам машин под командованием Георгия Артёмова удалось уничтожить.
Спустя несколько дней Артёмова отправили ночью на выручку боевым товарищам, вместе со своим подбитым танком они застряли в тылу противника. Бросить машину экипаж отказался, ждали техника, чтобы попытаться отремонтировать танк на месте, а потом прорваться к своим. После того, как прибыл лейтенант Артёмов, танкистам удалось завести машину, но это тут же заметили немцы. Их пехота несколько раз пыталась поджечь броню советского танка. Однако, как указано в наградном документе к ордену, «товарищ Артёмов организовал из экипажа прочную оборону танка и не допустил немецкую пехоту к машине. Противник при этом потерял около 150 солдат и офицеров».
В августе 1942 года в боях за населённый пункт Дудино Артёмов эвакуировал ещё два танка «КВ», и снова сделал это прямо под носом у врага. Правда, один из танков попал на мину, в результате чего Георгий получил лицевое ранение. Несмотря на это, он остался в строю, дождался, пока участок отхода танков разминируют, и доставил вверенные ему машины к ремонтной базе. «В настоящее время тов. Артёмов находится в госпитале, – указано в декабрьском приказе 1942 года по 146-й танковой бригаде. – Достоин награждения орденом «Красная Звезда».
Возвращая танки к жизни
После госпиталя Георгий Яковлевич уже в составе 1-го, а потом 2-го Белорусского фронта будет гнать фашистов до Берлина. Под Брянском получит второе ранение, и вновь вернётся на фронт и будет воевать так, что в 1944 году и сразу после войны его наградят тринадцатью медалями за освобождение разных городов и ещё двумя орденами – Отечественной войны первой и второй степени. Читая наградные листы к орденам, невольно поражаешься: этому человеку удавалось сделать то, что нам в мирной жизни и не снилось.
В 1944 году на тот момент уже гвардии капитан Артёмов, командир 251-го отряда по эвакуации тяжело застрявших танков 2-го Белорусского фронта, вместе со своим подразделением всю летнюю кампанию, а затем и весну 1945-го спасал танки с поля боя и из-под воды. Его отряд поднимал советскую бронетехнику с глубин от десяти до двадцати пяти метров из рек Висла, Одер, Фишах. «Всего за последнюю операцию эвакоотрядом товарища Артёмова вытащено тяжело застрявших и утонувших танков 38 единиц», – читаем в наградном листе к первому его ордену Отечественной войны, первой степени. В документе ко второму ордену, второй степени, который гвардии капитан получил в ноябре 1945 года, отмечены его фронтовые заслуги в январе – феврале победного года, когда наши войска приближались к логову врага – Берлину.
«Следуя за наступающими танковыми частями 2-й ударной армии, 48-й армии, 65-й армии, 8-й и 1-й танковые корпуса имели только две бригады по эвакуации тяжело застрявших танков, – сообщается в наградном документе. – Капитан Артёмов мобилизовал своих подчинённых на преодоление исключительных трудностей работы в ледяной воде, в любую погоду для выполнения заданий командования. В результате его личного героизма и верного выполнения приказов его подчинёнными за период с 15 по 31 января 1945 года его отрядом эвакуирована 21 единица боевой техники – 14 тяжёлых и семь средних танков. Всего за период 15 января – 15 февраля 1945 года эвакуированы 35 танков, преимущественно тяжёлых. Большинство из них сразу после сушки ушли в бой. Достоин награждения орденом».
После войны Георгий Яковлевич до 1950 года продолжал служить в Советской армии. Затем уволился и жил в деревне в нынешнем Одинцовском районе Московской области. Работал сначала в ОКБ Сухого в Москве, а с 1960 по 1979 год – мастером в «НПО машиностроения». В 1962 году Артёмов переехал на постоянное место жительства в Реутов. Уже выйдя на пенсию, до 1986 года работал слесарем в Доме культуры, нынешнем деловом комплексе «Мир». За трудовую доблесть был награждён медалью «Ветеран труда». В этом году 2 октября Георгию Яковлевичу Артёмову исполнился бы 101 год.