Преподавательница кружка бисероплетения Подростково-молодёжного центра Нина Сергеевна Войткевич 1 января отпраздновала юбилей – 75 лет, 35 из них она работает в ПМЦ. «ПроРеутов» пообщался с мастерицей и узнал, сложно ли создавать изделия из такого деликатного материала и почему Нина Сергеевна бросила танцы ради бисера.
– Расскажите, сколько лет вы занимаетесь бисероплетением?
– Поначалу я занималась хореографией, потому что по образованию хореограф, окончила хореографическое отделение училища культуры в городе Советске Калининградской области. Несколько лет сама танцевала, потом работала в Германии, в группе советских войск, – в ансамбле. Потом вернулась и с тех пор всё время занимаюсь с детьми. Работала в перовском Доме пионеров, потом он стал Дворцом, в школе искусств в Медведкове. И в 1987 году я перешла работать сюда, в «Парус» (филиал Подростково-молодёжного центра. – Ред.), хореографом. А потом прошло много лет, и так получилось, что возраст дал о себе знать. Когда тебе семьдесят, то уже танцевать, прыгать становится тяжело.
Мне не хотелось уходить на другую должность, в другую профессию после стольких лет работы. И я решила попробовать себя в рукоделии. Посмотрела одно, другое, третье. У нас до меня была хороший педагог, Тамара Ивановна Елизарова, вела кружок бисероплетения, достаточно новое тогда направление, и я решила попробовать. Тем более что смолоду я часто занималась другими видами рукоделия.
– Как за эти годы изменился Подростково-молодёжный центр?
– Сам филиал «Парус» не менялся, менялась в основном структура всего центра. В 1990-е годы было очень тяжело выжить. Почти все педагоги уволились. Многие клубы в Московской области сокращались, распадались. Благодаря руководству города – а тогда заместителем главы администрации Реутова была Анна Васильевна Бабалова – Подростково-молодёжный центр не распался после передачи его городу от «НПО машиностроения». Стали создавать платные кружки, чтобы только удержать педагогов. Как-то вот так потихоньку восстанавливали и, главное, сохранили все бесплатные кружки для детей в это трудное время.
В целом вся система дополнительного образования в Реутове – студии, кружки, творческие объединения – за тридцать пять лет не изменилась.
– Бисероплетение сейчас стало более популярным, нежели в советские годы?
– В те времена бисер был очень дорог и им особо не занимались. Занимались в основном плетением шейных украшений, браслетов и вышивкой из бисера. А сейчас у этого материала возможности такие, каких тогда никто не мог даже представить. Многие называют наше занятие рукоделием, но я считаю, что бисер – это безграничное искусство.
– Занятия с бисером развивают какие-то способности? Какое значение они имеют для детей?
– Для детей бисероплетение имеет очень большое и важное значение. Во-первых, эстетическое, потому что оно связано с многогранностью этого вида творчества. Оно соединяет в себе очень много средств развития детей. Это приобщение к труду, умственное развитие благодаря тому, что развивается мелкая моторика. Во-вторых, формируются усидчивость, терпение и, конечно, развивается детская фантазия. А самое главное – приносит детям неописуемую радость. У меня, можно сказать, самый многочисленный кружок. Я работаю в филиале «Парус», здесь ко мне больше двадцати человек приходят, и в филиале «Крылья» на «Комсомольской», там у меня по средам занимаются одиннадцать человек. Я никому не отказываю.
– Часто ли детям хватает терпения и усидчивости, чтобы доделать какое-то изделие?
– Есть дети, которые не выдерживают, кому-то терпения не хватает, кому-то зрение не позволяет работать с мелким бисером. Но в основном детям это творчество очень нравится.
– Готовите ли вы поделки для конкурсов или праздничных мероприятий?
– К каждому празднику мы делаем тематические выставки в «Парусе» или в школах. 16 января мы участвовали в городской выставке в Музейно-выставочном центре. Представили две работы бисерного плетения и две работы алмазной вышивки. Нам дали второе место и приз зрительских симпатий. Было очень много работ, и для нас такой результат – это очень хорошо. В позапрошлом году мы посылали десять работ на республиканский заочный конкурс «Сказку дарит Новый год». Этот год у нас юбилейный – семьдесят пять лет победы в Великой Отечественной войне. Мы подготовили творческий проект и будем к 9 Мая готовить ряд материалов и поделок, посвящённых Дню Победы. Сейчас почти всем детям мы подобрали творческую работу. Некоторые уже приступили к выполнению. Хотим сделать аллею берёзок, обелиски на аллее из бисера. Это будет общая композиция. А индивидуально дети будут мастерить картины, букеты гвоздик с надписью «9 Мая». Сейчас мы готовим выставку ко Дню влюблённых и 23 февраля.
– Как вы стали работать в Реутове, вы здесь живёте?
– Живу я в Москве. Но мне очень легко добираться до Реутова. Раньше я работала в Москве, но мне было далеко ездить. А потом Вера Вильевна, которая была начальником отдела по делам молодёжи, пригласила меня работать в Реутов. Здесь очень хороший коллектив, и до сих пор он таким и сохранился. Я детей очень люблю, и когда вижу их глазёнки, то от них заряжаюсь, особенно когда вижу, какими радостными они выходят с поделочками с занятия. Они мои крылья, которые несут меня по жизни. Я себя не мыслю без этого и не представляю.
Хочется отметить огромную помощь для плодотворной работы студии бисероплетения руководства Подростково-молодёжного центра: директора Анны Александровны Паниной, заместителя директора Виктории Юрьевны Никитиной. Они делают всё необходимое для развития художественно-прикладного творчества детей и подростков – это постоянное обновление материально-технической базы, создание эстетического уюта, приобретение инструментов и материалов, выставочных стендов, методических пособий, оборудования, организация интересных культурно-массовых праздников и мероприятий и многое другое. В конце декабря 2019 года для всех коллективов они подготовили замечательные праздники Новогодней ёлки с приглашением Деда Мороза и Снегурочки, каждый участник получил новогодний подарок. И для сотрудников ПМЦ организовали чудесный новогодний вечер – это сплачивает коллектив. Во всём чувствуются их забота и внимание для достижения хороших результатов.
– Сложно ли заниматься бисероплетением?
– Кому как. Некоторые не справились бы. Я всегда придерживаюсь простой, но мудрой истины: если хочешь делать какое-то дело, то его надо делать. А если ничего не делать, то ничего и не сделаешь. Если я уже взялась, то должна делать хорошо. Детей ведь не обманешь. Они моментально видят отношение педагога к работе. Мне вообще не хватает времени на занятиях. Я на работу иду с такой любовью, что времени не хватает, я его не замечаю. Плюс ещё многое зависит от педагога и от самого человека. Если он любит своё дело, если у него есть призвание, то он справится.
– Откуда вы черпаете вдохновение, создавая украшения, картины, композиции из бисера?
– Везде ищу, где только могу. Если где-то вижу, например, книгу по бисероплетению, то, сколько бы она ни стоила, обязательно для себя её куплю. Мне захотелось, допустим, сделать композицию по сказке «Теремок» или «Буратино», и я увидела хорошую картинку в каком-то издании, то я обязательно куплю его и сделаю. К Новому году захожу в Fix Price, и у меня глаза разбегаются: хочется взять и то, и то, и ничего не жалею для этого.
– Как вы готовитесь к уроку?
– Несколько раз сама проплетаю то или иное изделие, подбираю бисер по цветам, определяю толщину проволоки. Ищу источники везде. Фантазия людей безгранична, и есть множество задумок.
Стараюсь, чтобы дети на занятиях плели без ошибок. Если у кого-то не получается, я забираю поделку домой, немного подправлю, чтобы ребёнок не нёс домой неудачную поделку.
Работы хранятся в архивах, но большинство поделок дети разбирают. Мы никогда не делаем маленькие поделки – обязательно все оформляем в композицию. Если плетём цветы, то обязательно мы их оформляем в горшочки, стаканчики, корзиночки или в рамочки. Девочки любят создавать персонажей из сказок.
– Бисероплетение по деньгам – затратное хобби?
– Смотря где покупать материал. Вообще, очень затратное. Если покупать в бутиках, каких-то крупных магазинах, то выходит дорого. Нужны и бисер, и проволока, и клей, и лак, и гипс для создания горшочков. Я приспособилась покупать оптом. Не покупаю чешский или японский дорогой бисер. Детям для образования этого не нужно, если только для выставочных работ. Я делаю покупки на «Садоводе», там много неплохого китайского материала.
– Дети больше любят делать украшения или композиции из бисера?
– Мы чередуем всё. Я учу их всему понемножку. Когда дети только приходят, мы начинаем нарабатывать технику плетения: параллельное плетение, петельное плетение и другие. Постепенно усложняем техники.
– Если у ребёнка не всегда получается поделка, как его подбодрить, чтобы он не забросил хобби?
– Я всех подбадриваю, поэтому никто не бросает занятия. Бросают только по состоянию здоровья или из-за нехватки времени. А так дети обычно втягиваются. У нас декабрь получился очень напряжённым, были выставки, кто-то даже дома делал работы. И мы справились.
– Дети какого возраста с вами занимаются?
– Школьники от семи и до тринадцати лет. В одной группе дети одиннадцати-тринадцати лет, а в другой – младшие. Мальчики тоже занимаются.
– А вы что сами больше всего любите плести?
– Раньше очень любила плести на проволоке, плела деревья. А теперь появилось новое направление, я занимаюсь алмазной вышивкой. Это новый вид бисерного творчества, когда используются не круглые бусинки, а срезанные полубусины, их выкладывают на клеевую основу. Сейчас огромный выбор таких полубусин. Очень люблю плести цветы. У меня много хороших книг по плетению растений. Хочется всё перепробовать, и до тех пор, пока я всю книгу не изучу и всего не попробую из неё – не успокоюсь. Осенью плели подсолнухи. К марту будем плести ромашки. Ко Дню Победы – гвоздики.
– Можно ли заработать на продаже изделий из бисера?
– Я никогда к этому не стремилась и ни одной поделки не продала. Даже не знаю, сколько на этом можно заработать. Но если бы я даже этим зарабатывала, думаю, что впрок вырученных средств не хватит. Хотя в Интернете очень много предложений, некоторые люди делают работу с бисером своей профессией. Есть очень хорошие мастерицы, которые вышивают церковные иконы. Дети тоже не стремятся продавать свои работы. На занятиях я всегда говорю: поделка – это ваш талисман, вы вложили в него душу. Частичка вашей души перешла в это изделие. Вы его подарили – и ваша энергия перешла к другому человеку. Этот талисманчик принесёт добро, если сделан с любовью.
– Приходилось ли вам создавать украшение или композицию для какого-то известного человека?
– Нет. Я раздариваю свои работы родным и близким. Дома вообще ничего нет. Всё, что я плету, хранится в филиале «Парус» или у родных.
– Как сохранить на долгие годы любовь к своей профессии, к детям?
– Этого нужно не прекращать хотеть. Творческий потенциал человека безграничен. Я, например, никогда не думала, что буду заниматься бисером…
– Что бы вы пожелали жителям Реутова?
– Желаю, чтобы их город продолжал развиваться и процветать, как в последние десятилетия. Когда я пришла сюда работать, а это больше тридцати лет назад, здесь всё было иным. На моих глазах возвели церковь, создали парк и многое другое. И я хочу, чтобы горожане продолжали любить, ценить, украшать свой Реутов. Я считаю, что это самый красивый город в Московской области!
Александра Барабанова