В конце мая в дистанционном режиме прошла секция аэрокосмического факультета МГТУ имени Н.Э. Баумана в рамках Всероссийской конференции «Студенческая научная весна — 2020».
Конференция была посвящена юбилейным датам: 190-летию МГТУ имени Н.Э. Баумана, 60-летию кафедры СМ-2 и 35-летию аэрокосмического факультета. В интерактивной программе студенческой конференции состоялись презентации 13 докладов.
Как рассказала газета «Трибуна ВПК», бурную дискуссию на секции вызвал доклад «Сферический двигатель внутреннего сгорания» стипендиата Правительства РФ, студента группы АК2-101 Ивана Стаканова.
— В данной области достаточно давно не было никаких существенных изменений. Те конструкции, которыми мы пользуемся, придуманы 70–80 лет назад, — пояснил Иван Стаканов. — Их технический потенциал уже почти исчерпан. Невозможно бесконечно улучшать уже созданную конструкцию. Рано или поздно мы достигнем предела её технического потенциала, и нам придётся перешагнуть на новую ступень. Я поставил перед собой задачу найти путь, по которому в дальнейшем может пойти развитие тепловых машин.
В своей работе студент рассматривает основные недостатки существующих двигателей внутреннего сгорания и предлагает их принципиально новую конструкцию. Сферический двигатель внутреннего сгорания сочетает в себе достоинства уже имеющихся агрегатов: высокую удельную мощность, малый вес и габариты, высокую надёжность, — и исключает их некоторые недостатки: плохую экологичность, низкие показатели топливной эффективности, высокую себестоимость.
По мнению Ивана, сферический двигатель внутреннего сгорания может занять нишу между газотурбинными установками, теряющими свои преимущества при уменьшении размера, и поршневыми агрегатами, плюсы которых нивелируются при увеличении мощности.
Если у поршневых двигателей, как сообщил автор доклада, степень расширения достигает 10–11, а у гоночных машин — 12, то у сферического двигателя — 14,5; у него принципиально другая кинематика. Если обычный мотор крутится до 5000–7000 оборотов, хороший — до 8000, то сферический достигает 14 700, а это позволяет в очень маленький размер упаковать большую мощность. Причём вес двигателя будет небольшим
На конференции Ивану задавали вопросы и студенты, и преподаватели, и сотрудники «НПО машиностроения».
— Иван, в 2019 году по данной работе ты получил патент РФ. Расскажи, пожалуйста, чем твой сферический двигатель отличается от тех, которые до твоего патента были зарегистрированы в патентной палате интеллектуальной собственности? — задал вопрос декан аэрокосмического факультета МГТУ имени Н.Э. Баумана Ростислав Симоньянц.
— Многие авторы называют свой двигатель сферическим, как и я, из-за формы внешней или внутренней камеры, — ответил Иван Стаканов. — Но по сути форма камеры не определяет кинематику. У моего двигателя совершенно другая кинематика внутренних органов