Век информационных технологий не мог не отложить отпечаток на существующие системы расчётов. Призванные к упрощению и унификации таких процедур электронные средства платежа стремительно вошли в жизнь практически каждого из нас, что способствовало и распространённости хищений в этой сфере.
Среди наиболее распространённых способов хищений выделяются:
– использование злоумышленниками индивидуальных данных банковских карт пострадавших для осуществления расчётов в преступных целях. Такие ситуации возможны при компрометации этих карт в результате раскрытия их данных третьим лицам;
– двойное списание, характеризующееся тем, что потерпевший передаёт банковскую карту продавцу (оператору, официанту, заправщику), которую тот дважды проводит через платёжный терминал под предлогом ошибки при первоначальном платеже;
– хищение при бесконтактной оплате в тех случаях, когда похитители оперируют собственными бесконтактными считывателями или терминалами, прислоняя их к карманам и сумкам;
– хищение с использованием дубликата сим-карты мобильного телефона, которое осуществляется путём предварительного выяснения преступниками номера сим-карты, к которому привязаны банковские карты и изготовления её фальшивого аналога с последующим списанием денежных средств;
– хищения посредством использования информации о банковских картах, предоставленных похитителям самими пострадавшими для оплаты продаваемых ими товаров;
– распространённый характер носят хищения, связанные с обманом доверчивых граждан, когда похитители, представляясь близкими родственниками (знакомыми) потерпевших, просят о передаче или перечислении электронным платежом определённой суммы денежных средств для разрешения сложившихся в их жизни неблагоприятных ситуаций;
– отмечены случаи мошенничества, при которых похитители просят о перечислении денежных средств или оказании возмездных услуг под предлогом различных нужд органов государственной власти, а также правоохранительных органов.
Чтобы не оказаться жертвой мошенников, необходимо знать следующее:
– сотрудники любого банка никогда не просят сообщить данные вашей карты (номер карты, срок её действия, секретный код на оборотной стороне карты), так как у них однозначно имеются ваши данные;
– ни при каких обстоятельствах нельзя сообщать данные вашей банковской карты, а также секретный код на оборотной стороне карты;
– необходимо хранить пин-код отдельно от карты, ни в коем случае не писать пин-код на самой банковской карте;
– нельзя сообщать пин-код третьим лицам;
– нужно остерегаться телефонных мошенников, которые пытаются ввести вас в заблуждение;
– лучше избегать телефонных разговоров с подозрительными людьми, которые представляются сотрудниками банка, не бойтесь прервать разговор, просто кладите трубку;
– внимательно читайте СМС-сообщения, приходящие от банка;
– никогда и никому не сообщайте пароли и секретные коды, которые приходят вам в СМС сообщении от банка;
– помните, что только мошенники спрашивают секретные пароли, которые приходят к вам в СМС-сообщении от банка;
– сотрудники банка никогда не попросят вас пройти к банкомату;
– если вас попросили пройти с банковской картой к банкомату, это, очевидно, мошенники;
– не покупайте в интернет-магазинах товар по явно заниженной стоимости, так как это, очевидно, мошенничество;
– никогда не переводите денежные средства, если об этом вас просит ваш знакомый в социальной сети, возможно, мошенники взломали аккаунт; сначала свяжитесь с этим человеком и узнайте, действительно ли он просит у вас деньги;
– в сети Интернет не переходите по ссылкам на неизвестные сайты;
– действуйте обдуманно и неторопливо.
Е. Гурова, заместитель прокурора