Реутов продолжает формировать уникальную образовательную среду для своих талантливых школьников, разрабатывая и заключая партнёрские проекты с ведущими вузами страны. В четверг, 25 марта, было подписано соглашение о взаимодействии между администрацией городского округа и Российским химико-технологическим университетом (РХТУ) имени Д. И. Менделеева. Подписи под документом на встрече в детском технопарке «Изобретариум» поставили глава Реутова, секретарь местного отделения партии «Единая Россия» Станислав Каторов и проректор по науке РХТУ имени Д. И. Менделеева Анна Щербина.
Перед тем как подписать соглашение, гостей из прославленной кузницы кадров химической отрасли страны ознакомили с возможностями «Изобретариума». Директор учреждения Наталья Кивва рассказала о направлениях его работы с детьми и подростками.
Воспитанники детского технопарка Даниил Никитин и Родион Муцольгов, ставшие победителями престижных региональных и федеральных конкурсов технического творчества, рассказали делегации из университета о своих разработках. Даниил продолжает совершенствовать бюджетный и функциональный бионический протез руки, так называемую руку-манипулятор, а Родион с помощью нейросетей, видеокамеры и автономных источников питания соорудил два «умных устройства»: тренажёр, обучающий птиц собирать мусор, и автоматическую подсветку для нерегулируемого пешеходного перехода, которая распознает приближение людей к дороге и включается, делая их заметными для водителей.
— Мы специально пригласили вас в «Изобретариум», чтобы показать, какие мы совместно с «НПО машиностроения» создаём условия, чтобы привлечь школьников к техническому творчеству, дать им возможность выбрать будущую профессию, попробовав себя в ней на практике, — отметил Станислав Каторов, подчеркнув, что образование — приоритетное направление развития Реутова как наукограда РФ. — Мы считаем, что наши дети должны учиться на самом лучшем оборудовании с самыми лучшими преподавателями по самым востребованным профессиям!
Он рассказал, что этот принцип уже изменил содержание дополнительного образования юных реутовчан и внедряется также в старших классах городских школ. Градоначальник напомнил, что на этом направлении несколько лет назад администрация муниципалитета совместно с «НПО машиностроения» открыла инженерные классы в лицее. Они и «Изобретариум» разработали уникальные программы углублённого обучения школьников физике, математике и информатике и сегодня взаимодействуют с такими сильнейшими профильными вузами, как МГТУ имени Н. Э. Баумана и Московский физико-технический институт (МФТИ).
С начала этого учебного года профилизация пришла и в школу № 6, где появились оснащённые самым современным оборудованием кабинеты и лаборатории для углублённого изучения химии и биологии. Для ранней профессиональной ориентации и подготовки учащихся учреждения образования Реутова идут по пути привлечения не просто хороших школьных педагогов, а лучших специалистов высшей школы. Уже налажен тесный контакт и с заинтересованными будущими работодателями ребят: молодые учёные и действующие специалисты «НПО машиностроения» тоже активно выступают в качестве наставников лицеистов и воспитанников детского технопарка.
Линейку выбранных предметов для углублённого изучения в школах Реутова в ближайшие годы планируют целенаправленно расширять. На очереди создание профильных классов ещё в ряде общеобразовательных учреждений города, в частности в гимназии, развивающей гуманитарный профиль. В школе № 4, по словам Каторова, тоже готовят к внедрению программу углублённого изучения биологии и химии, да и в остальных школах со временем предполагается ввести профильное обучение, ориентируясь на анализ предпочтений родителей и старшеклассников в вопросах выбора профессий и вузов для поступления. Такой анализ в школах города регулярно проводится, сообщил начальник Управления образования Иван Гетман. Он отметил, что как только в школе № 6 создали высококлассную базу для углубленного изучения химии и биологии, около 15% учеников девятых классов всех городских школ захотели пройти отбор в профильный, химико-биологический, десятый класс. Главный критерий такого отбора — не просто желание, но и способности к предложенным профильным предметам. Цель — создать в школах города целую сеть различных профильных классов, чтобы ребятам перед поступлением в вузы не приходилось оставлять свой город ради обучения в специализированной московской школе.
Вернёмся к подписанию соглашения о взаимодействии между администрацией городского округа Реутов и РХТУ имени Д. И. Менделеева.
— Мы очень рады взаимодействию с вашим вузом, для нас это большая честь, — отметил в процессе подписания документа Станислав Каторов, обращаясь к проректору по науке РХТУ имени Д. И. Менделеева. — От себя лично добавлю, что готов к полному сотрудничеству. Если в школах № 6 и № 4 в следующем году не будет хватать какого-то оборудования, чтобы проходить обучение по программам, которые вы будете внедрять, мы готовы его приобрести. Самое главное, чтобы с вашей стороны было желание делиться с нами преподавателями, опытом и давать нашим детям качественные знания!
В ответном слове Анна Щербина отметила, что вуз тоже открыт для полного взаимодействия с реутовчанами.
— Коллеги, нам очень приятно побывать у вас в гостях. То, что мы увидели в Реутове, впечатляет. Мы убедились, как трепетно вы относитесь к образованию ваших детей, делаете всё, чтобы помочь им реализовать себя в практике творить. Мы с удовольствием готовы взаимодействовать с вами по своим направлениям. Для нас это первый опыт сотрудничества со школами в ближнем Подмосковье. Замечательно, что мы находимся рядом, — вместе с вами мы сможем внедрять новые форматы наших образовательных проектов.
Щербина пояснила, что в школах ряда российских регионов уже действует федеральный проект по созданию «менделеевских классов». Ребята в них углублённо изучают химию, занимаясь исследованиями по методикам, разработанным в РХТУ имени Д. И. Менделеева.
— Мы взаимодействуем со школами из далёких регионов страны, но чаще всего это происходит в дистанционном формате, — рассказала проректор университета по науке. — Надеемся, что здесь, в Реутове, мы сможем отработать практику взаимодействия в более тесном живом контакте. Очень хотелось бы, чтобы наша совместная работа не ограничивалась только одним профильным классом, чтобы со временем она стала более масштабной.
Далее начальник Управления образования Реутова Иван Гетман рассказал гостям из «Менделеевки» о системе образования города в целом. Он пояснил, что по программе развития наукоградов РФ порядка 20–25 млн рублей ежегодно вкладываются в одну из школ города для создания профильных классов и улучшения общеобразовательной среды.
В свою очередь директор и завуч школы № 6 Игорь Володин и Юлия Дюбкина представили презентацию о том, что было сделано в процессе профилизации обучения старшеклассников для углублённого изучения химии и биологии в их учреждении. И конечно, они похвастались высокотехнологичной «начинкой» кабинетов химии и биологии. Надо заметить, что подобные тренажёры не всегда есть даже у профильных столичных вузов, готовящих кадры для медицины или химической отрасли. По словам Володина, нужен опыт профессионалов, чтобы всё это «богатство» учителя и школьники могли грамотно и с наилучшим эффектом освоить. И в этом вопросе помощь лучших специалистов «Менделеевки» может стать огромным подспорьем.
После завершения встречи журналисты попросили проректора по науке МХТУ имени Д. И. Менделеева Анну Щербину чуть детальнее осветить перспективы взаимодействия вуза с реутовской системой образования.
— Я хочу отметить, что соглашение, которое мы сегодня подписали, не просто объединяет «Изобретариум» и школу № 6 с нашим университетом. Оно объединяет нас с городом, с нашими индустриальными партнёрами из «НПО машиностроения». Надеюсь, это позволит внедрять здесь разнообразные проекты и развивать профориентационную деятельность как со школьниками, так и с преподавателями. По сути, речь идёт о создании единой системы ранней подготовки кадров и совместного творчества. Нам хочется, чтобы как можно больше ваших школьников подключались к изучению интересной науки — химии, познавали основы химической технологии и пробовали себя в разнообразных междисциплинарных проектах. Чтобы они с нашей помощью на современном оборудовании учились решать конкретные задачи, которые поставит перед ними, например, «НПО машиностроения» или другие индустриальные предприятия региона.
О том, как именно будет строиться взаимодействие, по словам Щербины, детально говорить пока рано. Например, проект «менделеевских классов», который уже работает, по её словам, предполагает объединение разных форматов.
— Прежде всего это работа с учителями, их методическая поддержка, а потом работа со школьниками. В Реутове, я очень надеюсь на это, мы сможем в очном формате, а не дистанционно, обмениваться опытом: наши преподаватели будут приезжать в детский технопарк и в школы Реутова, а реутовчане смогут посещать модули и интенсивы на базе наших одиннадцати факультетов. Поскольку мы располагаемся близко друг к другу, такие интенсивы мы можем проводить чаще, чем с ребятами из Тюмени или Владивостока. Уверена, наш федеральный проект «Менделеевские классы» от взаимодействия с администрацией и учреждениями образования Реутова тоже обогатится новыми практиками и методиками.
Зинаида Гейдельман