В реутовском колледже «Энергия» прошла международная научно-практическая конференция «Профессиональное становление инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья через самоопределение, адаптацию и реабилитацию». Мероприятие проводили в рамках деловой программы Х Московского областного чемпионата профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».
Спикеры конференции выступали в очно-дистанционном формате: были те, кто непосредственно находился в колледже, и присоединившиеся по видеосвязи. Слушать доклады тоже можно было вживую или через интернет. Началось мероприятие с пленарного заседания, а продолжилось обсуждениями в трёх секциях, посвящённых следующим темам: «Особенности сопровождения лиц с интеллектуальными нарушениями в рамках подготовки к чемпионату «Абилимпикс»; «Создание инклюзивной среды в профессиональных образовательных организациях»; «Построение карьеры инвалида: трудности и пути решения».
Пленарное заседание открылось приветственным словом заместителя начальника управления — заведующей отделом профессионального обучения, дополнительного профессионального и инклюзивного образования Министерства образования Московской области Татьяны Измайловой.
— Получение образования и дальнейшее трудоустройство детей с инвалидностью — неотъемлемые условия их успешной социализации. Необходимо обеспечить их полноценное участие в жизни общества и эффективную самореализацию в различных видах деятельности. При этом важно, чтобы профессиональное самоопределение было сознательным, — отметила Татьяна Измайлова.
По её словам, проведение чемпионата «Абилимпикс» позволяет распространить лучшие практики обучения для лиц с инвалидностью. В 2024 году чемпионат привлёк около 1000 участников — в 20 раз больше, чем было на самом первом «Абилимпиксе» 2015 года. А всего за 10 лет существования чемпионата в нём приняли участие более 5000 человек.
Одним из представителей иностранных образовательных учреждений стала старший преподаватель кафедры «Педагогика» Центрально-азиатского инновационного университета Казахстана Ирина Корнилко. Она затронула важную тему подготовки будущих педагогов для работы в условиях инклюзивного образования и рассказала, что в Казахстане отправной точкой для нового периода работы с детьми с особыми образовательными потребностями стал 2016 год, когда страна присоединилась к ряду международных конвенций по внедрению стратегии инклюзивного образования.
— Первой задачей было подготовить общество к самой к идее такого образования, потому что даже в крупных городах наши граждане практически не видят рядом с собой инвалидов. Обществу нужно было объяснить, почему инклюзивность — это важно. Вторым этапом стала разработка соответствующей нормативной базы, которая позволила вписать такое образование в рамки правового поля. И наконец потребовалось подготовить механизм работы инклюзивного образования, — рассказала Ирина Корнилко.
Председатель регионального отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов Московской области и член Координационного совета по делам инвалидов при правительстве Московской области Сергей Корчагин обратил внимание участников и слушателей конференции на растущее число случаев детской инвалидности. При этом, по приведённым Корчагиным данным, тенденция к росту участия людей с инвалидностью в трудовых отношениях падает.
— Существуют резервы, которые крайне важно задействовать. Дефицит рабочих кадров в России на сегодняшний день составляет около 4,8 млн человек. Его пытаются закрывать в основном за счёт гастарбайтеров из Средней Азии, но это не самый лучший механизм решения вопроса. Вместе с тем доля трудоспособных представителей инвалидного сообщества, у которых есть работа, составляет около 40%, — отметил Сергей Корчагин.
Он предложил расширить перечень компетенций, по которым готовят молодых специалистов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), подчеркнув, что особых детей нужно учить не только на станочников и маляров, но и на специалистов ныне растущих рынков IT-технологий.
Заместитель председателя Московского областного регионального отделения Всероссийского общества глухих Елена Семёнова говорила о том, что участие детей с нарушением слуха в чемпионате «Абилимпикс» повышает у них мотивацию к получению специальности и продолжению образования после школы. Одним из мотивирующих факторов Семёнова назвала присутствие на чемпионате реальных людей, которые стали успешными несмотря на ограничения по здоровью. Также она подчеркнула, что инвалиды по слуху зачастую отличаются высокой концентрацией внимания и работоспособностью, но их таланты требуют развития и поддержки.
Директор Гуманитарно-педагогического колледжа Государственного гуманитарно-технологического университета Елена Толубаева рассказала о пользе социальной инклюзии для развития трудовых компетенций студентов среднего профессионального образования с инвалидностью и ОВЗ, описала направления создаваемого педагогами образовательного пространства: психологию, организацию досуга, волонтёрское движение и дошкольные образовательные организации.
— Практика колледжа в области социальной инклюзии была отмечена среди 50 лучших Подмосковье. В конкурсе «Мы вместе» мы получили благодарственное письмо от Министерства социального развития, — подчеркнула Елена Толубаева.
Руководитель центра добровольчества «Абилимпикс» Ольга Погодина рассказала о том, как привлекают студентов к волонтёрской деятельности и обучают их работать с детьми-инвалидами — подготовка добровольцев проходит целенаправленно и серьёзно. Прежде чем помогать, волонтёры сначала разрабатывают, а потом защищают проект, по которому они будут действовать.
Заместитель руководителя Национального центра «Абилимпикс» Наталья Стинчкум выступила с докладом, посвящённым тому, как движение помогает профессиональному развитию и трудоустройству людей с инвалидностью. Она поделилась секретами того, как правильно выстраивать взаимоотношения с бизнесом при организации трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ.
— Чемпионат «Абилимпикс» — это наша площадка для апробации новых технологий и методик, — подчеркнула Наталья Стинчкум.
Далее последовали доклады куратора проекта «Особенные дети» (центра помощи многодетным семьям «МногоКоломна») Елизаветы Ворониной, рассказавшей про межведомственное взаимодействие в системе помощи детям-инвалидам; педагога-психолога Ступинского техникума имени А.Т. Туманова Натальи Гончаровой, она говорила о том, как медиапространство можно использовать в качестве средства самоорганизации и мотивации слушателей с ОВЗ.
Также выступила педагог-организатор Сергиево-Посадского колледжа Дарья Латышева, подчеркнувшая важность освоения несложных профессий для людей с ОВЗ, и был приведён белорусский опыт трудоустройства выпускников с инвалидностью, который озвучил директор УО «Слуцкий государственный индустриальный колледж» Сергей Шилович.
Завершила пленарное заседание заместитель директора колледжа «Энергия» Римма Гринева — она прочла собравшимся стихотворение о вере и чуде из сборника творчества детей с расстройствами аутистического спектра, а затем участники распределились по секциям.
Организаторами конференции выступили колледж «Энергия», ЦРД «Абилимпикс» и Сергиево-Посадский социально-экономический техникум.