Судьба многих участников Великой Отечественной войны, не вернувшихся домой, до сих пор неизвестна. За примером далеко ходить не надо: более трети имён в Книге памяти Реутова имеют пометку «Пропал без вести». А сколько ещё остаётся безымянными…
Самое крупное захоронение советских солдат на территории Германии находится под Дрезденом — на месте бывшего концлагеря Цайтхайн. Здесь упокоились останки более 25 тысяч пленных красноармейцев. Лишь 5 тысяч из них идентифицированы.
Самый юный воин из тех, чьё имя удалось установить, — 16-летний Сергей Григорьевич Ульянов. В учётной карточке военнопленного местом жительства указано: Московская область, город Реутово, д. 5, кв. 85. Мать — Ульянова Евгения В. Попал в плен 5.10.1941 под Ельней. Гражданская профессия — сапожник. Умер 25.11.1941.
Из этой скупой информации можно предположить, что Сергей Ульянов жил с мамой в 5-й фабричной казарме (поэтому в адресе не указана улица). Как 16-летний парень, по возрасту не подлежащий призыву, стал военнопленным? Наиболее вероятный вариант: он ушёл добровольцем в ополчение.
Напомним: ополченцы Реутова и Балашихи влились в состав 2-й дивизии народного ополчения (ДНО), которая была сформирована в Сталинском районе Москвы. В дальнейшем она принимала участие в создании оборонительных укреплений на участке Можайской линии обороны, 25 июля 1941 года получила приказ занять позиции западнее Вязьмы, для чего бойцам пришлось преодолеть пешим строем 190 километров в течение 5 дней.
1 сентября 1941 года сменила на левом берегу Днепра 133-ю стрелковую дивизию в районе деревень Серково–Спичкино–Яковлево.
26 сентября 1941 года 2-я ДНО вошла в состав регулярных соединений Красной армии, получив новое наименование — 2-я стрелковая дивизия.
2 октября 1941 года соединения группы армий «Центр» начали наступление на Москву, и уже 7 октября танковые клинья вермахта, охватив пять армий Западного и Резервного фронтов советских войск, замкнулись восточнее Вязьмы. Так возник Вяземский котёл, в котором погибли тысячи наших соотечественников. Должно быть, именно при этих трагических обстоятельствах 16-летний реутовчанин попал в плен.
Выражаем признательность членам Сообщества потомков московских ополченцев Ольге Ромашовой, которая сфотографировала учётную карточку Сергея Ульянова на стенде в Цайтхайне и разместила снимок в интернете, и Елене Гераскиной, сообщившей об этой публикации в редакцию «ПроРеутова».
…Вряд ли у Сергея Ульянова были прямые потомки. Но, возможно, остались другие родственники. Если так, просим их отозваться и рассказать о семье нашего земляка. Может быть, среди жителей города найдутся те, кто жил в 5-й казарме и помнит маму Сергея. Все эти сведения бесценны.