Сначала позвольте поздравить всех, кто учит и воспитывает юных жителей Реутова, с их профессиональным праздником! Среди реутовских педагогов много опытных и преданных своему делу учителей, но сегодня мы хотим заглянуть в будущее вашей профессии, а оно в руках молодых. Именно поэтому за экспертизой мы решили обратиться к человеку, чья учительская карьера началась сравнительно недавно, однако она быстро и успешно развивается.
В этом году, как уже было отмечено, учитель начальных классов и советник директора по воспитанию школы № 6 Татьяна Дымарчук вошла в число ста лучших школьных учителей Московской области. Их ежегодно отбирают на конкурсной основе и вручают губернаторское материальное поощрение. В копилке достижений Татьяны Ярославовны только за этот год есть ещё призовые места с двух престижных федеральных конкурсов — «Учимся выбирать» и «Воспитать человека». Примечательно и то, что Татьяна Дымарчук все 12 лет с начала своей педагогической деятельности работает в одной школе, той, в которой сама училась. Помимо этого, она — учитель высшей квалификационной категории, имеет массу наград и дипломов, но ценит больше не их, а уважение и признание своих учеников, их родителей и коллег-учителей. На самый первый вопрос «Почему стала учителем?» Татьяна Ярославовна ответила неожиданно:
— Вообще-то, в раннем детстве я хотела стать космонавтом, чуть позже — врачом, а в десятом классе я хорошо пела, поэтому думала в том числе и о музыкальной карьере. Но учиться пошла всё-таки на педагога. Почему? Думаю, здесь всё закономерно: я выросла в многодетной семье, где было восемь детей, я — самая старшая. Поэтому мне приходилось быть первой помощницей маме, нести ответственность за своих младших сестёр и брата. Наверное, именно тогда я почувствовала, что воспитывать — это моё (улыбается). Чтобы делать это правильно, пошла учиться сначала в педагогический колледж, потом окончила институт и магистратуру. На работу, кстати, я вышла сразу после колледжа, когда мне было 19 лет, а дальше просто работала и училась, и сейчас продолжаю делать это.
Отвечая на вопрос, для чего ей нужны новые знания, педагог поясняет:
— Современный мир с его новыми технологиями быстро меняется, и дети в нём меняются тоже. Думаю, именно в системе образования это заметно в первую очередь.
— Татьяна Ярославовна, а почему вы уже более 12 лет не меняете место своей основной работы? Неужели не хотелось перейти в Москву, где зарплаты у педагогов выше?
— Именно в родной для меня школе № 6 работали мои учителя, которые не просто давали мне и другим ребятам знания по школьной программе, но и умели разглядеть и сформировать в каждом из нас личность. Делали они это личным примером, с терпением и огромной любовью. Думаю, каждому хочется быть рядом с такими людьми. И до сих пор, хотя многие из моих учителей в школе уже не работают, атмосфера в ней та же — доброжелательность и сотрудничество, а не соперничество. Вот поэтому я и работаю здесь все эти годы! Что касается ценностей материальных, не буду лукавить: я тоже интересовалась условиями, в которых работают коллеги из московских школ. Да, зарплаты там выше, но зато в Реутове у молодого учителя больше возможностей расти и повышать свою квалификацию. Это требует времени и сил, но игра стоит свеч — уровень квалификации влияет и на зарплату. Кроме этого, в Подмосковье есть такие меры поддержки учителей, как социальная ипотека, а также другие выгодные для молодёжи договорные отношения со школой, регионом и муниципалитетом. Всё это тоже имеет значение! А в плане оснащения учебными пособиями и оборудованием скажу вам: оно у нас в школе точно не хуже, чем в Москве, — есть интерактивные доски, современные ноутбуки и компьютеры, а ещё уникальные электронные пособия, например сенсорные столы в кабинете биологии. Кроме того, мы сохранили и развиваем всё лучшее, что досталось нам от педагогов, работавших до нас, — их методические наработки, а также прекрасные школьные музеи. И, представьте себе, всё это даже самым маленьким ученикам разрешается не просто трогать руками, но даже исследовать, применять! Это гораздо интереснее, чем учиться только по учебникам! И конечно, я очень благодарна своим коллегам, которые помогают сделать обучение учеников начальных классов разноплановым, более интересным и творческим: они не говорят детям, что те пока ещё не доросли до чего-то. Есть у меня ещё один аргумент: я не раз видела, как мои коллеги уходили из Реутова в Москву, но спустя какое-то время возвращались обратно.
Продолжаем говорить с Татьяной о современной школе. Она поделилась наблюдением, что все выпуски из её начальных классов — разные.
— Многое из того, что каких-то три года назад интересовало детей, не кажется интересным ребятам того же возраста сегодня. Что делать? Я стараюсь в таких случаях их перехитрить! Им бесполезно запрещать — они всё равно до этого доберутся! Поэтому я считаю, что лидером должен быть педагог, который хотя бы на шаг должен идти впереди своих учеников. Для этого приходится интересоваться детскими предпочтениями, вникать в мотивы ребёнка, быть почти что волшебником, чтобы удивить ребёнка, а значит, и заинтересовать его. Поэтому я продолжаю самостоятельно обучаться новому, хотя, если честно, иногда мне учиться тоже совсем не хочется.
— Заставляете себя?
— Скорее, понимаю, зачем мне это нужно. К сожалению, знаний, полученных в институте, не всегда хватает, чтобы подобрать ключик к каждому ученику.
— А есть уже готовые и проверенные временем рецепты успеха в вашей профессии?
— Есть, конечно. Важно быть своим человеком для учеников — с одной стороны, но с другой — необходимо вовремя включать строгость и справедливость. А ещё учитель должен знать сленг современных детей, вникать в их проблемы и искренне предлагать свою помощь. Всё это я и называю «перехитрить». Если мы их не перехитрим, то совсем скоро они перехитрят любого взрослого! В этом вопросе дети очень изобретательны, а ещё они вооружены новыми технологиями. Пока мы к некоторым только присматриваемся, к искусственному интеллекту или нейросетям например, дети их быстро осваивают, не боясь совершать ошибки. Другой вопрос — с пользой они это делают или во вред себе и своему окружению.
— Наверное, именно поэтому сейчас детей просят сдавать свои мобильные телефоны на время занятий?
— И это тоже (улыбается). Я считаю, что тот же искусственный интеллект может отучить людей думать самостоятельно. А ещё вокруг нас столько самой разной информации, что и взрослому трудно её отфильтровать и усвоить. Детям это сделать ещё сложнее, у многих всё чаще проявляются серьёзные проблемы с запоминанием и памятью в принципе. Поэтому я объясняю ребятам, что интернет, смартфон и компьютер хороши лишь в том случае, когда человек ими управляет, а не они — человеком.
А теперь о воспитании…
— Мне кажется, что в детях сейчас важно воспитывать дружелюбие, уважение друг к другу, доброжелательность, любовь к Родине… Эти ценности проверены временем и многими поколениями, — говорит Татьяна Ярославовна.
— На что Вы потратите материальное вознаграждение (а, за вычетом налогов, это более 250 тысяч рублей)?
— Я пока не решила, скорее всего, буду приобретать на эти деньги новые знания и навыки, которые помогут мне в работе с детьми. Недавно мы с коллегой обсуждали, чему нам стоит поучиться ещё. Сошлись во мнении, что хорошему учителю по любому предмету пришла пора набираться опыта в области искусственного интеллекта и нейросетей. Помимо этого, мне интересно развитие эмоционального интеллекта, ведь живое общение с детьми никто не отменял!
— А у Вас есть мечта, связанная с профессией?
— Очень хочется, чтобы в сутках было 48 часов! — говорит Татьяна Ярославовна. — А, если серьёзно, мне всегда был важен процесс, который происходит с моим участием прямо сейчас. Моя задача — сделать его интересным для себя, для своих учеников и для общества в целом!
Фото из личного архива Татьяны Дымарчук