Новости / Новости
Красота с глубоким смыслом
26.03.2025 в 10:42
225 0
Автор: Константин Сагань

В Музейно-выставочном центре Реутова можно прикоснуться к дошедшему до нас сквозь столетия искусству графической росписи по дереву. Данные росписи имеют четкий контур, выполненный пером, а корни этого искусства в украшении рукописной книги. Обучает ему народный мастер России Ольга Шелепеева, занимающаяся росписью уже более 50 лет и щедро делящаяся своей любовью к ней с учениками и читателями своих книг. 

Корреспондент «ПроРеутов» посетил одно из занятий, пообщался с мастером и увидел, как оживает традиция. 

– Как давно вы занимаетесь народной графической росписью?

– Примерно с 1975 года. Отучившись в МГТУ им. Баумана на инженера-механика, я работала по специальности. Но каждый отпуск ездила в экспедиции на Русский Север, и там знакомилась с народным искусством, сохранившимся в этих краях более, чем где-либо. Спасибо преподавателям МГТУ, они вложили в меня хорошие навыки технического рисования и черчения.

– И так постепенно вы переходили от точных наук к искусству?

– Да, народное искусство затягивало меня все больше и больше. В конце 70-х в журнале «Огонек» я нашла заметку о мастере росписи по дереву – ложечнике Чупрове Григории Матвеевиче. Сразу, как появилась возможность, я отправилась учиться к нему в далекое село Замежное в Усть-Цилемском районе. Он стал моим основным учителем. Также в тех краях я познакомилась и с другим мастером Мяндиным Савелием Ипатьевичем, который по старинке использовал не металлическое, а птичье перо. К моменту нашей встречи он уже почти ослеп, но показал мне свои работы. 

– Можно сказать, что встреча с Григорием Чупровым стала для вас поворотной?

– Совершенно верно. Обладая уже значительным опытом самостоятельных экспедиций, я стала внештатным сотрудником Архангельского краеведческого музея и получила второе образование, окончив Заочный народный университет искусств  (ЗНУИ). А в 2003 году Союз художников России присвоил мне звание народного мастера за мои росписи по дереву.

– Как вы обучаете приходящих к вам?

– У меня полииндивидуальный метод обучения. На занятии я работаю как с группой в целом, так и с каждым по отдельности. Потому что уровень учеников разный: одни учатся уже не один год, а другие только пришли.

– С чего начинают новички?

– Многие сперва осваивают владение металлическим пером, которым мы расписываем дерево. В отличие от шариковой ручки перо требовательно к силе нажима и наклону. Следующий шаг после овладения инструментом – прорисовка отдельных элементов, из которых складываются узоры. Это маленькие листики, веточки, цветы, птички. Орнамент, кстати, рисовать сложнее, чем вписанные в него фигуры людей и животных. Потому что узоры требуют большого мастерства и точности, а фигуры рисуются в стиле наивного искусства.

– Орнаменты на изображениях бывают разной сложности?

– Конечно. Самый простой – ленточный орнамент, состоящий из повторяющихся фрагментов. С него начинают роспись. Более сложный орнамент с виноградной лозой, его еще называют «византийская ветка». Он встречался еще в античности, позже его стали использовать и русские мастера, вероятно, увидев на церковных фресках. В народной росписи есть и более древние орнаменты с сердцевидными деревьями, рисовать их еще сложнее, и они восходят к сказаниям о Древе жизни.

– Для занятий росписью, похоже, нужно знать и семантику орнамента…

– Нужно понимать, что мы рисуем, безусловно. Если бездумно соединять разные элементы народной росписи, то произведения потеряют свою глубину. Появляющиеся на них животные обычно имеют христианскую символику наряду с архаической дохристианской. Например, обратите внимание на эту композицию. В центре лисица, слева от неё козёл, а справа олень. Казалось бы ничем не обусловленный набор зверей. Но козёл – это символ грешника, а олень – символ праведника. Находящаяся между ними лисица – лукавый дьявол, наблюдающий кто победит: грех или благо.

– А вот эти птицы с человеческими чертами что означают?

– Они называются Алконост и Сирин. Это очень сложные образы. Сирин – птица, вылетевшая из рая. Вроде бы радостный персонаж, но если человек услышит её пение, то будет идти за ней, пока не упадет без сил и не погибнет. Алконост же прилетает к постели умирающего праведника и показывает его душе путь в рай. С одной стороны, грустное событие – смерть, а с другой стороны — радость о благой загробной жизни. Чтобы понимать всю красоту народных произведений, нужно обладать определенными знаниями.

– Но есть ли место для каких-то уникальных произведений на ваших занятиях, вы же не просто перерисовываете уже существующие изображения?

– Каждый по мотивам изученного материала создает свои уникальные композиции. Но они не должны отступать от наработанной веками традиции.

– Где вы берете произведения народной росписи, от которых отталкиваетесь?

– Часть собрана в экспедициях, некоторые можно увидеть в книгах. В музеях тоже много образчиков. Сейчас музеи постепенно оцифровывают свои фонды, поэтому и в интернете порой удается найти и разглядеть что-то интересное. Живая традиция росписи, кстати, до сих пор существует в некоторых местах.

– В каких уголках России остались мастера народной графики?

– Например, в населенных пунктах по реке Пижма. Причем, росписью там занимается не только старшее поколение, но и молодежь. Даже в местных общеобразовательных школах проводят уроки по такой росписи. Вообще, народное искусство было очень живучим. Забавной иллюстрацией к этому стало то, что даже в Санкт-Петербурге, основатель которого Петр I навязывал России переход от исконных обычаев к западным, и то появилась своя русская прялочная традиция.

– Но сейчас все-таки народное искусство все больше становится уделом фольклористов, а не обычных людей.

– Переломный момент настал в 30-е годы XX века. Во время советской коллективизации создавались очень тяжелые условия для индивидуальной ремесленной деятельности. На реке Северной Двине в Архангельской области мастеров почти не осталось, задавили напрочь. Кстати, мы сейчас на занятиях изучаем именно северодвинскую роспись. Но в более глухих местах традиция продолжала жить. Главными её носителями были старообрядческие общины, изолировавшиеся от остальных советских граждан.

– Как вы передаете свои знания, помимо того, что проводите уроки?

– Я написала три книги по Мезенской, Борецкой и Пижемской росписям. Кроме того, я сейчас готовлю к выпуску работу по Пермогорской росписи (р. Северная Двина). Мои книги являются методическим пособием, по которому можно научиться этому искусству, а также рассказывают о разных мастерах и истории появления их школ.

Занятия экспериментальной группы «Народные графические росписи» проходят в музейно-выставочном центре Реутова каждую среду с 17.00 до 18.30. Стоимость одного посещения – 100 рублей (билет в музей). Для участников клуба «Активное долголетие» – бесплатно.

С собой нужно брать металлическое перо, тушь и желание освоить народную культуру. Ученики Ольги Шелепеевой, некоторые из которых занимались у неё еще в 80-х годах прошлого века, уверяют, что даже слегка погрузившись в это мастерство, расстаться с ним очень сложно.

 

 

Статьи по теме
Комментарии 0
Комментарии отключены
Общество Видео Образование Дети ЖКХ Станислав Каторов Праздники Благоустройство Здравоохранение ЕР Транспорт История Бизнес ПроРеутов Депутаты НПО машиностроения Строительство Социальная политика Губернатор Андрей Воробьев Безопасность Сергей Юров Игорь Брынцалов Криминал День Победы Экономика Экология МВЦ Конкурс Политика Обзор Приалит Парк ЦГКБ Дороги Знаменитости Архив газеты МКДЦ Полезное Кино ДК «Мир» РЖД Фабричный пруд Максим Сураев Еда МЧС Выборы Наше Подмосковье Энергия Религия ДТП Наука Изобретариум ФОК Рейтинг ВПЦ Рекрут Хобби Услуги Коворкинг Старт Питомцы Алексей Папин Реутов Парк ЗАГС ПосадиСвоеДерево Академик Челомей Девушкамечты РТВ Общественная палата Экватор МФЦ Добродел Юнармия Мария Сотскова Кадеты Мнения Людмила Колобанова Космос Путешествия Президент Владимир Путин Интернет ММЦ ОДОН Александр Леонов Ирина Тульчинская WorldSkills Русален ДЮСШ Рецензия Тимур Кизяков Филипп Науменко Крутицы Юрий Кузнецов Анна Вирон Михаил Илинич Евгений Касперский Секс Татьяна Космачёва Дима Билан Андрей Ломанов Мириталь Алексей Илларионов Братья Березуцкие Андрей Гайдулян Наталья Назарова Дмитрий Харатьян Егор Кончаловский Владислав Котлярский Владимир Этуш Александра Пацкевич Полина Гагарина Радик Закиров Сергей Цыганов Патриарх Кирилл Психология Большие вызовы
< >