Новости / Культура
Музыка сфер
24.10.2025 в 15:15
99 0
Автор: Константин Сагань

В Российском национальном музее музыки с большим успехом прошел органный концерт лауреата международных конкурсов, преподавателя Детской музыкальной школы № 2 и студентки магистратуры Российской академии музыки имени Гнесиных Анастасии Ильясовой. В программе прозвучали сочинения Баха, Букстехуде, Франка и других композиторов.

Публика, затаив дыхание, следила за каждым движением музыканта, а аплодисменты долго не смолкали. После выступления мы поговорили с Анастасией о том, как она пришла к «королю инструментов», о тонкостях органного исполнительства и о том, почему органная музыка сегодня переживает новый пик популярности.

— Анастасия, как вы, начинавшая с фортепиано в три года, пришли к органу?

— Да, меня отдали на фортепиано в три года, и долгое время я играла именно на нем. А потом в подростковом возрасте одна преподавательница предложила попробовать орган. Я буквально полгода занималась с педагогом. Ездить приходилось неблизко, в Пушкино, потому что даже электронный орган есть далеко не везде. И меня «король инструментов» зацепил, так и получилось, что и высшее образование получила по этому инструменту, и продолжаю его осваивать уже в магистратуре.

 — Что же в нем такого особенного вы нашли?

— Его непохожесть ни на что. Это инструмент может включать в себя целый оркестр. В нем есть регистры, которые мы сами подбираем, решая, как будет звучать тот или иной орган. Это всегда задача со звездочкой — «приручить» каждый конкретный инструмент к себе, чтобы он звучал так, как только ты хочешь, а это достаточно интересно.

— А что значит «приручить» орган?

— Сначала представляешь в голове, как должно звучать произведение: его громкость и структуру. А потом ты уже комбинируешь регистры, чтобы добиться желаемого результата. Каждый раз получается уникальное исполнение одного и того же произведения.

— Ваш недавний концерт в Музее музыки прошел с большим успехом. Как вы подбирали программу?

— Эти концерты в рамках программы «Воскресного органного концерта для всех» больше рассчитаны на детскую аудиторию, поэтому выступления достаточно короткие — примерно час. При составлении программы, конечно, хотелось показать, что орган как инструмент может быть очень разнообразным. Он может звучать и очень мощно, и очень грустно, и мелодично, и даже нежно, как, например, в некоторых произведениях Баха. Моей главной задачей было показать, что орган — это инструмент с очень богатой и разнообразной историей, причем она продолжается по сей день.

— Органная музыка тесно связана с акустикой пространства. Как вы выстраиваете взаимодействие с залом?

— Акустика для нашего инструмента важна, как ни для какого другого. Если это большие концертные залы, такие как «Зарядье» или Концертный зал П. И. Чайковского, звук органа идет напрямую к слушателям, более коротким путем. А если мы возьмем соборы или костелы, там звук совершенно другой. Он уходит под купол и доносится до слушателя уже сверху, раскрывается совершенно по-другому, не растворяется сразу, а оставляет длинный шлейф.

— Многие думают, что орган был создан именно для католических соборов...

— Нет, орган — это самостоятельный инструмент, изначально не связанный с духовной музыкой. Он очень давно закрепился в католических церквях, поэтому так считается. Сейчас, кстати, на органных концертах, которые проходят в католических и лютеранских соборах, программу часто выстраивают таким образом, чтобы раскрыть орган именно как инструмент, на котором можно играть светские композиции.

— А для исполнителя есть разница между игрой в соборе и в концертном зале?

— Безусловно. В концертных залах ты всегда на виду у зрителя, поэтому сложно не думать о том, с каким выражением лица ты играешь, ровно ли держишь спину и так далее. А в соборах органы находятся на втором этаже, и музыкант показывается, только выходя на поклон к слушателю. Поэтому в соборах у меня более домашнее ощущение во время игры, я могу полностью погрузиться в мир музыки.

— Вы активно участвуете в конкурсах и только что получили Гран-при на Международном конкурсе органистов имени Л. И. Ройзмана. Что для вас значат эти победы?

— Конкурсы — это всегда важный опыт и проверка себя. На V Международном конкурсе органистов им. Л. И. Ройзмана, который проводился в 19 номинациях, было очень почетно получить Гран-при. Еще я вышла в финал IV Всероссийского музыкального конкурса при поддержке Министерства культуры. В нем многие этапы проводились в разных местах, было сложновато — конкуренция очень высокая. Но для меня сам факт приглашения на этот конкурс уже является достижением. Также в 2023 году я стала лауреатом III степени V Международного конкурса органистов имени В. Ф. Одоевского.

— Есть ли у вас мечта сыграть на каком-то знаменитом историческом органе?

— Конечно! Очень хочется сыграть в Нотр-Дам-де-Пари, в Соборе Парижской Богоматери. И, конечно, в едином органном комплексе Кафедрального собора в Калининграде — там находится самый большой орган в России.

— Помимо концертной деятельности, вы преподаете и учитесь в магистратуре. Сложно все совмещать?

— Конечно, это непростая задача. Что дает энергию? Наверное, любовь к детям. Я люблю весь свой класс без исключения. Всегда очень любопытно смотреть, как дети, которые сначала не могут разобраться, где правая рука, где левая, делают свои первые шажочки в музыке. А спустя какое-то время ты видишь, что они уже достаточно уверенно играют. Вот это, наверное, и дает энергию. Их благодарные глаза, радость их родителей… Сидишь и думаешь: «Наверное, ради таких моментов в педагогику и идут».

— А какую музыку вы любите, помимо органной?

— Самую разную. Я без снобизма отношусь даже к популярной эстраде и могу услышать красоту там, где кажется, что ее не найти человеку с высшим музыкальным образованием. Вообще, я считаю заблуждением распространенное мнение о том, что люди, играющие классику, слушают только классику.

— Какую неклассическую музыку можно сыграть на органе?

— Я уверена, что на органе можно сыграть любую рок-композицию. Рок-музыка ему подходит. Сейчас часто проходят концерты, на которых исполняют, например, саундтреки к фильмам о Гарри Поттере или по какому-нибудь аниме.

— Насколько сегодня востребована органная музыка у молодежи?

— Вы знаете, я как педагог нахожусь среди детей и молодежи и вижу, что они сейчас, наоборот, тянутся к классике. Такие инструменты, как орган, сами по себе привлекают внимание. А если играть на нем еще что-нибудь современное, например переложения популярной музыки, для детей это что-то невероятное. Сейчас проводятся целые циклы музыкальных сказок: органист играет, актер читает текст, а кто-то показывает сценки.

— А те, кто постарше приходят уже не на адаптированные произведения, а на классику?

— Да. Такого ажиотажа на органных концертах, как сейчас, раньше не было. В последние 5–6 лет орган стал очень популярным. Если раньше 80% слушателей были взрослые люди, даже пожилые, то сейчас аудитория молодеет. И это не может не радовать. Очень приятно, когда на концерты приходят люди 15–30 лет.

 

Статьи по теме
Комментарии 0
Комментарии отключены
Общество Видео Образование Дети ЖКХ Станислав Каторов Праздники Благоустройство ЕР Здравоохранение Транспорт История Бизнес ПроРеутов Депутаты НПО машиностроения Строительство Социальная политика Губернатор Андрей Воробьев Безопасность Игорь Брынцалов Сергей Юров Криминал День Победы Экономика Экология МВЦ Конкурс Политика Обзор Приалит Парк ЦГКБ Дороги Знаменитости Архив газеты МКДЦ Полезное ДК «Мир» Кино РЖД Фабричный пруд Максим Сураев Еда МЧС Наше Подмосковье Энергия Выборы Религия ДТП Наука Изобретариум ФОК Рейтинг ВПЦ Рекрут Хобби Услуги Коворкинг Старт Питомцы Алексей Папин Реутов Парк ЗАГС ПосадиСвоеДерево Академик Челомей Девушкамечты РТВ Общественная палата Экватор МФЦ Добродел Юнармия Мария Сотскова Кадеты Мнения Людмила Колобанова Космос Путешествия Филипп Науменко Президент Владимир Путин Интернет ММЦ ОДОН Александр Леонов Ирина Тульчинская WorldSkills Русален ДЮСШ Рецензия Тимур Кизяков Крутицы Юрий Кузнецов Анна Вирон Евгений Касперский Михаил Илинич Секс Татьяна Космачёва Дима Билан Андрей Ломанов Мириталь Алексей Илларионов Братья Березуцкие Дмитрий Харатьян Егор Кончаловский Владислав Котлярский Андрей Гайдулян Наталья Назарова Александра Пацкевич Полина Гагарина Радик Закиров Сергей Цыганов Патриарх Кирилл Психология Большие вызовы СВО Волонтеры Владимир Этуш
< >