У Ильфа и Петрова есть замечательный во всех отношениях персонаж — Паниковский, обладавший одной страстью, с которой несчастный справиться так и не смог. Он любил воровать гусей. Наш «герой» чем-то на него похож, только слабость у него другая — ну никак он не мог пройти спокойно мимо хорошего велосипеда.
В течение прошлого лета через его ловкие руки прошли несколько велосипедов, но на последнем он, как говорится, засыпался. И если бы не это, то многие еще реутовчане, скорее всего, остались бы без личных двухколесных средств передвижения.
Житель Салтыковки Олег Александров, двадцати пяти лет от роду, пребывал без постоянной работы с момента возвращения из армии. Периодически он подрабатывал то там, то сям, но преимущественно жил на пенсию родителей. Безденежье и толкнуло его на первое преступление. Как-то, приехав в Реутов, он отправился на рынок, чтобы поинтересоваться у знакомого торговца — не надо ли что разгрузить. Но, не застав его на месте, пошел погулять по городу. Была поздняя весна, деревья вовсю зеленели, снега как будто и не бывало. В парке, куда он забрел, по дорожкам гуляли мамы с колясками и катались туда-сюда разновозрастные велосипедисты, уже почти месяц как открывшие сезон. Глядя на мелькание спиц, Олегу вспомнилось, как, еще в школе, нравилось ему по-тихому позаимствовать у какого-нибудь сверстника велосипед — так, погонять. За что, впрочем, однажды был бит. Тогда, накатавшись, он бросал велосипед где-нибудь неподалеку от того места, где брал машину. И обычно это легко сходило ему с рук, кроме одного-единственного раза, когда какой-то старшеклассник поймал его на месте преступления. Мысленно он сравнил велосипеды своего детства, преимущественно отечественного производства, и современные: навороченные, спортивные, дорогие… То, что они дорогие, навело его на одну мысль: а что, если…
Угнать, как в детстве, недолго, а потом ведь и продать можно. Вот и заработок. Надо только осмотреться хорошенько, вдруг где-то тут простодушные хозяева оставили без присмотра двухколесного друга.
Но ни у магазинов, ни у домов безнадзорных велосипедов обнаружено им не было. Оставалось пройтись по подъездам. Поискам сильно мешали кодовые замки на входных дверях, но Олег своей затеи не оставил, и скоро ждала его удача. Очередной подъезд одного из многоэтажных домов оказался незапертым — видимо, сломался замок. Он зашел в лифт, доехал до девятого этажа и не торопясь начал спускаться вниз. И вот на седьмом этаже, прямо у дверей квартиры, увидел первую жертву: это был новенький, с еще пахнущей заводской эмалью велосипед. Олег присмотрелся: крыльев нет, рама крепкая, с надписью крупными буквами по-английски: Trek. Многоступенчатая звездочка на несколько скоростей выдавала в нем спортивную модель. И — никаких противоугонных приспособлений, ни замочка. Полюбовавшись несколько мгновений, Олег приподнял велосипед и потихоньку понес его вниз, к выходу. Рисковал он основательно: хозяин мог выйти в любую секунду, да и навстречу мог попасться кто-то, кто знает, что велосипед к Олегу никакого отношения не имеет. Но — для начала повезло. Из дома он вышел без приключений, а потом сразу же вскочил на велосипед верхом и помчался, только ветер в ушах свистел. Надо сказать, что добыча ему досталась знатная: рыночная стоимость этого «Трека» немногим менее двадцати тысяч рублей.
Был, правда, у Олега порыв оставить машину себе, но он свое собственническое чувство поборол. И продал велосипед у станции Реутово за 10 тысяч рублей какому-то молодому азербайджанцу. Было около пяти вечера, светло. Может, поэтому подозрительной такая выгодная покупка не показалась. Кто же будет ворованное продавать среди бела дня, можно сказать? Часть денег Олег оставил себе, часть отвез домой — сказал, что заработал.
Прошло около месяца, началось лето. Мысль, что надо бы повторить операцию, не покидала его. И вот как-то раз он, с уже определенной целью украсть велосипед, снова отправился в Реутов. Дело было вечером. На этот раз, судя по раме, попался женский. Для Олега это было непринципиально. Так же крадучись, стараясь не греметь металлом по стенам, он вышел на улицу. В подъезд в это время заходили какие-то пацаны школьного возраста, но на Олега они, увлеченные разговором, внимания не обратили.
Оглядевшись по сторонам, он уже без страха сел в седло и был таков. Правда, продать велосипед в тот же день не удалось, зато на следующий нашелся на него покупатель. При магазинной стоимости в семь тысяч велосипед уехал в электричке с новым хозяином за три. Но ничего, думал Олег, тоже деньги…
Так как этой суммы хватило на значительно меньшее количество времени, снова «на дело» он пошел уже через неделю.
Каждый раз Олег старался «обрабатывать» разные части города. Если два предыдущих велосипеда он украл в южной части, то теперь стал обходить подъезды на севере. Однако первый день поиска успехом не увенчался, и раздосадованному Олегу пришлось вернуться домой ни с чем. И только на следующий день, вернее сказать, почти ночью, ему повезло. Сразу два велосипеда, опять женский и еще подростковый, ждали его в очередном подъезде. Подфартило еще и в том, что было уже совсем темно: иначе ехать на одном и «вести под уздцы» другой, ему бы явно не удалось. Так он и шел, перемещая на ходу сразу два велосипеда. Оставить один из них в подъезде ему и в голову не пришло.
Продавать пришлось по одному: сначала подростковый, а потом уже, на следующий день, — «дамский». В итоге наторговал семь тысяч рублей. Продешевил, конечно, но зато покупателей долго искать не пришлось. Подростковый достался невысокому дворнику-узбеку, дамский — снова укатил куда-то в сторону Владимирской области на электричке.
Но нельзя сказать, что все изъятия для Олега проходили без сучка, без задоринки. В очередной раз, когда он уже нашел безнадзорный велосипед, его чуть было не поймали: из двери квартиры неожиданно вышел хозяин машины. Правда, рассмотреть ему удалось только стремительно удаляющуюся вниз по ступенькам спину Олега.
В подъезды наш угонщик решил какое-то время не заходить. Понятно, перепугался… Тут бы ему и остановиться на самом деле. Глядишь, и избежал бы наказания. Но какой-то зуд не давал ему сидеть дома, когда вокруг столько дела. И вот однажды, на свою беду, он решил сменить тактику. Проходя мимо одного из торговых центров, он обратил внимание на расставленные на тротуаре новенькие велосипеды. На них висели ценники, шла торговля. До конца лета оставалось совсем чуть-чуть, и некоторые красавцы продавались даже со скидкой.
Олег сел в сторонке на скамейке и стал присматриваться. Периодически к покупателям выходил продавец, но большее время он находился внутри здания. А велосипеды оставались без присмотра. Со своей скамейки Олег облюбовал велосипед, стоящий с краю. Если быстро подойти, сесть и уехать, то и не догонят, думалось ему. План был дерзкий, чего уж там говорить. Но прошлая безнаказанность так и шептала ему в ухо: «Давай, давай, у тебя получится!». «А что, не вечно же мне по подъездам шастать… Была не была!» — и он решился. На свободе ему оставалось быть меньше минуты.
Поозиравшись, он пошел к велосипеду. Прохожие на него внимания не обращали, спешили по своим делам. У велосипедов никого не было. Резко ускорив шаг, Олег подошел к велосипеду, отжал ногой упор, быстро сел в седло, что было сил крутанул педали и — полетел кубарем вместе с велосипедом. Переднее колесо было прикреплено к вилке малозаметной стальной цепью… Это был провал. На шум из здания тут же выскочил продавец, а с ним — дюжий охранник в черной форме. Скрыться шансов не было никаких, пока охранник поднимал его на ноги, бережно, но крепко придерживая за руку, продавец уже вызывал полицию.
Во время следствия Олег вел себя правильно: во всем раскаялся, старательно давал показания, подписал явку с повинной по всем эпизодам. К этому времени, надо сказать, его уже искали, хотя найти серийного похитителя велосипедов почти и не надеялись. Заявления от пострадавших лежали мертвым грузом. А тут такая приятная неожиданность — сам попался, и даже «в отказ» не пошел. Более того — возместил всем пострадавшим ущерб, не без помощи родителей, конечно. Все это в суде пошло ему на пользу: приговор был достаточно мягким — два года условно с испытательным сроком в три года. И непременными условиями: не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденного; периодически, раз в месяц, являться для регистрации; не совершать административных правонарушений и — трудоустроиться.
Теперь Олег больше не ворует, хотя старую слабость не забыл: парень работает в Москве, в мастерской по ремонту велосипедов.
Имена и некоторые обстоятельства дела изменены. Редакция благодарит прокуратуру Реутова за предоставленные материалы.
Читайте также:
Любовь и Уголовный кодекс
Вынесен приговор членам банды балашихинских малолеток
В Реутове освободили заложника
Крупную партию элитного алкоголя изъяли в Реутове
Нечистые документы
Пять килограммов героина изъяли у наркоторговцев
Инспектор по делам несовершеннолетних ведёт приём
Преступность пошла на спад
Реутовская прокуратура подвела итоги работы за год
Убийства в лесопарке
Благодарим за службу!
Ликвидирована «банда ГТА»