Во всех школах после переходного периода будет обязательным обучение двум иностранным языкам. Газета «ПроРеутов» выясняла, насколько готовы реутовские школы к введению ещё одного предмета, с этого года предусмотренного федеральным образовательным стандартом.
Нововведение вызвало широкий резонанс среди родителей и послужило поводом для горячего обсуждения в Сети. Сторонники стандарта ссылаются на царские гимназии, где учащиеся успешно изучали по два иностранных, причём были это латынь и греческий — мёртвые языки, изъясняться на которых никто не собирался в принципе. Да и в современной России практика «двуязычия» в школах достаточно распространена. Аргументы этого лагеря сводятся к тому, что изучение иностранного — лучший способ развить память и приведёт к росту интеллекта, так как память и интеллект напрямую связаны. Аргументы противников касаются в основном организационной стороны дела — кто и в какие часы будет вести предмет, готовы ли дети к новой нагрузке и тому подобные.
Отметим, что во многих странах знание двух языков — распространённая норма, а люди с высшим образованием нередко владеют тремя-четырьмя.
Итак, какова объективная готовность реутовских школ к введению в основную образовательную программу второго иностранного?
Мнение управленцев
По словам заместителя начальника Управления образования Реутова Ивана Гетмана, пока о воплощении новации конкретно сказать что-то сложно. Нет ни директив с областного уровня, не готовы и многие школы. Самое лучшее в этой новости — то, что вводиться новый стандарт будет постепенно.
Лицей
— Когда мы в своё время пытались что-то подобное ввести, нам рекомендовали сделать упор на естественнонаучные дисциплины — математику, физику и так далее. Теперь вот вновь вопрос поднят. Но конкретно никто ничего не говорил, мы ждём разъяснений, — рассказала директор лицея Светлана Беляевская. — В Федеральном образовательном стандарте такая возможность оговаривается, но без конкретики. Если введём второй иностранный, то, конечно, сразу столкнёмся с рядом проблем. Первая — экономическая. Язык должен вести специалист, и бесплатно он это делать не будет.
Между тем рабочие часы учителя иностранного языка в силу специфики дороже часов других предметников. Вторая проблема кадровая: где взять преподавателя-лингвиста? Да, она менее сложная, чем финансовая, но всё же присутствует. А если учесть, что занятия проходят по расписанию и не на улице, — встаёт и вопрос наличия свободных помещений, это ещё один «подводный камень».
— И если мы говорим о качественном, а не «для галочки», уровне преподавания языка — это неизбежный рост часов в учебном плане. Но главное — ребёнок, нагрузка на него. Она и так большая, а тут ещё возрастёт… Вообще-то, есть разработанные и утверждённые нормативы СанПиН, которых никто не отменял. Дополнительные часы не вписываются в этот норматив, — дополняет Светлана Беля-евская. — Кроме того — многим ли детям нужен второй иностранный? Нам уже родители хором звонят — не надо, отмените, пожалуйста. Я считаю, что школа будущего — школа выбора. Если ребёнок сам захочет — тогда другое дело. А «обязаловка» лишь перегрузит его и без того нелёгкий учебный день. Или вырисовывается нежелательная перспектива — снижать ради второго иностранного количество часов в других предметах. В каких? В русском или математике? На это никто из родителей не согласится.
Под вопросом и актуальность новинки.
— Второй иностранный язык у нас вообще-то есть — на платной основе, для желающих. Немецкий и французский. Стоимость — около 160 рублей за академический час. Кто заинтересован, тот учится. У нас есть выпускница, которая поступила в МГУ именно со вторым, дополнительным, иностранным — французским. Но это скорее исключение, подчёркивающее общую картину, — заключила директор лицея.
Школа № 10
Здесь до лингвистических высот не дают подняться более земные заботы.
— Мы работаем всего третий год. У нас в повестке дня пока имеются более актуальные задачи — идёт общая комплектация преподавателями, — рассказали нам в администрации школы. — В этом году в школе семь первых классов, намного больше, чем прежде. Так что второй иностранный для нас — цель на будущее, не сейчас.
Вопрос о выборе второго иностранного и здесь не стоит остро.
— В качестве факультатива у нас есть дополнительный иностранный — немецкий, цена от 150 рублей за час, — рассказали в учительской. — В будущем спектр изучаемых факультативно в школе иностранных языков, возможно, будет расширен.
Гимназия
Здесь нам сообщили, что второй иностранный у них и так преподаётся уже около двадцати лет. Для гимназий это стандарт программы, она изначально прорабатывалась с учётом второго иняза. Дети вполне с этим справляются. В качестве второго иностранного преподаются французский и немецкий. Здесь новый стандарт, как говорится, погоды не сделает.
Подводя итоги нашего опроса, можно сделать вывод: в учебных заведениях нашего города хорошо понимают, что социальный статус иностранного языка как учебного предмета коренным образом изменился. Из предмета, ещё не так давно не имевшего реального применения, иностранный язык превратился в средство коммуникации, востребованное и учащимися, и обществом, и государством. Но чтобы обеспечить успешное изучение нескольких языков, нужны вполне определённые условия. Пока же готовность школ к введению нового федерального стандарта вызывает много вопросов. Из утешительных моментов — школам будет предоставлено время, чтобы реализовать это требование. На переходный период решено выделить пять лет.
Как отмечает глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов, сейчас преподавание двух иностранных языков ведётся только в каждой десятой российской школе. «Мы исходим из того, что у школ, у регионов есть возможность выбрать, каким образом вводить в учебный процесс второй иностранный язык. Надо это делать только при условии полной готовности. Естественно, если нет готовности, нет учебников, подготовленных педагогов, лучше этого не делать, а дать время на подготовку. Гораздо лучше хорошо знать один иностранный язык, чем плохо знать два», — цитируют Ливанова РИА «Новости».
Контекст
В настоящее время в большинстве школ, где предлагаются два языка, обучение английскому начинается в начальной школе, часто со 2-го класса, а ко второму иностранному приступают в 5-м или 7-м классе. Есть и такие школы, где английский язык является по программе вторым иностранным, а углублённо изучается немецкий или французский.
Как же мотивировать детей к изучению второго языка? Выпускники двуязычных школ заявляют: исключительно интересными по содержанию уроками. Даже те, кто не видел никакой практической пользы от изучения французского или итальянского, с удовольствием занимались языком, если было интересно. И это задача учителя. Родители, со своей стороны, должны поддерживать этот интерес, поощрять участие ребёнка в «языковых» внутришкольных мероприятиях — концертах на иностранном языке, межшкольных обменах, издании стенных газет на разных языках. Немало стимулов найдётся и вне школьных стен: фестивали зарубежного кино, национальный день страны изучаемого языка, различные разговорные клубы и прочее. Очень важно, чтобы ребёнок ощутил: язык, над овладением которым он трудится, — живое средство общения множества людей, а не только предмет в школе. При желании можно найти и психологические мотивы. К примеру, для подростка чрезвычайно важно выделиться «из толпы», такой уж это возраст. Почему бы не подвести его к мысли, что хорошее знание иностранного языка выгодно отличит его в любой компании?
Полиглоты отмечают, что самый трудный в изучении язык — первый, а все следующие даются легче. Отчасти дело в том, что во многих языках есть похожие слова, часто схожи грамматические конструкции. И если русскоговорящий ребёнок, допустим, понял такую категорию, как определённый и неопределённый артикли в английском языке, то в немецком языке эта тема будет усвоена им намного быстрее.
Вводя для изучения иностранный язык, школы обычно налаживают и поддерживают связи с соответствующими странами, организуют межшкольные обмены, устраивают международные конференции и семинары, школьникам предоставляется возможность поехать в страну изучаемого языка.
Читайте также:
Лучших школьников-патриотов Подмосковья наградили в Реутове
Реутов поставил рекорд по первоклашкам
Глава Реутова и руководитель НПО ответили на вопросы старшеклассников
День знаний в Реутове отметили с выдумкой
В детском саду №11 устранили недоделки
День открытых дверей прошёл в пешеходной зоне Реутова
Три школы Реутова стали лидерами в Подмосковье
Объединение возможностей: детсады Реутова прошли реорганизацию
Комплексный образовательный проект стартует в Реутове