Разработанная Игорем Волковым в советские годы система развивающего обучения школьников стала наследием для отечественной педагогики. Её и сегодня изучают студенты педагогических вузов. Волков открыл и применил новый для своего времени механизм реализации творческих способностей детей, а также педагогическую систему руководства процессом развития индивидуальных талантов каждого школьника.
Методика Игоря Павловича родилась в личном опыте работы с учениками – его трудовой стаж составлял в общей сложности 39 лет, и 30 из них он был учителем изобразительного искусства и черчения в реутовской «школе Золотовицкого», сейчас это школа № 2.
Ученики и коллеги Волкова, вспоминая о нём, говорят, что это был многогранный человек: рисовал, играл на нескольких музыкальных инструментах, увлекался спортом, литературой, любил ходить в походы и путешествовать. Чем бы он ни занимался, делал это с энтузиазмом. Дух увлечённости царил не только на его уроках, но и на внеурочных занятиях.
Учительский путь Игоря Павловича начался в 1950-е годы в Никольской школе, где выпускник педучилища успевал вести и уроки, и кружки. За несколько лет он создал ансамбль народных инструментов, в котором было более ста человек. А сам параллельно учился на худграфе педагогического института. Начальство смотрело на бурную активность молодого учителя с одобрением. Ему вообще везло с директорами школ, которые поддерживали его инициативы.
В реутовскую школу вместе с супругой Лией Александровной он перешёл в 1961 году. Директор Ефим Золотовицкий сразу поверил в начинания Волкова и способствовал тому, чтобы они выросли в уникальные новаторские проекты.
И здесь энергии Волкова хватало не только на ведение уроков. В юности он был чемпионом Москвы по тяжёлой атлетике, поэтому с радостью занимался со старшеклассниками штангой. А ещё вёл писательский кружок, обучал ребят изобразительному искусству в школьной студии, разработал теорию колорита в живописи, снимал с ребятами игровые фильмы. Во всём, что он делал, была нацеленность на конкретный результат. Сам себе, ученикам и коллегам он доказал, что все дети талантливы, а задача учителя – выявить и развить талант в каждом ребёнке.
Инструментами для выявления талантов в «школе Золотовицкого» с подачи Игоря Волкова стали «уроки творчества» в младших классах и новая форма внеклассной работы с ребятами постарше – «творческая комната». Коллеги-учителя идеи Волкова приняли и поддержали и тоже подключились к новаторской работе. В результате параллельно с изучением единой для всех школьной программы ученики приобщались к различной творческой деятельности сразу по десяти-двадцати направлениям.
В свободное от уроков время в зависимости от способностей и интересов ребята охотно пробовали себя в самых разных сферах: кто-то рисовал, кто-то мастерил, кто-то учился киноискусству. В «творческой комнате» ежедневно собирались по тридцать-сорок человек. Оценок здесь не ставили, а просто увлекали ребят, позволяли творить именно в том направлении, которое каждому из них больше нравилось. На уроках Волкова самостоятельность тоже поощрялась. Например, дети могли попробовать себя в роли учителя: многие систематически вели занятия в младших классах, разрабатывали отдельные уроки и план всей темы.
Работа в «творческой комнате» давала ученикам возможность попробовать себя в разных направлениях деятельности и помогала им в дальнейшей профориентации. К слову, эта система спасла многих троечников, которые не блистали знаниями по общешкольной программе, зато хорошо умели мастерить что-то или рисовать. Позднее в школе стала работать художественная студия, где Волков приобщал детей к изобразительному искусству в роли творцов, а не просто созерцателей. Ученики создавали серьёзные художественные композиции. Наиболее удачные работы выставляли – сначала в школе и городе, а потом и на таких престижных столичных площадках, как Центральный дом работников искусств, ВДНХ, Манеж.
На каждого ученика, работавшего самостоятельно, была заведена «Творческая книжка школьника». В ней учителя фиксировали успехи учащегося в том или ином виде деятельности.
В 1980-е годы Волков защищает кандидатскую диссертацию по своей системе, и к нему приходит всесоюзная известность. Впрочем, к его методам уже в 1970-е годы всерьёз присматривались такие маститые учёные, как президент Академии педагогических наук СССР Всеволод Столетов и вице-президент Академии педагогических наук СССР Юрий Бабанский. Учителя со всей страны посещали творческие занятия Волкова во второй школе Реутова. О Волкове сняты документальные фильмы – «Час ученичества» и «Талантливые дети», он был героем телепередачи «Встречи в Останкино».
В реутовской школе № 2 система Волкова успешно развивалась на практике до 1991 года. Тогда в нашей стране изменились подходы ко многому, в том числе и к образованию. А до этого в его «творческой комнате» (в созданной Игорем Павловичем студии) в детском возрасте занимались ныне известные художники, чьи работы теперь есть не только в российских, но и в зарубежных коллекциях: Мария Маркелова, Татьяна Котельникова, Валерий Данилюк и многие другие. Вспоминая занятия в студии, Данилюк заметил, что в профессиональном плане они дали ему даже больше, чем некоторые курсы в Московском художественном училище памяти 1905 года. «Секрет» Волкова в том, что учитель совершенно бескорыстно часами занимался с детьми в своей студии, всегда шёл к ребятам с открытым сердцем и желанием зажечь интерес к созиданию буквально в каждом ребёнке.
О своей системе и опыте Игорь Павлович написал пять книг и семь брошюр, множество статей, которые увидели свет в серьёзных педагогических изданиях США, Японии, Эфиопии и, конечно, в родной стране. Он часто выступал на годичных собраниях Академии педагогических наук, в Монголии, Болгарии, в Лейпцигском университете. Последняя встреча Волкова с коллегами в Казахстане состоялась в октябре 1999 года. Остались недописанная статья и огромное количество работ его учеников, которые бережно хранят в старом доме в Никольском его супруга Лия Александровна и дочь Ольга Лапшина. Они рассказали, что и сегодня у них собираются ученики Игоря Павловича и до сих пор нет-нет да и придёт официальное письмо или раздастся телефонный звонок: люди по-прежнему интересуются педагогической системой нашего земляка, а современная школа снова приходит к тому, от чего в своё время недальновидно отказалась.
Читайте также:
В Троицком храме Реутова открылась уникальная выставка
Начинающим журналистам Реутова рассказали о секретах фотоискусства
Об уникальных методиках реутовских педагогов Волковых
Об истории Реутовского детского дома
Ирина Клёнова: «Физика учит мыслить и рассуждать»