Новости / Новости
О разработанной Волковым системе развивающего обучения школьников
19.10.2017 в 11:40
2239 0
Автор: Зинаида Гейдельман

Разработанная Игорем Волковым в советские годы система развивающего обучения школьников стала наследием для отечественной педагогики. Её и сегодня изучают студенты педагогических вузов. Волков открыл и применил новый для своего времени механизм реализации творческих способностей детей, а также педагогическую систему руководства процессом развития индивидуальных талантов каждого школьника.

Методика Игоря Павловича родилась в личном опыте работы с учениками – его трудовой стаж составлял в общей сложности 39 лет, и 30 из них он был учителем изобразительного искусства и черчения в реутовской «школе Золотовицкого», сейчас это школа № 2.

Ученики и коллеги Волкова, вспоминая о нём, говорят, что это был многогранный человек: рисовал, играл на нескольких музыкальных инструментах, увлекался спортом, литературой, любил ходить в походы и путешествовать. Чем бы он ни занимался, делал это с энтузиазмом. Дух увлечённости царил не только на его уроках, но и на внеурочных занятиях.

ПроРеутов

Учительский путь Игоря Павловича начался в 1950-е годы в Никольской школе, где выпускник педучилища успевал вести и уроки, и кружки. За несколько лет он создал ансамбль народных инструментов, в котором было более ста человек. А сам параллельно учился на худграфе педагогического института. Начальство смотрело на бурную активность молодого учителя с одобрением. Ему вообще везло с директорами школ, которые поддерживали его инициативы.

В реутовскую школу вместе с супругой Лией Александровной он перешёл в 1961 году. Директор Ефим Золотовицкий сразу поверил в начинания Волкова и способствовал тому, чтобы они выросли в уникальные новаторские проекты.

И здесь энергии Волкова хватало не только на ведение уроков. В юности он был чемпионом Москвы по тяжёлой атлетике, поэтому с радостью занимался со старшеклассниками штангой. А ещё вёл писательский кружок, обучал ребят изобразительному искусству в школьной студии, разработал теорию колорита в живописи, снимал с ребятами игровые фильмы. Во всём, что он делал, была нацеленность на конкретный результат. Сам себе, ученикам и коллегам он доказал, что все дети талантливы, а задача учителя – выявить и развить талант в каждом ребёнке.

ПроРеутов

Инструментами для выявления талантов в «школе Золотовицкого» с подачи Игоря Волкова стали «уроки творчества» в младших классах и новая форма внеклассной работы с ребятами постарше – «творческая комната». Коллеги-учителя идеи Волкова приняли и поддержали и тоже подключились к новаторской работе. В результате параллельно с изучением единой для всех школьной программы ученики приобщались к различной творческой деятельности сразу по десяти-двадцати направлениям.

В свободное от уроков время в зависимости от способностей и интересов ребята охотно пробовали себя в самых разных сферах: кто-то рисовал, кто-то мастерил, кто-то учился киноискусству. В «творческой комнате» ежедневно собирались по тридцать-сорок человек. Оценок здесь не ставили, а просто увлекали ребят, позволяли творить именно в том направлении, которое каждому из них больше нравилось. На уроках Волкова самостоятельность тоже поощрялась. Например, дети могли попробовать себя в роли учителя: многие систематически вели занятия в младших классах, разрабатывали отдельные уроки и план всей темы.

Работа в «творческой комнате» давала ученикам возможность попробовать себя в разных направлениях деятельности и помогала им в дальнейшей профориентации. К слову, эта система спасла многих троечников, которые не блистали знаниями по общешкольной программе, зато хорошо умели мастерить что-то или рисовать. Позднее в школе стала работать художественная студия, где Волков приобщал детей к изобразительному искусству в роли творцов, а не просто созерцателей. Ученики создавали серьёзные художественные композиции. Наиболее удачные работы выставляли – сначала в школе и городе, а потом и на таких престижных столичных площадках, как Центральный дом работников искусств, ВДНХ, Манеж.

На каждого ученика, работавшего самостоятельно, была заведена «Творческая книжка школьника». В ней учителя фиксировали успехи учащегося в том или ином виде деятельности.

ПроРеутов

В 1980-е годы Волков защищает кандидатскую диссертацию по своей системе, и к нему приходит всесоюзная известность. Впрочем, к его методам уже в 1970-е годы всерьёз присматривались такие маститые учёные, как президент Академии педагогических наук СССР Всеволод Столетов и вице-президент Академии педагогических наук СССР Юрий Бабанский. Учителя со всей страны посещали творческие занятия Волкова во второй школе Реутова. О Волкове сняты документальные фильмы – «Час ученичества» и «Талантливые дети», он был героем телепередачи «Встречи в Останкино».

В реутовской школе № 2 система Волкова успешно развивалась на практике до 1991 года. Тогда в нашей стране изменились подходы ко многому, в том числе и к образованию. А до этого в его «творческой комнате» (в созданной Игорем Павловичем студии) в детском возрасте занимались ныне известные художники, чьи работы теперь есть не только в российских, но и в зарубежных коллекциях: Мария Маркелова, Татьяна Котельникова, Валерий Данилюк и многие другие. Вспоминая занятия в студии, Данилюк заметил, что в профессиональном плане они дали ему даже больше, чем некоторые курсы в Московском художественном училище памяти 1905 года. «Секрет» Волкова в том, что учитель совершенно бескорыстно часами занимался с детьми в своей студии, всегда шёл к ребятам с открытым сердцем и желанием зажечь интерес к созиданию буквально в каждом ребёнке.

ПроРеутов

О своей системе и опыте Игорь Павлович написал пять книг и семь брошюр, множество статей, которые увидели свет в серьёзных педагогических изданиях США, Японии, Эфиопии и, конечно, в родной стране. Он часто выступал на годичных собраниях Академии педагогических наук, в Монголии, Болгарии, в Лейпцигском университете. Последняя встреча Волкова с коллегами в Казахстане состоялась в октябре 1999 года. Остались недописанная статья и огромное количество работ его учеников, которые бережно хранят в старом доме в Никольском его супруга Лия Александровна и дочь Ольга Лапшина. Они рассказали, что и сегодня у них собираются ученики Игоря Павловича и до сих пор нет-нет да и придёт официальное письмо или раздастся телефонный звонок: люди по-прежнему интересуются педагогической системой нашего земляка, а современная школа снова приходит к тому, от чего в своё время недальновидно отказалась.

Читайте также:
В Троицком храме Реутова открылась уникальная выставка
Начинающим журналистам Реутова рассказали о секретах фотоискусства
Об уникальных методиках реутовских педагогов Волковых
Об истории Реутовского детского дома
Ирина Клёнова: «Физика учит мыслить и рассуждать»

Статьи по теме
Комментарии 0
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Общество Видео Образование Дети ЖКХ Станислав Каторов Праздники Благоустройство ЕР Здравоохранение Транспорт История Бизнес ПроРеутов Депутаты НПО машиностроения Строительство Социальная политика Губернатор Андрей Воробьев Безопасность Сергей Юров Игорь Брынцалов Криминал День Победы Экономика Экология МВЦ Конкурс Политика Обзор Приалит Парк ЦГКБ Дороги Знаменитости Архив газеты МКДЦ Полезное ДК «Мир» Кино РЖД Фабричный пруд Максим Сураев Еда МЧС Наше Подмосковье Энергия Выборы Религия ДТП Наука Изобретариум ФОК Рейтинг ВПЦ Рекрут Хобби Услуги Коворкинг Старт Питомцы Алексей Папин Реутов Парк ЗАГС ПосадиСвоеДерево Академик Челомей Девушкамечты РТВ Общественная палата Экватор МФЦ Добродел Юнармия Мария Сотскова Кадеты Мнения Людмила Колобанова Космос Путешествия Президент Владимир Путин Интернет ММЦ ОДОН Александр Леонов Ирина Тульчинская WorldSkills Русален ДЮСШ Рецензия Тимур Кизяков Филипп Науменко Крутицы Юрий Кузнецов Анна Вирон Евгений Касперский Михаил Илинич Секс Татьяна Космачёва Дима Билан Андрей Ломанов Мириталь Алексей Илларионов Братья Березуцкие Дмитрий Харатьян Егор Кончаловский Владислав Котлярский Андрей Гайдулян Наталья Назарова Александра Пацкевич Полина Гагарина Радик Закиров Сергей Цыганов Патриарх Кирилл Психология Большие вызовы Владимир Этуш
< >