Новости / Интервью
Льготное жилье в Реутове: история с открытым финалом
02.10.2013 в 09:45
4592 0
Автор: Юлия Роговая

О предоставлении льготного жилья в Реутове сотрудникам НПО машиностроения нам рассказал Александр Крючков, уже обжившийся в новой двухкомнатной квартире на улице Гагарина. Александр — председатель инициативной группы участников программы по ипотечному строительству, поэтому как никто другой знает обо всех тонкостях и сложностях процесса приобретения жилья в нашем городе по льготным условиям.

— С чего все начиналось?

Александр Крючков, председатель инициативной группы участников программы по ипотечному строительству, Реутов. ПроРеутов— Зарождалось это все еще при предыдущем директоре Герберте Ефремове. Была разработана программа, выпущен приказ генерального директора. «Программа привлечения и закрепления на ключевых должностях молодых работников ОАО «ВПК «НПО машиностроения», необходимых для выполнения приоритетных тематических работ и современного управления работой предприятия, через создание льготных условий приобретения жилья» — так полностью называется эта программа. Основные цели, критерии отбора, схемы в рамках этой программы были прописаны еще в 2006 году.

— То есть инициатива была сверху?

— И сверху, и снизу. Над программой работало огромное количество специалистов. Был диалог с руководством. Вопросов было много, и чтобы каждый по отдельности к начальству не бегал, мы организовали инициативную группу. Удалось наладить эффективный диалог и найти наиболее подходящую схему и для предприятия, и для участников программы. Мы предлагали разные варианты, и в результате была выбрана оптимальная, на наш взгляд, программа. Но на самом деле сотрудники были согласны и на другие условия, главное, чтобы зарплата позволяла совершать ежемесячные платежи. Изначально программой предполагалось, что сотрудник, купив по льготной цене квартиру, должен проработать на предприятии 20 лет, впоследствии этот срок сократили до 10 лет вне зависимости от возраста. Но зная точку зрения наших сотрудников, все были бы согласны и на 20 лет.

— Кто мог участвовать в этой программе?

— На стадии формирования первого списка постепенно определились критерии отбора для вхождения в эту программу. Прежде всего, возраст. Участниками могли стать мужчины до 40 лет, женщины до 35 лет, проработавшие на предприятии не менее трех лет. Замужем, женат или нет — не важно. Была выпущена анкета, которую должны были заполнить желающие вступить в программу, там были вопросы и о семейном положении, и о месте жительства, и о том, владеет ли человек недвижимостью. Приходилось собирать некоторые подтверждающие документы: где человек проживает, какова площадь жилья, сколько человек с ним вместе живет. Были вопросы в анкете и о том, какую квартиру человек желает, есть ли у него дети и, конечно, чем он занимается. Предприятию нужно было определить именно ключевых работников.

— И наверняка нужно было доказать, что человек действительно нуждается в жилье?

— Да, конечно. Обычно это и так понятно. У нас еще с советских времен сохранилась развитая социальная инфраструктура, есть общежитие, медсанчасть, есть базы отдыха в Краснодарском крае и в Купавне, лагерь для детей в Киржаче. До создания семьи сотрудникам предоставляется койкоместо в общежитии, если обзавелся семьей, то вопрос решается индивидуально. Либо полностью комната предоставляется, либо выплачивается частичная компенсация за съем жилья. Таких, как я, живущих в общежитии или получающих компенсацию за съем жилья, было около 40 человек. С ними все и так ясно, они точно в жилье нуждаются. А те, кто из Москвы и Подмосковья должны были собирать дополнительные документы. Могли понадобиться выписки из домовой книги, выписки из реестра о правах на недвижимое имущество.

— Кого можно считать ключевыми сотрудниками? Руководство или, наоборот, инженеров и технических работников?

— Сначала предполагалось, что это инженеры, технические работники и служащие, например, бухгалтера. Но люди развиваются, предприятие развивается, инженеры становятся руководителями, кроме того, появляются новые подразделения, так что список должностей постепенно расширялся.

— Когда программа начала реализовываться в действительности, а не только на бумаге?

— Итак, в 2007 году был сформирован первый список из 64 человек. Программа предполагала пять этапов, амбициозная такая задача. Потом планы были скорректированы. Задумывалось, что ежегодно начиная с 2008 года по 70 человек будут получать квартиры, а всего таких будет 350. Но в действительности все вышло иначе, потому что темпы строительства оказались не столь высокими, как предполагали.

— Когда началось собственно строительство вашего дома?

— В 2008 году. Но не сразу, потому что на месте нашего многоквартирного дома были старые двухэтажные дома еще с печным отоплением... Решался вопрос с переселением людей. А в июне 2011 года мы уже заехали.

— И какова же цена вопроса? Это, пожалуй, самое интересное.

— Если человек работает на предприятии, то он платит 35000 рублей за кв. м — это льготная стоимость жилья. Вообще стоимость нашей квартиры — 75000 рублей за кв. м, это коммерческая стоимость, зафиксированная во всех документах на квартиру. Но фактически на свободном рынке квартира в нашем доме уже тогда могла стоить и дороже.

— И по сколько вы платите ежемесячно?

— В конце договора у нас была таблица с рекомендуемым графиком платежей, график разбит на 121 период. Когда мы квартиру получили, нам нужно было отдать 10 процентов от ее стоимости сразу, это первоначальный платеж. У меня получилось порядка 230 тыс. рублей за двухкомнатную квартиру, это 65 кв. м. Что касается первоначального взноса, то мы были к нему готовы, мы знали о нем заранее, так что все участники сумели найти деньги на первоначальный платеж. Сейчас мы платим 17200 рублей в месяц. Как только наступает 121-й платеж, нам прощается разница между коммерческой стоимостью жилья и льготной, то есть примерно 2 млн 600 тыс. рублей. А если человек увольняется, то он сразу должен внести всю сумму.

— А кто занимался строительством вашего дома? Как вообще строительная компания согласилась на такие значительные скидки?

— В Реутове НПО машиностроения было и до сих пор является градообразующем предприятием, так что именно оно строило в советское время здесь жилье и всю социальную инфраструктуру — общежития, стадион и так далее. Под эгидой НПО машиностроения еще в 1957 году было создано Управление капитального строительства, сейчас оно преобразовано в ПСК — проектно-строительный комплекс. Это фактически дочерняя фирма НПО машиностроения. Именно эта компания построила наш дом. Дом очень большой, коммерческий, и 64 квартиры в нем были выделены для сотрудников НПО.

— Как юридически оформлялось получение квартиры?

— Предприятие наше по договору об участии в долевом строительстве приобрело у «ПСК НПО Машиностроения» 64 квартиры. Впоследствии, в 2011 году, когда был уже ясен срок сдачи дома и когда квартиры были уже распределены между участниками, между нами и «НПО машиностроения» был заключен договор уступки прав требований. И таким образом участник программы становился собственником квартиры. Причем квартира у нас в собственности, но продать мы ее не можем. Формулировка — «с обременением». Мы застрахованы, мы можем ее завещать, но продавать нельзя. Менять только с согласия работодателя.

— По такой цене приобрести квартиру в Реутове — это большая удача, а в чем выгода самого предприятия?

— Эта программа — взаимовыгодная. Предприятие закрепляет у себя ключевых сотрудников, а молодой сотрудник решает свою жилищную проблему, у него уже голова об этом не болит и он может сосредоточиться на своей работе. Когда все только начиналось, наша организация была федеральным государственным унитарным предприятием. В 2007 году прошло акционирование, предприятие стало открытом акционерным обществом «Военно-промышленная корпорация «НПО машиностроения», и у нас сменился генеральный директор. Новый руководитель, Александр Леонов, продолжил политику предыдущего генерального директора. То есть новое руководство тоже считает эту программу взаимовыгодной.

— А вот если вдруг семья, взяв на себя такие обязательства, распадется и муж с женой захотят разъехаться, как тогда?

— Случаев, чтобы кто-то разводился я лично не знаю, пока такого не было. Прежде чем оформлять договор, надо было получить письменное согласие супруга. Люди, которые стояли на пороге развода, отказывались от этой программы. Сейчас наоборот, семьи только крепче становятся, появляются дети, все у всех хорошо.

— С первым этапом все более или менее ясно, 64 человека стали счастливыми обладателями квартир в Реутове, а что происходит с людьми из списков второго и третьего этапа?

— Подачу анкет никто не ограничивал. Сейчас в очереди стоят 300 человек, ни один из них не отказался от участия в программе. Все они с большой надеждой ждут каких-то подвижек в этом вопросе. Но пришли к выводу, что все-таки выплаты половины стоимости квартиры за сотрудника — это слишком дорого для предприятия, поэтому сейчас пытаются найти способы удешевления этой программы. Возможно, за счет получения денег из фондов, из бюджета области или города. То есть чтобы часть оплачивало предприятие, часть сам человек, а часть город или область.

— Теоретически, раз программа социальная, то можно рассчитывать на поддержку города или даже области.

— Да, причем, это может быть как прямое вливание денег, так и другого рода помощь, например, снижение арендной платы за землю, или вообще ее отмена, льготное подключение к электросетям. Если эта программа носит социальный характер, то она в принципе может не ограничиваться только нашим предприятием, она может распространяться на учителей, врачей, других бюджетников. Но за счет чего бюджетникам можно предлагать льготное жилье, откуда взять деньги? Вот как раз тут и нужна поддержка администрации. В марте этого года предприятие посещал Андрей Воробьев, он побывал в одной из квартир семьи молодых специалистов. В частности, обсуждали нашу программу. Недавно на телевидении было выступление Воробьева, в котором был затронут вопрос решения жилищных проблем, и во многом за основу взяли именно нашу схему реализации льготного жилья. То есть когда человек выплачивает  половину от стоимости жилья и обязуется проработать на своем месте определенное количество лет.

— Каковы шансы на то, что программа продолжится?

— Как раз сейчас идет речь о том, что если продолжать эту программу, то необходимо найти какие-то критерии по снижению стоимости. Возможно, нужно поменять схему. Например, выдача беспроцентных ссуд на приобретение недвижимости. Люди согласны на многие варианты, а иначе им придется искать другую работу, где зарплата позволит им купить квартиру. Проблема не только в том, что нужны дополнительные влияния извне. Проблема еще в том, что мы перестаем быть головным предприятием, и теперь входим в состав ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение». То есть вопросы такого уровня, как льготная ипотека для сотрудников, решаются теперь окончательно не в Реутове, а в Королеве. Будем надеется, что в результате руководство продолжит программу, хотя бы потому, что тогда у НПО появится большое конкурентное преимущество как у работодателя.

Статьи по теме
Комментарии 0
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Общество Видео Образование Дети ЖКХ Станислав Каторов Праздники Благоустройство ЕР Здравоохранение Транспорт Бизнес История ПроРеутов Депутаты НПО машиностроения Строительство Социальная политика Губернатор Андрей Воробьев Безопасность Сергей Юров Игорь Брынцалов Криминал День Победы Экономика Экология МВЦ Конкурс Политика Обзор Приалит Парк ЦГКБ Дороги Знаменитости Архив газеты МКДЦ Полезное Кино ДК «Мир» РЖД Фабричный пруд Максим Сураев Еда МЧС Энергия Выборы Наше Подмосковье Религия ДТП Наука Изобретариум ФОК Рейтинг ВПЦ Рекрут Хобби Услуги Коворкинг Старт Питомцы Алексей Папин Реутов Парк ЗАГС ПосадиСвоеДерево Академик Челомей Девушкамечты РТВ Общественная палата Экватор МФЦ Добродел Юнармия Мария Сотскова Кадеты Мнения Людмила Колобанова Космос Путешествия Президент Владимир Путин Интернет ММЦ ОДОН Александр Леонов Ирина Тульчинская WorldSkills Русален ДЮСШ Тимур Кизяков Рецензия Филипп Науменко Крутицы Юрий Кузнецов Анна Вирон Михаил Илинич Евгений Касперский Секс Татьяна Космачёва Дима Билан Андрей Ломанов Алексей Илларионов Мириталь Братья Березуцкие Владислав Котлярский Андрей Гайдулян Наталья Назарова Дмитрий Харатьян Егор Кончаловский Владимир Этуш Александра Пацкевич Полина Гагарина Радик Закиров Сергей Цыганов Патриарх Кирилл Психология Большие вызовы
< >