Встреча учащихся Реутовского лицея с космонавтом, командиром корабля «Союз ТМА-06М» О.В. Новицким прошла в рамках образовательного проекта «А у нас гости». Поводом для послужил 50-летний юбилей полета первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой. Олег Викторович поделился секретами подготовки космонавтов и быта на орбите, а также ответил на вопросы учащихся.
— Меня всегда манило звездное небо и то, что за ним, — поделился Олег Викторович. — Я родился в Белоруссии и не имел представления, как и где готовят астронавтов. Выбрал просто наиболее близкую профессию летчика-испытателя.
Потом были десять лет службы в авиации на Кавказе, годы специального образования. Но и после учебы ждать полета в космос пришлось около шести лет. И все эти годы были заняты тренировками, которым может позавидовать каждый любитель экстрима. Например, будущих космонавтов сбрасывают с парашютом. На руке закреплена запись с техзаданием, о содержании которого космонавт не предупрежден. Справляться приходится буквально на лету. Испытуемый диктует решение в микрофон гермошлема, а на земле команда психологов и специалистов тестирует качество выполнения, уровень стресса и т.д.
Приземлившись в тайге космонавт сумеет поставить палатку из парашюта и разложить сигнальный костер. Сможет распределить питание так, чтобы обходится минимумом в течение трех дней без ущерба для организма. Причем все задания выполняются на время, по нормативам.
Если посадочная капсула упадет в пустыню, космонавт соберет питьевую воду с помощью подручных средств — используя конденсацию ночной влаги на стенках палатки и аппаратуры. Тренировки проходят в казахстанской степи при температуре 43 ºС. Выпивая всего 50 мл воды каждые три часа, человек способен продержаться несколько дней.
Но оказывается, куда хуже, когда воды в избытке — при приводнении в океан. Космонавтов сбрасывают в специальной капсуле. За день таких тренировок испытуемый теряет до 4 кг.
Перед отправлением из Москвы на Байконур космонавты соблюдают ряд профессиональных традиций. Приходят в рабочий кабинет Гагарина, на Красную площадь. Провожают их живые легенды советской космической эры — Валентина Терешкова, Алексей Леонов. Зато на Байконуре космонавты попадают в полную изоляцию. Запрещены даже рукопожатия — во избежание заражения патогенной микрофлорой. По той же причине каждый живет в отдельном номере. Все общение с внешним миром проходит только в специальной комнате за непроницаемой перегородкой из стекла.
— Можно ли дозвониться до семьи из космоса? — звучит вопрос из зала.
— Да, современные технологии позволяют сделать это. Раз в неделю мы связываемся с семьей по видеосвязи. Все конфиденциально, как и беседа с врачом экипажа.
С детства мы помним телекадры — космонавты идут к кораблю, плавно покачивая чемоданчиками. Оказывается, в их «саквояжах» — простые вентиляторы, соединенные шлангом с костюмом. Комбинезон полностью непроницаем, «проветрить» можно только таким «автономным» способом. Последним космонавтов провожает священник. Перед стартом МКС 33/34 получить благословение к российским космонавтам присоединился и их американский коллега.
Но вот все готово и белоснежный корабль исчезает в дыму и пламени. «На взлёте просто дикие перегрузки – сильное головокружение, тело вдавливает в кресло», — рассказывает Новицкий.
— А какая первая мысль в космосе? — спрашивает одна из учащихся.
— Единственная: наконец-то получилось!
Первое время, по словам космонавта, в космосе очень опухает лицо — сказываются изменения в работе сердечно-сосудистой системы. Потом все приходит в норму.
— По земной пище тоскуете? — интересуются слушатели.
— Космическая еда обычна на вкус. Но есть минус — постоянно консервы. Существует и специфика кулинарии — например, суп. Он выдается в пакетах в сухом виде, а потом заливается горячей водой из специального резервуара и настаивается 28 минут. Но он вполне съедобен.
— Что-нибудь экстремальное происходило в полете? — вопросы становятся все более интригующими.
— Рано утром я собрался сфотографировать восход над планетой. Оттолкнулся от стены, подлетел к иллюминатору выбрать ракурс. И вдруг, прямо из глубин космоса по ту сторону стекла на меня уставился гигантский живой глаз. От неожиданности я отскочил. Но сразу понял, что это увеличенное отражение моего же собственного глаза. Курьез был, а остальное прошло в рабочем порядке — приняли на стыковку два космических грузовика.
Приземление на Землю - отдельная и очень опасная часть полета. Две ступени корабля сгорают в плотных слоях атмосферы. Оставшаяся посадочная капсула разогревается до 2000 ºС и. А уже на Земле космонавтов в автобус ведут под руки — за месяцы в невесомости мозг и вестибулярный аппарат отказываются работать в обычном режиме. Тело не слушается еще несколько дней.
Когда-то в нашей стране мечтал стать космонавтом, наверное, каждый второй школьник. А мечтает ли современная молодежь о чем-то кроме того, чтобы пройти очередной уровень в новой компьютерной игре? Об этом мы спросили у самих школьников.
— Я считаю профессию космонавта важной и полезной. Мне понравился рассказ и слайд-презентация. Слушал Олега Викторовича не отрываясь, — делится впечатлением Евгений Н. из 9-го «Б». — Но сам о профессии космонавта не мечтаю. Просто потому что у меня давно мечты о другой профессии.
— Вы хотели бы повторить судьбу Терешковой? — спрашиваем бойкую девушку с фотоаппаратом.
— Да! И, между прочим давно. Интерес возник еще до этой встречи, — поделилась Маша К. из 9-го «А». — Но мечты — мечтами, а пойду ли я в космонавты действительно, не знаю. Жизнь покажет.