Новости / общество
Рай и ад дауншифтинга
09.01.2014 в 10:30
3106 0
Автор: Михаил Юрьев

Конец года для большинства подмосковных представителей среднего класса — это пора годовых отчетов и подготовки к новогодним пиршествам. Но для иных это сезон радикальных перемен, время увольняться и отправляться на зимовку. Об особенностях национального дауншифтинга в России и за рубежом — корреспондент «ПроРеутов».

Начнем с определения сути этого популярного на Западе, а в последнее время и в России явления. Вкратце эта суть сводится к игре на понижение на бирже карьеры. Накушавшись высокооплачиваемых сверхнагрузок и разочаровавшись в вечной погоне осла за морковкой, человек решает: надо жить больше, а работать — меньше.

Как правило, он оставляет должность, подыскивает вакансию удаленного типа и, прихватив ноутбук, отбывает в страну третьего мира: Индию, Таиланд, Камбоджу.

Версия: год «пашет на дядю», потом увольняется, презрев стабильность, и с заработанным капиталом отправляется на полугодовое жительство куда-нибудь в юго-восточные регионы Азии.

Корни явления уходят в субкультуру хиппи, работы писателей Дугласа Коупленда, Генри Торо и взгляды Толстого, который и ввел в обиход термин «опрощение». Кратко говоря, этот образ жизни соотносится с идеей восточной философии, согласно которой человеку не следует тратить силы на удовлетворение своих желаний — их рост фактически бесконечен, он должен стремиться к самоограничению как форме освобождения от патологий социума и диктата природы. Речь не об аскетизме и не об отшельничестве — это была бы, согласитесь, смена одних мучений на другие. Предлагается приучить себя «довольствоваться малым», скажем, предпочесть более простую еду и одежду. На бытовом уровне ключевой вопрос этого мировоззрения звучит примерно так: «Для чего меня мама родила — горбатиться и света белого не видеть или лежать на солнышке и слушать гоа-транс/изучать йогу/медитировать/просто любоваться закатом?». Доля здравого смысла здесь есть: производственные неврозы, надсаженное переработками здоровье, пение корпоративных «псалмов» по утрам — скажите честно, в детстве вы мечтали об этом? Конечно, «так надо, иначе не выжить». Но если вдруг завтра вас переедет автомобиль — радостно ли будет в последний миг вспомнить свою жизнь, состоящую из пробок, штрафов и паранойи новостей? Честно ответив себе на подобные вопросы, молодые люди запрыгивают на доску дауншифтинга, готовясь к серфингу в новой реальности. Но, увы — их ждут подводные камни.

Гоа уже не тот

В 1969 году американец и хиппи Гилберт Ливи совершил первое путешествие в Индию. Ему так понравилось там, что он решил остаться навсегда. Со временем Ливи вступил в один из орденов саддху — индийских йогов-аскетов и получил духовное имя. Тут в нашем рассказе появляется музыкальный фон. К тому времени стиль диско уже победно шествовал по планете, в авангарде процесса выделялось техно — его радикальная детройтская версия. Соединив индийскую философию, новые тембры и различные нелегальные «добавки», янки при дворе махарадж создал легендарный гоа-транс — танцевально-медитативное направление в техно-музыке, и стал известен всему миру как DJ Goa Gil. Постепенно индийская провинция Гоа стала Меккой для дауншифтеров — ищущих просветления белых детей очередного «потерянного поколения», не вписавшихся в общество социопатов, любителей марихуаны, романтиков и энтузиастов йоги, желающих изучать это искусство «в первоисточнике». Рейвы «полной луны» на Гоа стали легендой вроде Вудстока. Но позже коммуны техно-хиппи стали вытесняться сторонниками моды на экзотику. Пляжи транс-вечеринок заполнили любители водных скутеров, пивка и шашлычка, а «просветление» взяли в свои руки дилеры «экстази». Активисты транс-движения, они же дауншифтеры, прямо под пальмами бесхитростно добывавшие насущный хлеб с помощью ноутбуков, стали вытесняться «новыми русскими», превращающими Гоа в очередной курортный Сочи.

Рай и ад дауншифтинга. ПроРеутовЖитель Реутова Владимир попробовал все это на собственном опыте. Для начала он устроился на вакансию в IT-сфере в Арабских Эмиратах — место нашел через Интернет. Проработав год и подкопив деньжат, резко уволился и махнул в Гоа. Первое время дауншифтинг только радовал — солнце, океан, дружелюбная атмосфера, двухэтажное бунгало на белом песке всего за 100 долларов — никакого сравнения с оставленной в Подмосковье реальностью. Но постепенно Владимир стал уставать от толчеи, бесконечной музыки и местного населения, рассматривающего любого иноземца исключительно как источник наживы. Давала знать о себе и еда — непривычная кухня вызвала такой приступ дизентерии, что две недели его медитативная практика сводилась к глубокому уединению в клозете. Хорошие лекарства в Индии стоят, кстати, довольно дорого. Впрочем, многие русские живут здесь на деньги, которые получают, сдавая квартиру в Москве. А на тысячу долларов в месяц в Гоа можно устроиться просто по-королевски — относительно коренного населения. Дом, еда в ресторанах и путешествия на мотороллерах по соседним штатам Индии вам обеспечены, еще и на лекарства от дизентерии останется.

Вот только надо иметь в виду, что воровство у местных развито необычайно. Наши цыгане в сравнении с живущими в картонных коробках индусами — самые законопослушные граждане. Плюс к кражам есть и другие методы «уличного заработка». К примеру, подбегает к вам нищий и, не успеете вы опомниться, гадит на ваши кроссовки. Его напарник тут же подскакивает с зубной щеткой, предлагая очистить обувь за определенную плату.

Любителей духовности и шиваитского гашиша разводят не менее креативно. Завидев белого «сагиба» с четками на шее с ним вступают в доверительный контакт и «строго по секрету» рассказывают о живущем в горах отшельнике — садху, о котором «мало кто знает», но к которому у «сводника» есть доступ. Весь разговор сопровождается обильным воскуриванием халявной марихуаны, которая, к слову, делает человека крайне внушаемым. Сообщают, что садху тоже курит ее — в религиозных целях.

Обрадовавшись возможности получить доступ к тайнам Гималаев, многие ведутся на подобные предложения и тогда…одних грабят, отведя в то самое «уединенное место в горах», другие просто тратят время и средства на шарлатанов, выдающих общедоступные места из «Гиты» и «Вед» в обмен на подношения в выгодно конвертируемой валюте.

Оглядевшись, Владимир решил переехать на север страны — в Дарамсалу. Там и Далай-лама XIV неподалеку, и духовность «качественнее»: большинство монахов на улицах, считай, только что из Тибета, традицию кому попало не передают и не навязывают. Атмосфера в целом более спокойная, меньше толчеи, и климат прохладнее. Переезд из одного конца страны в другой на арендованной машине с водителем обошелся ему в 70 долларов. Кстати, вариантов передвижения по Индии достаточно. Еще дешевле добираться куда-то на скутере. Можно на поезде рискнуть: духота и давка – полный антураж теплушек из фильмов про Гражданскую войну — вам обеспечены. Есть и внутренние авиаперелеты, но это прерогатива мажоров-отпускников, а у нас здесь — дауншифтеры.

Рай и ад дауншифтинга. ПроРеутовПравда, и в Дарамсале Владимир пробыл недолго. Скажем так, ошибся адресом. Хоть там и не было капаликов — йогов, питающихся остатками кремированных трупов (это не опечатка), использующих череп как чашу и живущих в местах исламских погребений. И никто не привязывал веревкой камень к детородному органу, борясь с плотскими искушениями (йога, она такая разная). Просто мечтой Владимира было пожить в классическом буддийском монастыре наиболее ортодоксальной линии. За время проживания в Дарамсале он решил визовые вопросы и в итоге уехал в соседний Таиланд. Монастырь реутовчанин нашел просто — через Интернет.

Таиланд

«Это было одно из лучших мест в моей жизни, — вспоминает Владимир. — В монастыре есть гостиница для паломников. Монахи учат желающих мягко, по классической схеме. Целый месяц мы овладевали двумя техниками медитации, постепенно доводя длительность сессий до 14 часов в день. Последний урок — тебя оставляют в паломническом домике на три дня. Ты никуда не выходишь, пищу приносят под дверь, и ты обязан не спать все это время, что к концу курса удалось на удивление легко. Денег за обучение и проживание не берут. Но если вы сами решите сделать подношение монастырю — никто сопротивляться не будет. Никто не ездит по мозгам доктриной и не удерживает силой. Качественные продукты можно купить в монастырской лавке. Все построено на самоорганизации, и люди с приятностью этому следуют. Европейцам никто не удивляется. Наркотики в Таиланде запрещены под страхом смертной казни — страна в свое время нахлебалась опиумной чумы, от которой ее спасли только массовые зачистки, вплоть до расстрелов на улицах. Однажды полиция поставила к стенке торговца опиумом прямо в ультрасовременном аэропорте Бангкока».

В итоге Владимир остался доволен дауншифтингом. После полугодового путешествия вернулся в Реутов и по вечерам пользуется наработанными в монастыре навыками, приходя в себя после работы в компании с иностранным капиталом. Копит деньги на более продолжительную жизнь в Таиланде. Часть расходов, правда, поглотят местные авиалинии, ведущие в Камбоджу. По закону в Таиланде вновь прибывшим можно находиться не более трех месяцев. Поэтому цикл «три месяца в Таиланде — три дня в Камбодже и обратно» — крайне распространенная среди европейских дауншифтеров практика.

Дауншифтинг по-русски

Автор этих строк тоже хлебнул одной из разновидностей дауншифтинга, более типичного для средних широт, — уехал из столицы в деревню. Становиться дауншифтером цели не было — просто так сложились жизненные обстоятельства, чем я и решил воспользоваться. Поэты-отшельники Озерной школы, Гоген и обитающие в горах Японии воины-монахи ямабуси всегда притягивали мое внимание. Онлайн-работа позволяла рискнуть. И хотя по столичным меркам даже дворник зарабатывал больше, на еду и оплату услуг ЖКХ мне хватало, а большего и не требовалось. Положительные моменты не заставили себя ждать. Не было трат на аренду квартиры, которая у регионалов поглощает треть, а то и половину московской зарплаты, толкучка в метро стала казаться далеким сном. Тараканьи бега социального роста, выиграв которые, ты все равно остаешься тараканом, меня больше не волновали. В карьерный рост я и вовсе не верил — у нас не Япония, отработают и выкинут (что и произошло впоследствии). Да и интересы у меня другие, деньги волнуют лишь как… как электричество, вот, пожалуй, верное сравнение. За все время одежду покупал только дважды — сначала отечественный охотничий камуфляж, а позже — натовский. Цивилизацию я рассматривал тогда исключительно как форму садо-мазохистского невроза и, блуждая в полях Радонежья, воспевал в блокнотах своих единственных друзей — небо, поля и лес. Жена мои настроения в целом разделяла — ей было удобно работать над романом вдали от городской суеты.

Рай и ад дауншифтинга. ПроРеутовОдиноким фриком я себя не ощущал — один из моих знакомых тоже уехал в заброшенный подмосковный дом отдыха, где питался исключительно пророщенной пшеницей (60 кг за 400 рублей) и изучал индуизм. Другой товарищ поступил более обстоятельно — он отремонтировал в глухой деревне полуразрушенный дом и завел натуральное хозяйство, в свободное время оттачивая собственную технику живописи. Картины продавал на Запад, выручка покрывала расходы на стройматериалы.

Мои дни проходили по одному и тому же расписанию: к вечеру я закрывал ноутбук, заработав на хлеб насущный, и отправлялся в ближние поля. Ложился в траву и отдыхал глазами в небе. Когда надоедало — принимался за тренировки по кобу-до. В перерывах — медитация. В час заката практиковался в игре на хомусе. К 22.00 возвращался домой и читал или писал эмбиент-музыку на компьютере. Зимой — почти то же самое плюс термос с горячим настоем алтайских трав и чуть больше времени на книги — темнеет за городом рано. В выходные порой вообще уходил из дому, ставил палатку, пройдя чуть глубже в лес, жег костер и думал о Вечном. Социальные контакты постепенно отключил — изредка приезжали верные друзья, а все лишние знакомства осыпались сами собой. За время уединения мне удалось понять и пережить то, что не вместится ни в какой объем статьи. Три года прошли как золотой сон.

Но — ничто не вечно. С рождением ребенка рай обратился адом. Нет, дело не в бытовых условиях и отсутствии нормальной медицины — в социуме, который есть и в деревне. Раньше он был «где-то там», но как только ребенок начал ходить — мы сталкивались с ним чаще и чаще. Жена носила ребенка в «слинге» — деревенские сходили с ума от новшества, которое раньше называлось «в подоле». Каждая тетка на лавочке пыталась провести с нами педагогическую беседу, неизменно блестя золотым зубом с налипшей на него подсолнечной шелухой. Дети в деревне общаются с помощью мата с 4—5 лет. А знаменитая «русская духовность» существует лишь в головах особо впечатлительных горожан. «Грех — когда ноги вверх, а опустил — Бог простил», — такую поговорку я услышал в самой что ни на есть русской глубинке, на земле, давшей нам Сергия Радонежского, под городом, где хранятся мощи его родителей. Наступало время уберечь дочь от всего этого. Дать ей образование в нормальной школе, показать людей своего круга. Город звал. Ждала новая работа. И вот я сижу и пишу эти строки.

Статьи по теме
Комментарии 0
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Общество Видео Образование Дети ЖКХ Станислав Каторов Праздники Благоустройство ЕР Здравоохранение Транспорт История Бизнес ПроРеутов Депутаты НПО машиностроения Строительство Социальная политика Губернатор Андрей Воробьев Безопасность Сергей Юров Игорь Брынцалов Криминал День Победы Экономика Экология МВЦ Конкурс Политика Обзор Приалит Парк ЦГКБ Дороги Знаменитости Архив газеты МКДЦ Полезное Кино ДК «Мир» РЖД Фабричный пруд Максим Сураев Еда МЧС Наше Подмосковье Энергия Выборы Религия ДТП Наука Изобретариум ФОК Рейтинг ВПЦ Рекрут Хобби Услуги Коворкинг Старт Питомцы Алексей Папин Реутов Парк ПосадиСвоеДерево ЗАГС Академик Челомей РТВ Девушкамечты Общественная палата Экватор МФЦ Добродел Юнармия Мария Сотскова Мнения Кадеты Людмила Колобанова Космос Путешествия Интернет Президент Владимир Путин ОДОН ММЦ Ирина Тульчинская Александр Леонов WorldSkills ДЮСШ Русален Тимур Кизяков Рецензия Филипп Науменко Крутицы Юрий Кузнецов Анна Вирон Михаил Илинич Евгений Касперский Секс Татьяна Космачёва Дима Билан Андрей Ломанов Алексей Илларионов Мириталь Братья Березуцкие Егор Кончаловский Владислав Котлярский Андрей Гайдулян Наталья Назарова Дмитрий Харатьян Патриарх Кирилл Психология Большие вызовы Владимир Этуш Александра Пацкевич Полина Гагарина Радик Закиров Сергей Цыганов
< >