Новости / бизнес
В «сетях» апокалипсиса: от «Дикси» до «Ашана»
16.01.2014 в 16:00
3018 0
Автор: Юрий Михайлов

Количество сетевых магазинов в Реутове растет. С конца прошлого года горожане могут пользоваться услугами «Ленты» и «Спар». «Ашан» откроется в Реутове в ближайшую субботу — 18 января. Вроде бы этот процесс естествен и закономерен. Но когда самая большая и агрессивная в мире сеть магазинов — WallMart двинулась по маленьким американским городам, люди столкнулись с непредвиденной бедой: строится гипермаркет — и город экономически умирает. Сначала конкуренция отправляет в нокдаун мелкий и часть среднего бизнеса, затем рушится инфраструктура, этот мелкий бизнес обслуживавшая, — медики, парикмахеры, бармены, например. Может ли Реутов в плане предпринимательства стать городом-призраком? За комментарием и прогнозами мы обратились к специалистам.

Особенности процесса

— Около 10 лет назад в Реутове появился первый сетевой магазин компании «Дикси». Сначала этот рынок бурно развивался в Москве, но когда ниша была заполнена — на очереди встало Подмосковье. Реутов, плотно примыкающий к Москве, был накрыт первой волной этого бизнеса. На сегодняшний день в городе открыто около 30 сетевых магазинов — «Магнит», «Билла», «Магнолия», «Атак», — рассказывает начальник городского Отдела торговли, общественного питания и бытового обслуживания Александр Семёнов.

— Какая тенденция открылась на потребительском рынке? Во-первых, практически все те бизнесмены, которые ранее сами занимались торговлей, сдали магазины в аренду именно сетевым магазинам. А сетевые магазины, как правило, это именно арендаторы — строить новые площади им невыгодно. Малый бизнес, который занимался реализацией пищевых товаров, остался. Речь идет о внутридворовых магазинах шаговой доступности. Чаще всего они находятся в собственности. Потому что если магазин арендуется, то появляется дополнительная налоговая нагрузка. А когда магазин твоя собственность и занимаешься им ты сам — выживать проще.

И все же мелкому бизнесу сложно выживать под натиском ритейлеров. Почему? Потому что мы в России пока смотрим прежде всего на ценник. Да, есть элитные магазины, где отслеживается именно высокое качество продукции, но это для очень узкой прослойки — цены там высокие. А в основном востребованы сетевые магазины экономкласса. За счет крупного опта и прямых поставок сетевые магазины способны удерживать низкие цены и тем самым диктовать ценовую политику. Предпринимателям конкурировать, конечно, сложно. Глобализация экономических законов сурова — магазины объединяются в холдинги, холдинги — в сети: чем выше сумма ресурсов — тем выше возможности. В итоге крупные компании поглощают мелкий бизнес. Плохо это или хорошо — вопрос сложный и открытый. К сожалению, нет у нас маленьких частных «семейных» предприятий, как в Европе, где люди могли бы работать, обеспечивая себе и рабочее место и заработок. Таких перспектив пока не видно.

А госприсутствие в рыночных взаимоотношениях — оно минимизируется, и соответственно повышается конкуренция. Всегда ли это хорошо — вопрос тоже скорее риторический. Считается, что конкуренция улучшает услуги и заставляет снижать цены, так как предприятия борются за потребителя.

К плюсам сетей можно отнести то, что они более законопослушны. В частности, ни в одном сетевом магазине вы после 21.00 алкоголя не купите, что, к сожалению, не всегда можно сказать о мелких торговых точках. К тому же сетевые компании предоставляют большое количество рабочих мест.

— Почему же тогда на Западе многие города, куда приходили самые активные «сетевики», вымирали? Реутову это не грозит?

— Безусловно, нет. Среднестатистическому жителю удобнее ходить в сетевой магазин. Из-за цен. К тому же многие сетевые компании конкурируют уже не со средним бизнесом на местах, а скорее между собой, стараются подавить друг друга как наиболее опасного конкурента.

— Еще недавно так много говорилось о целесообразности открытия магазинов шаговой доступности. И не только у нас. Была развернута целая кампания в СМИ. В ЦАО Москвы даже специальная программа существовала. А теперь — сетевые магазины порой единственные торговые объекты в районе, где можно что-то купить. Чем можно объяснить зазор между словом и делом?

— Везде своя специфика. Влияют много факторов — удаленность от центра, плотность населения и т.д. У нас очень компактный город, всего 900 га, из которых четверть — промзона. В конце января — начале февраля, возможно, откроется «Ашан», что увеличит представительство в городе «сетевиков». Но у нас наряду с наличием крупных ТЦ есть отличные возможности как раз для магазинов небольших — в каждом новом доме предусмотрены помещения или даже целые этажи, где открываются малые и средние магазинчики, как вы это можете видеть в квартале новостроек на Юбилейном проспекте. У нас нет большой территории и малой заселенности. Хочешь прогуляться с пользой — идешь в «Рио». Не хочешь — проходишь лишние 50 метров и покупаешь хлеб с молоком в обычном магазинчике. В городе нет ориентации на крупные ТЦ и нет таких возможностей. Поэтому сетевые магазины несут нам выбор, а не проблемы. Реутов один из лидеров Московской области по обеспечению населения торговыми площадями.

Предпринимательский скепсис

Альтернативную точку зрения высказал президент Реутовской торгово-промышленной палаты Виктор Садовников:

— При внешней полезности крупных торговых сетей есть определенные минусы. Любая глобализация уничтожает мелкие структуры. Если сетевые компании управляются и регулируются как-то цивилизованно, то, да, это явление можно воспринимать как позитив. А если как у нас — то пока ни о каких благоприятных прогнозах речи нет, — заметил эксперт.

— Есть также нарекания по культуре потребления и качеству товаров в сетевых супермаркетах. Во-первых, происходит некоторое обезличивание потребителя. Ведь мелкий магазин — это не только место, где вы приобретаете товары, но и своего рода соседский клуб, куда многие домохозяйки приходят не только за покупками, но и за общением — узнать последние новости, обсудить качество тех же продуктов. Просто разрядиться в беседе. А что такое сетевой магазин? Как правило, это строение, напоминающее чуть окультуренную оптовую базу, — четыре стены ангарного типа без всякого дизайна, потолок, двери для погрузки и вход для покупателей. В центре громадные полки товаров, к которым прикреплены ценники. Пришел, взял, пробил, ушел. Механическая процедура.

Что касается качества, чем берут рынок сетевые гиганты? Крупным оптом. А если товар скоропортящийся и огромная партия не разошлась, что с ним делать? Курицу, например, в таких случаях пускают на гриль, хотя этот продукт должен быть из свежего сырья, а не из того, что не сегодня-завтра испортится.

Кроме того, часто товар продвигается не из-за его хорошего качества, а благодаря отработанной годами рекламной технологии, обеспечивающей успешный сбыт. Человек приходит в гипермаркет и дополнительно к заветному «списку» накупает всякой всячины, которой обычно он бы в жизни не купил.

— А со стороны мелких торговых предпринимателей были жалобы на сетевые магазины?

— Проблема эта давнишняя. Раньше были, а сейчас и жаловаться-то перестали — устали уже, бессмысленно. Разумеется, мелкие торговые точки, расположенные неподалеку от сетевых маркетов, часто разоряются. Видимо, пока не придем к некоему апокалиптическому результату, так все и будет.

— Но процесс как-то регулируется? Вот в Европе давно этой проблемой озаботились, есть ограничения по торговле ритейлеров в часы пик — чтобы мелкий и средний бизнес имел возможность выжить.

— На Западе эти сетевые технологии придумали, они же первыми и обожглись — там-то торговые сети давно существуют. У нас пока в стране политика такая, что бизнес трогать нельзя, и так он как бы замученный. Это распространяется и на сетевиков, они и наступают полным ходом. Но ведь бизнес бизнесу рознь. Надо отделять мух от котлет. Мелкий и средний бизнес в таких условиях чахнет. Вроде стараются предпринимать какие-то меры, но это песчинка в пустыне.

Потребительский практицизм

Опрошенные «ПроРеутов» прохожие относятся к выбору торгового предприятия большей частью индифферентно — «просто пойду в тот магазин, что ближе». Владельцы автомобилей любят сетевые гипермаркеты и часто закупаются там в выходные. Попадались и душевные версии вроде: «Маленькие магазинчики — это атмосфера. Это общение со старыми знакомыми. Интересно зайти куда-то в новый магазин и увидеть там «что-то особенное», чего нет по соседству. А теперь, получается, так больше не будет? Везде огромные залы с одинаковым ассортиментом». Не всегда, впрочем, люди довольны и наличием магазинов в их собственных домах — вспомним хотя бы о длительном конфликте между жителями дома № 12 по улице Ленина и местным ООО «Копилка». От семейных реутовчан чаще всего можно услышать: «Если с работы спешу домой — захожу в тот, что по пути. А в выходные и в ТЦ можно выбраться, это уже дело на полдня. И все-таки без ближних небольших магазинов не обойтись: если что-то забыл — не поедешь же за пачкой сахара на другой конец города. Или вечером за мелочью какой-нибудь сбегать — удобно, когда есть магазинчик рядом».

Наше небольшое исследование позволяет сделать осторожный вывод. С точки зрения городской экономики трудно пока сказать определенно, как скажется на благополучии Реутова засилье сетевых гипермаркетов. Проблема существует не первый год, между тем товарооборот и сумма налогов, поступающих в местный бюджет, растут. Кроме того, результат всегда зависит от множества факторов: то, что для одного города смерть, для другого — расширение границ потребительского выбора. Но утверждать, что отечественный мелкий бизнес в сфере торговли сейчас начинать выгодно, значит смотреть на мир слишком идеалистично.

А вот в масштабе страны эту проблему можно определить как «цветочки». «Ягодки» впереди — в полях, буквально. Как отметил наш эксперт — импортный производитель вытесняет отечественного именно через некоторые сетевые магазины — например, молочный порошок в Новой Зеландии стоит дешевле отечественного молока. Крупному опту ритейлеров это выгодно. А наше сельское хозяйство — вымирает. «Разве что птица у нас своя, справляемся, а говядина, молочная продукция и многое другое — не из России», — заметил Александр Семенов. И правда. Проезжая по Подмосковью посмотрите на поля — они не паханы, только застроены. Не хлебом единым, конечно, но и коттеджи есть не будешь.

Статьи по теме
Комментарии 0
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Общество Видео Образование Дети ЖКХ Станислав Каторов Праздники Благоустройство ЕР Здравоохранение Транспорт История Бизнес ПроРеутов Депутаты НПО машиностроения Строительство Социальная политика Губернатор Андрей Воробьев Безопасность Сергей Юров Игорь Брынцалов Криминал День Победы Экономика Экология МВЦ Конкурс Политика Обзор Приалит Парк ЦГКБ Дороги Знаменитости Архив газеты МКДЦ Полезное Кино ДК «Мир» РЖД Фабричный пруд Максим Сураев Еда МЧС Наше Подмосковье Энергия Выборы Религия ДТП Наука Изобретариум ФОК Рейтинг ВПЦ Рекрут Хобби Услуги Коворкинг Старт Питомцы Алексей Папин Реутов Парк ПосадиСвоеДерево ЗАГС Академик Челомей РТВ Девушкамечты Общественная палата Экватор МФЦ Добродел Юнармия Мария Сотскова Мнения Кадеты Людмила Колобанова Космос Путешествия Интернет Президент Владимир Путин ОДОН ММЦ Ирина Тульчинская Александр Леонов WorldSkills ДЮСШ Русален Тимур Кизяков Рецензия Филипп Науменко Крутицы Юрий Кузнецов Анна Вирон Михаил Илинич Евгений Касперский Секс Татьяна Космачёва Дима Билан Андрей Ломанов Алексей Илларионов Мириталь Братья Березуцкие Егор Кончаловский Владислав Котлярский Андрей Гайдулян Наталья Назарова Дмитрий Харатьян Патриарх Кирилл Психология Большие вызовы Владимир Этуш Александра Пацкевич Полина Гагарина Радик Закиров Сергей Цыганов
< >