Количество сетевых магазинов в Реутове растет. С конца прошлого года горожане могут пользоваться услугами «Ленты» и «Спар». «Ашан» откроется в Реутове в ближайшую субботу — 18 января. Вроде бы этот процесс естествен и закономерен. Но когда самая большая и агрессивная в мире сеть магазинов — WallMart двинулась по маленьким американским городам, люди столкнулись с непредвиденной бедой: строится гипермаркет — и город экономически умирает. Сначала конкуренция отправляет в нокдаун мелкий и часть среднего бизнеса, затем рушится инфраструктура, этот мелкий бизнес обслуживавшая, — медики, парикмахеры, бармены, например. Может ли Реутов в плане предпринимательства стать городом-призраком? За комментарием и прогнозами мы обратились к специалистам.
Особенности процесса
— Около 10 лет назад в Реутове появился первый сетевой магазин компании «Дикси». Сначала этот рынок бурно развивался в Москве, но когда ниша была заполнена — на очереди встало Подмосковье. Реутов, плотно примыкающий к Москве, был накрыт первой волной этого бизнеса. На сегодняшний день в городе открыто около 30 сетевых магазинов — «Магнит», «Билла», «Магнолия», «Атак», — рассказывает начальник городского Отдела торговли, общественного питания и бытового обслуживания Александр Семёнов.
— Какая тенденция открылась на потребительском рынке? Во-первых, практически все те бизнесмены, которые ранее сами занимались торговлей, сдали магазины в аренду именно сетевым магазинам. А сетевые магазины, как правило, это именно арендаторы — строить новые площади им невыгодно. Малый бизнес, который занимался реализацией пищевых товаров, остался. Речь идет о внутридворовых магазинах шаговой доступности. Чаще всего они находятся в собственности. Потому что если магазин арендуется, то появляется дополнительная налоговая нагрузка. А когда магазин твоя собственность и занимаешься им ты сам — выживать проще.
И все же мелкому бизнесу сложно выживать под натиском ритейлеров. Почему? Потому что мы в России пока смотрим прежде всего на ценник. Да, есть элитные магазины, где отслеживается именно высокое качество продукции, но это для очень узкой прослойки — цены там высокие. А в основном востребованы сетевые магазины экономкласса. За счет крупного опта и прямых поставок сетевые магазины способны удерживать низкие цены и тем самым диктовать ценовую политику. Предпринимателям конкурировать, конечно, сложно. Глобализация экономических законов сурова — магазины объединяются в холдинги, холдинги — в сети: чем выше сумма ресурсов — тем выше возможности. В итоге крупные компании поглощают мелкий бизнес. Плохо это или хорошо — вопрос сложный и открытый. К сожалению, нет у нас маленьких частных «семейных» предприятий, как в Европе, где люди могли бы работать, обеспечивая себе и рабочее место и заработок. Таких перспектив пока не видно.
А госприсутствие в рыночных взаимоотношениях — оно минимизируется, и соответственно повышается конкуренция. Всегда ли это хорошо — вопрос тоже скорее риторический. Считается, что конкуренция улучшает услуги и заставляет снижать цены, так как предприятия борются за потребителя.
К плюсам сетей можно отнести то, что они более законопослушны. В частности, ни в одном сетевом магазине вы после 21.00 алкоголя не купите, что, к сожалению, не всегда можно сказать о мелких торговых точках. К тому же сетевые компании предоставляют большое количество рабочих мест.
— Почему же тогда на Западе многие города, куда приходили самые активные «сетевики», вымирали? Реутову это не грозит?
— Безусловно, нет. Среднестатистическому жителю удобнее ходить в сетевой магазин. Из-за цен. К тому же многие сетевые компании конкурируют уже не со средним бизнесом на местах, а скорее между собой, стараются подавить друг друга как наиболее опасного конкурента.
— Еще недавно так много говорилось о целесообразности открытия магазинов шаговой доступности. И не только у нас. Была развернута целая кампания в СМИ. В ЦАО Москвы даже специальная программа существовала. А теперь — сетевые магазины порой единственные торговые объекты в районе, где можно что-то купить. Чем можно объяснить зазор между словом и делом?
— Везде своя специфика. Влияют много факторов — удаленность от центра, плотность населения и т.д. У нас очень компактный город, всего 900 га, из которых четверть — промзона. В конце января — начале февраля, возможно, откроется «Ашан», что увеличит представительство в городе «сетевиков». Но у нас наряду с наличием крупных ТЦ есть отличные возможности как раз для магазинов небольших — в каждом новом доме предусмотрены помещения или даже целые этажи, где открываются малые и средние магазинчики, как вы это можете видеть в квартале новостроек на Юбилейном проспекте. У нас нет большой территории и малой заселенности. Хочешь прогуляться с пользой — идешь в «Рио». Не хочешь — проходишь лишние 50 метров и покупаешь хлеб с молоком в обычном магазинчике. В городе нет ориентации на крупные ТЦ и нет таких возможностей. Поэтому сетевые магазины несут нам выбор, а не проблемы. Реутов один из лидеров Московской области по обеспечению населения торговыми площадями.
Предпринимательский скепсис
Альтернативную точку зрения высказал президент Реутовской торгово-промышленной палаты Виктор Садовников:
— При внешней полезности крупных торговых сетей есть определенные минусы. Любая глобализация уничтожает мелкие структуры. Если сетевые компании управляются и регулируются как-то цивилизованно, то, да, это явление можно воспринимать как позитив. А если как у нас — то пока ни о каких благоприятных прогнозах речи нет, — заметил эксперт.
— Есть также нарекания по культуре потребления и качеству товаров в сетевых супермаркетах. Во-первых, происходит некоторое обезличивание потребителя. Ведь мелкий магазин — это не только место, где вы приобретаете товары, но и своего рода соседский клуб, куда многие домохозяйки приходят не только за покупками, но и за общением — узнать последние новости, обсудить качество тех же продуктов. Просто разрядиться в беседе. А что такое сетевой магазин? Как правило, это строение, напоминающее чуть окультуренную оптовую базу, — четыре стены ангарного типа без всякого дизайна, потолок, двери для погрузки и вход для покупателей. В центре громадные полки товаров, к которым прикреплены ценники. Пришел, взял, пробил, ушел. Механическая процедура.
Что касается качества, чем берут рынок сетевые гиганты? Крупным оптом. А если товар скоропортящийся и огромная партия не разошлась, что с ним делать? Курицу, например, в таких случаях пускают на гриль, хотя этот продукт должен быть из свежего сырья, а не из того, что не сегодня-завтра испортится.
Кроме того, часто товар продвигается не из-за его хорошего качества, а благодаря отработанной годами рекламной технологии, обеспечивающей успешный сбыт. Человек приходит в гипермаркет и дополнительно к заветному «списку» накупает всякой всячины, которой обычно он бы в жизни не купил.
— А со стороны мелких торговых предпринимателей были жалобы на сетевые магазины?
— Проблема эта давнишняя. Раньше были, а сейчас и жаловаться-то перестали — устали уже, бессмысленно. Разумеется, мелкие торговые точки, расположенные неподалеку от сетевых маркетов, часто разоряются. Видимо, пока не придем к некоему апокалиптическому результату, так все и будет.
— Но процесс как-то регулируется? Вот в Европе давно этой проблемой озаботились, есть ограничения по торговле ритейлеров в часы пик — чтобы мелкий и средний бизнес имел возможность выжить.
— На Западе эти сетевые технологии придумали, они же первыми и обожглись — там-то торговые сети давно существуют. У нас пока в стране политика такая, что бизнес трогать нельзя, и так он как бы замученный. Это распространяется и на сетевиков, они и наступают полным ходом. Но ведь бизнес бизнесу рознь. Надо отделять мух от котлет. Мелкий и средний бизнес в таких условиях чахнет. Вроде стараются предпринимать какие-то меры, но это песчинка в пустыне.
Потребительский практицизм
Опрошенные «ПроРеутов» прохожие относятся к выбору торгового предприятия большей частью индифферентно — «просто пойду в тот магазин, что ближе». Владельцы автомобилей любят сетевые гипермаркеты и часто закупаются там в выходные. Попадались и душевные версии вроде: «Маленькие магазинчики — это атмосфера. Это общение со старыми знакомыми. Интересно зайти куда-то в новый магазин и увидеть там «что-то особенное», чего нет по соседству. А теперь, получается, так больше не будет? Везде огромные залы с одинаковым ассортиментом». Не всегда, впрочем, люди довольны и наличием магазинов в их собственных домах — вспомним хотя бы о длительном конфликте между жителями дома № 12 по улице Ленина и местным ООО «Копилка». От семейных реутовчан чаще всего можно услышать: «Если с работы спешу домой — захожу в тот, что по пути. А в выходные и в ТЦ можно выбраться, это уже дело на полдня. И все-таки без ближних небольших магазинов не обойтись: если что-то забыл — не поедешь же за пачкой сахара на другой конец города. Или вечером за мелочью какой-нибудь сбегать — удобно, когда есть магазинчик рядом».
Наше небольшое исследование позволяет сделать осторожный вывод. С точки зрения городской экономики трудно пока сказать определенно, как скажется на благополучии Реутова засилье сетевых гипермаркетов. Проблема существует не первый год, между тем товарооборот и сумма налогов, поступающих в местный бюджет, растут. Кроме того, результат всегда зависит от множества факторов: то, что для одного города смерть, для другого — расширение границ потребительского выбора. Но утверждать, что отечественный мелкий бизнес в сфере торговли сейчас начинать выгодно, значит смотреть на мир слишком идеалистично.
А вот в масштабе страны эту проблему можно определить как «цветочки». «Ягодки» впереди — в полях, буквально. Как отметил наш эксперт — импортный производитель вытесняет отечественного именно через некоторые сетевые магазины — например, молочный порошок в Новой Зеландии стоит дешевле отечественного молока. Крупному опту ритейлеров это выгодно. А наше сельское хозяйство — вымирает. «Разве что птица у нас своя, справляемся, а говядина, молочная продукция и многое другое — не из России», — заметил Александр Семенов. И правда. Проезжая по Подмосковью посмотрите на поля — они не паханы, только застроены. Не хлебом единым, конечно, но и коттеджи есть не будешь.