Проблема молодых кадров, своевременная замена работников, уходящих на пенсию, одна из самых острых и — старых. В городской администрации Реутова этот пункт под контролем. За последние годы здесь появилось немало молодых управленцев, хорошо образованных и энергичных. Их возраст — на рубеже 30-летней отметки.
Однако структуры власти — вопрос отдельный, но вот дефицит молодых квалифицированных инженеров, врачей, учителей и многих других специалистов очевиден. Причем в самых разных областях. Разве что в IT-сфере проблемы притока свежей крови не наблюдается.
А ведь своевременное омоложение вполне оправдано с любой точки точки зрения, включая антропологию и социологию — оно бережет систему от гибели, подобно тому, как приток новых генов спасает народы от вырождения.
Наш звонок в Управление образования выявил следующую картину с молодыми кадрами:
— Проблемы с отсутствием молодых кадров у нас нет. Скорее сложность в том, что их относительно мало — показатели зависят от конкретной школы и численности учащихся. В среднем у нас в год приходит от 10 до 20 специалистов. За истекший год их было 14. Есть и проблема вымывания преподавательского состава — рядом Москва, и это сказывается. Уезжают в столицу, чтобы получать большие деньги за ту же работу.
Реутов используют скорее как перевалочный пункт. Приезжают, чтобы получить подъемные, работают какое-то время, а потом уезжают. Например, от Орехова-Зуева ехать недалеко, и Реутов здесь расположен очень удобно. Кстати, фактор пути до рабочего места одна из самых заметных, — отметили в управлении. — Согласно постановлению губернатора человек, окончивший педагогический вуз и начавший работу в том же году, сразу по окончании получает ежемесячную дотацию — 1 тысячу рублей и единовременную выплату в размере 25-27 тысяч, в зависимости от статуса оконченного вуза. Раньше такая схема работала в случае образование/работа — область-область, город-город. Сейчас эти ограничения сняты, и молодые люди к рабочим местам не привязаны, уезжают постепенно. «Но в целом все равно обстановка стабильная, у нас даже вакансий-то открытых сейчас нет. Все рабочие места заняты», — отметили в Управлении.
Директор Технического колледжа (экс-ПТУ № 90) Нерсес Владимирович Нерсесян придерживается чуть иной точки зрения:
— Проблема с кадрами существует. По ряду причин. Первая: низкое качество подготовки собственно преподавательского состава в вузах. Раньше в вузах готовили мастеров производственного обучения, а сейчас даже вузов-то таких нет. Выпускают либо инженеров, либо педагогов, а попав непосредственно на рабочее место в техническом лицее, они зачастую плохо понимают, что нужно делать. Приходится обучать их здесь, на месте, с нуля, — рассказывает Нерсесян. — Вторая причина — социальная мотивация. Если с зарплатами сейчас все более-менее — от 30 до 90 тысяч в месяц может зарабатывать преподаватель, в зависимости от стажа, квалификации и еще ряда причин, то статус профессии преподавателя все равно крайне низкий. Молодые пока не хотят идти — потерян престиж профессии. Средний возраст преподавателей нашего профиля в Реутове — 43 года, в Железнодорожном — 52, в Ногинске — 58 лет.
По поводу социально-низкого престижа «ПроРеутов» рискнет выдвинуть версию, что это эхо социального коллапса 1990-х. Именно нынешнее поколение 30-с-лишним-летних должно бы быть сейчас на верхушке преподавательского айсберга. Но жизнь научила их, что брокером или маркетологом быть выгоднее.
В Реутовском лицее нам сообщили, что ситуация с молодыми специалистами такая же, как и в любой другой школе — дефицит молодых кадров есть всегда. И главная причина все та же — зарплата. 15 тысяч рублей для начинающего специалиста. Для сравнения: зарплата дворника в Реутове — от 27 тысяч. Средний возраст преподавательского персонала в колледже — около 45 лет.
— Зарплата зависит от учредителя. Мы — муниципальное учреждение, — сообщили нам в дирекции колледжа.
— А как же подъемные в виде единовременной выплаты?
— Они есть. Но это действует в том случае, если вуз областной. А если человек оканчивает в Москве тот же знаменитый МПГУ, то специалист оттуда этих денег не имеет, так как заведение выпускает преподавателей для всей России, а не узко для области.
Складывается парадокс: специалист из столичного вуза, по определению подготовленный лучше, чем обучавшийся в региональном высшем учебном заведении, оказывается в более проигрышной ситуации. С одной стороны, молодые кадры поддерживаются, но их качество будто не учитывается. Так часто бывает с законами в последние годы — они прописаны в общем хорошо, но в частностях хромают, не учитывая их. Как заметил нам в частной беседе один чиновник — «как будто законы принимают в демо-версии».
Посетовали. И отправились в Реутовский центр занятости. В учреждении мы выяснили, что проблема молодых безработных остро не стоит. Учащиеся престижных вузов, как правило, работают уже на пятом курсе и трудоустраиваются сами. А в любом более-менее статусном месте работы существует конкурс дипломов, что, в общем-то, не редкость в любой стране. Единственный обратившийся в наш городской центр с дипломом «Бауманки» молодой человек был трудоустроен довольно быстро. Зачастую молодые соискатели обращаются лишь в случае сокращения штатов — за «справкой третьего месяца», которую предъявляют работодателю, чтобы получить причитающуюся по закону зарплату. Для того чтобы ее получить, сокращенный должен встать на учет по безработице в первые две недели. В таком случае после увольнения по сокращению предприятие платит первые три месяца. Но, с другой стороны, и особого запроса на молодых у работодателей в целом нет. Насчет их страха перед соискателями предпенсионного и зрелого возраста информацию нам сообщить затруднились, так как формулировка «отклонить по возрасту» официально запрещена, и поэтому правду отследить очень сложно. Просмотр анкет дипломированных специалистов в базе данных центра показал, что людям 40-45 лет устроиться на работу в Реутове пока вполне реально. Есть определенный дефицит медработников и учителей. Но вторые показывают тихую тенденцию к возвращению в Реутов, так как в соседке-столице зарплаты учителей перестали разительно отличаться от областных, правда, о массовом бегстве преподавателей назад в регионы говорить пока не приходится. Просто ситуация с учителями чуть менее проблематична, чем с медиками — на сайте Реутовской ЦГБ — 27 вакансий только на должности врачей.
Подводя итог, можно сказать, что проблема молодых кадров существует в Реутове. Не существует катастрофы. Но это в Реутове — весьма благополучном во многих отношениях городе, где и средняя зарплата квалифицированных сотрудников конкурентноспособна, и служебное жилье предоставляется (по нескольку квартир каждый год и учителям и врачам), где осуществляется эффективная программа сноса ветхого жилья и, следовательно, решается жилищные вопрос многих и многих семей… В целом же в стране и в регионе вопрос омоложения кадров, как нам представляется, еще долгое время будет весьма актуальным.