В Реутове, по данным экономического управления горадминистрации, работает около 2000 предприятий малого бизнеса, включая ИП. Это около 8000 человек, имеющих постоянную работу на территории города и приносящих свой вклад в городскую казну. Основные направления деятельности этих предприятий — торговля, строительство, ЖКХ, услуги по страхованию. Их общее число из года в год, по статистике, остается прежним: кто-то приходит, кто-то уходит. Но есть опасение, что в этом году ситуация может измениться. На подпись к Президенту РФ отправлены поправки в Налоговый кодекс, которые могут частично нивелировать налоговые льготы для малого и среднего предпринимательства. Их уже успели назвать отменой упрощенки. Теоретически это может привести к сокращению работающих в сфере малого бизнеса или, как уже не раз бывало в трудные времена, к уходу в теневую экономику.
Предприниматели не тараканы
Поправки, о которых идет речь, были приняты депутатами Государственной Думы и одобрены Советом Федерации. При этом среди технических поправок появился пункт, вызвавший недоумение и возмущение в предпринимательской среде. В соответствии с ним малый бизнес, пользующийся упрощенной системой налогообложения, могут заставить платить налог на недвижимость. На этот пункт обратили внимание юристы из общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России», которая и обратилась в правительство с просьбой пересмотреть содержание поправок.
Сумма налога на имущество, которую предприниматели должны будут «отстегнуть» бюджету, будет зависеть не от балансовой, а от кадастровой стоимости имущества. Процедура кадастровой оценки в российских условиях зачастую бывает непрозрачной, а значит, и сама стоимость исходя их этих параметров может быть необоснованно завышенной.
В результате отмены упрощенки путем введения налога на имущество бюджет РФ может пополниться на 200 млрд рублей, но сделано это будет за счет малого бизнеса и ИП, то есть, образно говоря, за счет самых слабых. Причем налог на имущество какой-нибудь среднестатистический ИП должен будет платить и в отсутствие прибыли.
Сейчас малый бизнес и индивидуальные предприниматели на УНС освобождаются от уплаты налога на недвижимость. Упрощенкой пользуются порядка 90% малых предприятий и почти 100% ИП. Когда закон о поправках будет подписан президентом, малые предприятия начнут платить налог с принадлежащих им объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая, а не балансовая стоимость.
«Почему у нас малый бизнес в основном, да и вообще бизнес, связан с торговлей? Потому что это быстрые деньги. Если вы возьмете инвесторов, практически ни один инвестор средней руки не рассматривает бизнес-проект, который окупается более 3 лет. Почему? Потому что, во-первых, через 3 года пойдут налоговые проверки, во-вторых, может поменяться налоговое законодательство, изменится рентабельность, в-третьих, этот вид деятельности вообще могут запретить. Иначе говоря, именно отсутствие этого поля долгосрочного налогового планирования и не позволяет бизнесу развиваться. Я, конечно, не хочу никого оскорблять, тем более я сам к малому бизнесу отношусь. Мы, как тараканы: нас начинают давить — мы разбегаемся. Это нормально, это свойственно живым существам. Мы есть хотим так же, как и большие компании», — уверен руководитель ИП, занимающийся продажей стройматериалов на одном из рынков Реутова.
Последствия глобальных проектов
«Смысл единого налога и упрощенной системы пропадет с введением данных поправок. Сейчас малый бизнес и так испытывает трудности. Дополнительный налог только увеличит расходы и заставит их поднимать цены на свои товары и услуги», — комментирует ситуацию один из реутовских юристов. Есть и такое мнение, что поправки могут привести к новой волне офшоризации проектов, связанных с недвижимостью, и первыми уйдут в офшор те, кто имеет более одного такого проекта.
В последнее время мы видим рост реализации глобальных проектов, вроде Олимпиады или Чемпионата мира по футболу. Есть и другие озвученные правительством расходы. Экономисты именно с этим связывают необходимость изыскания дополнительных средств, в нашем случае — повышения налогов. Начав с повышенного транспортного налога на дорогие автомобили, а также налога на офисные и торговые площади, который в большей степени затронул пока только крупный бизнес, государство добралось и до малого бизнеса, каковой в нашей стране, и так, мягко говоря, не процветает.
Авторы поправок планируют, что казна может получить от законопроекта около 200 млрд рублей. Для бюджета это значительная сумма. Но, с другой стороны, это только в краткосрочной перспективе. В дальнейшем такой удар по бизнесу может нанести ущерб государству. Запас прочности у «маленьких» очень небольшой — это, в частности, показало уменьшение их количества после роста страховых взносов, которое произошло несколько лет назад.
«Некоторые мои знакомые предприниматели, работающие как малые предприятия, смогли выжить в кризис 2008 года исключительно благодаря тому, что имели недвижимость в собственности. Думаю, с введением подобных налоговых мер таких предпринимателей уже не останется», — считает еще один из опрошенных нами предпринимателей. «И честно говоря, эти ежегодные кульбиты с изменением ставок изрядно поднадоели. За 5 лет моей деятельности в качестве ИП я каждый год вижу лихорадочные изменения в законах и тому подобное. Почему нельзя один раз все прописать и не мучиться? Если малый бизнес будет видеть, что ставки незыблемы, есть стабильность в схемах налогообложения, он начнет планировать на более длительные периоды. Это ведь выгоднее и для бизнеса, и для государства, чем работать и думать о том, что будет через год».
В этой связи есть мнение, что обойти налог на имущество будет практически невозможно. Если имущество есть, оно зарегистрировано и оформлено, придется платить. И скорее всего, собственники недвижимости будут понижать кадастровую стоимость, оспаривая ее в суде или в комиссии субъекта федерации по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
«У нас все еще есть надежда, что поправки в таком виде не подпишут. Мы только встаем на ноги. Если все же это будет, нашему бизнесу будет трудно. У нас есть свои площади: планировали в этом году открыть шоу-рум. Как теперь будет, не очень понятно. Так что, скажем честно, мы к новым поправкам пока не готовы», — рассказывает руководитель одного интернет-магазина детских товаров. «В торговле мы видим постоянную тенденцию увеличения доли сетевиков, небольшие магазины и Интернет-площадки вытесняются с рынка, и, несмотря на заявления правительства о поддержке малого бизнеса, мы видим, что на деле условия для предпринимателей из года в год не становятся лучше», — считает он.
Все ли так страшно?
В то же время, как считают другие эксперты, панику поднимать рано и поправки не коснутся индивидуальных предпринимателей. Департамент экономической политики и развития Москвы уже заявил, что считает заявление «Опоры» «не соответствующим действительности и дезинформирующим население и бизнес-сообщество». По данным чиновников, новые нормы не ведут к увеличению налоговой нагрузки, они «представляют сугубо техническую корректировку действующих норм законодательства с целью устранения возможности применения недобросовестными предпринимателями «серых» схем для уклонения от уплаты налогов».
Предложенные поправки означают, что платить налог придется за нежилые помещения, используемые под офисы, торговые объекты, точки общепита и бытового обслуживания и прочее. При этом есть нижняя планка по метражу, каждый субъект федерации устанавливает ее сам. В Москве в 2014 г. в указанном порядке налог на имущество организаций платится с объектов площадью свыше 5000 кв. метров (Закон г. Москвы от 20.11.2013 № 63 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций»).
Однако с 1 января 2015 г. этот порядок будет распространяться на здания, которые используются для размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, без ограничения по метражу (в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона № 63). Другие субъекты планку по метражу устанавливают сами.
Для Москвы предусмотрено введение повышенных ставок налога: 1,5% — в 2014 г., 1,7% — в 2015-м, затем — 2%. Для других субъектов федерации ставки в 2014 г. не должны превышать 1%, в 2015-м — 1,5%, затем — 2%.
Нужно добавить, что закон устанавливает субъектам малого предпринимательства необлагаемый налогом минимум в размере кадастровой стоимости 300 кв. метров площади одного объекта (по выбору налогоплательщика).
Чья возьмет?
Так или иначе шума новые законодательные новации уже вызвали много. По большому счету, люди, создавая ИП или другое малое предприятие, не только себя занимают, но еще и значительное количество людей. Да, малый бизнес — это не самые большие поступления в бюджет, но это самый большой пласт тех людей, которые дают другим людям возможность зарабатывать. Как только у нас закрывается какой-то рынок, палатка, какое-то малое предприятие, несколько человек вместе с ним уходят в никуда. Они не готовы сами открыть бизнес, иначе они не были бы наемными сотрудниками, но им где-то надо работать. Получается, чем меньше малого бизнеса, тем больше социальная напряженность. Безработица — это рост преступности, это употребление алкоголя, наркотиков, это какие-то протестные движения. Невозможно без малого бизнеса, без работы людей еще чем-то занять. И где эти люди будут работать, как они будут зарабатывать на хлеб? Грабить тех же чиновников, которые сейчас зарабатывают больше?