При участии родственников ополченцев и ветеранов войны в школе №2 Реутова прошла конференция «Роль народного ополчения в Битве под Москвой».
Ребята из школы №2 уже несколько лет заняты поиском новых сведений о земляках, которые в 1941 году добровольцами записались в народное ополчение. В своё время они обратились в Общественную палату города, а потом совместно с её членом Владимиром Собко - в Совет депутатов Реутова с просьбой увековечить память ополченцев, которые в большинстве своём либо пропали без вести, либо погибли, останавливая врага на подступах к столице в составе 2-й стрелковой дивизии народного ополчения Сталинского района Москвы.
Администрация города поддержала эту инициативу, одна из новых улиц получила название Реутовских ополченцев, но поиск продолжается. Эта работа ведётся на областном и межмуниципальном уровне. Представив школьникам свой видеофильм об ополченцах, Владимир Собко сообщил, что в Подмосковье в этом году принят закон о памятных датах, среди них есть и День памяти народного ополчения, который ежегодно будет отмечаться 6 июля.
По приглашению учеников школы №2 на конференцию приехали родственники тех, кто воевал в ополчении, а также пришли фронтовики и председатель городского совета ветеранов Валерий Нечай.
- В 1941 году именно ополчение помогло нашей армии собрать в решающий момент силы и сломать план блиц-крига, остановив немецкую армаду, - сказал Нечай. - В добровольцы только в июне 1941 года записались 200 тысяч москвичей и 70 тысяч жителей Московской области. Ополчение, истребительные отряды, партизаны и, конечно же, регулярная армия внесли основной вклад в то, что у нас с вами сегодня есть возможность жить, учиться, творить. Об этом надо помнить всегда!
О судьбе своего отца Василия Терёхина рассказала школьникам его дочь — Людмила Карасёва-Терёхина. Её папа до войны работал в правлении Реутовской фабрики, а в 1941-м вместе с другими добровольцами записался в ополчение. Осенью 1941-го он попал в плен в печально известном «Вяземском котле». Домой Терёхин вернулся только ближе к концу войны, когда все, кроме его супруги, уже перестали верить, что он жив...
- После войны людей, которые, как мой отец, были в плену, преследовали, - рассказала дочь ополченца. - Для нас это было очень сложное время, отца не брали на работу, а ведь нужно было кормить семью... Часть людей от папы просто отвернулась, а кто-то осуждал. Отец переживал, но не озлобился. А в 50-е годы его честное имя благодаря показаниям тех ополченцев, которые всё-таки вышли из того окружения, было, наконец, восстановлено. Спасибо, вам, ребята, за память об отце.
Не с пустыми руками к школьникам приехал внук ополченца Алексея Баранова - Александр Баранов, который возглавляет региональную общественную организацию содействия сохранения памяти воинов 2-й стрелковой дивизии народного ополчения Сталинского района Москвы (в её составе был батальон добровольцев из Реутова и Балашихи).
- Мы сегодня привезли для вашего школьного музея последние наши находки с места боёв ополченцев под Вязьмой, - сказал он, передавая бесценные экспонаты в музей боевой славы школы №2. Среди них пробитая каска-«трехклёпка», солдатская фляга, противотанковая граната РПГ-40.
- Мой дед часто говорил, что под Вязьмой всё было усеяно такими металлическими свидетельствами войны и останками тысяч бойцов, - поделился Баранов, - Я хочу рассказать несколько эпизодов, о людях, которых до конца своих дней помнил мой дед. Среди них старшина Иван Тощалов — работник Саввинской фабрики и начальник штаба батальона реутовских и балашихинских ополченцев Вячеслав Вяжлинский.
Старшина Тощалов, рассказал Баранов, обладал огромной физической силой и был опытным бойцом, потому что ранее воевал и на советско-финской войне. Под Вязьмой, на реке Днепр, где 7 октября реутовские ополченцы приняли свой первый бой, Тощалов на 60 метров кидал ручные гранаты, за что получил от товарищей прозвище «гранатомёт». После отхода с Днепра батальон наших земляков получил последнюю перед своей гибелью задачу: в составе 1284 стрелкового полка прикрывать от возможного прорыва врага части группы Болдина у реки Вязьма. Полк эту задачу выполнил, его бойцы, в том числе реутовские и балашихинские ополченцы, 11 октября 1941 года в большинстве своём погибли или пропали без вести. В этот день немцы смогли продвинуться лишь на шесть километров, хотя их превосходство в живой силе было четырехкратным.
Баранов рассказал школьникам ещё об одном человеке - начальнике штаба батальона реутовских и балашихинских ополченцев Вячеславе Вяжлинском. В ответственным момент боя 11 октября он лично возглавил контратаку и с пулемётом Дегтярёва в руках смог вместе с товарищами выбить немцев из деревни Кочетово. В конце этой атаки Вячеслав Вяжлинский погиб, но его близкие получили не похоронку, а извещение, что он пропал без вести. Такая же участь постигла и многих других бойцов 1284 полка, который позже так и назовут «Забытый полк», ведь из окружния вышла лишь горстка людей из его состава.
- Почему я вспоминаю сегодня Вячеслава Вяжлинского? - продолжил свой рассказ Баранов. - Буквально месяц назад поисковым отрядом «Победа» города Железнодорожный были найдены останки, скорее всего, именно этого командира. Чуть раньше рядом с ними был найден орден Красной звезды, которым Вячеслав был награждён за финскую кампанию. Сейчас, к сожалению, мы даже не можем передать его семье информацию об этом, поскольку у Вяжлинского не осталось детей. Но сохранить память о таких героях мы с вами обязаны.
Еще один гость конференции — дочь ополченца Лариса Васина подарила учащимся школы №2 несколько книг о 2-й дивизии народного ополчения Сталинского района Москвы. Сейчас, по ее словам, ведется кропотливая работа по созданию большой Книги памяти 2-й дивизии. Восстановлены имена многих её бойцов, найдены не только их документы, но и фотографии.