Выставка машин и орудий — участников Великой Отечественной войны с успехом прошла на площади перед городской администрацией 9 мая. Экспозицию с интересом осматривали как дети, так и взрослые.
Все экспонаты восстановлены энтузиастами, мастерами-умельцами из Музея техники Вадима Задорожного. В этом музее собраны боевая техника и оружие, мотоциклы и ретро-автомобили, а также воздушный транспорт. Начинался он с десятка машин в пустом поле, а сейчас насчитывает более 1000 экспонатов. При музее есть свои реставрационные мастерские и коллектив мастеров на все руки, которые восстанавливают эту технику, участвует в экспедициях по ее «подъему».
Пока люди постарше с удовольствием фотографировались на фоне техники, юное поколение пользовалось возможностью все облазить, везде заглянуть и все потрогать. Представителю экспозиции в форме красноармеца-танкиста приходилось быть бдительным, все-таки возраст экспонатов уже достаточно солидный.
Прежде всего привлекала всеобщее внимание «легенда» Красной армии, средний танк Т-34-85. Он был разработан и принят на вооружение в декабре 1943 года в связи с появлением у противника Т-V «Пантера» и Т-VI «Тигр» с сильной противоснарядной броней и мощным вооружением. Т-34-85 был создан на базе танка Т-34 с установкой на него новой литой башни с 85-мм пушкой, способной пробить вражескую броню. Именно этот танк стал символом Победы и украсил собой постаменты во многих городах и странах.
Рядом с ним — легкий танк Т-60. Он производился с осени 1941 по 1943 год, и в основном использовался в сопровождении пехоты. В условиях нехватки боевых машин в начале войны главным достоинством Т-60 была простота производства на автомобильных заводах с широким использованием автомобильных узлов и механизмов. Танк производился одновременно четырьмя заводами. Всего было выпущено более 6 тысяч штук Т-60, которые сыграли важную роль в сражениях начального периода Великой Отечественной войны.
По соседству можно было увидеть зенитное орудие АЗП-39. Это - одно из самых массовых зенитных орудий Красной армии. Зенитная 37-мм пушка была одной из самых надежных и безотказных защитниц нашей пехоты от ударов немецкой авиации. Победа в Великой Отечественной войне ассоциируется, как правило, с легендарным танком Т-34, но свою лепту вложила и зенитная артиллерия, особенно в начальный период войны. Именно «зенитки» зачастую были единственными защитниками войск на передовой и объектов в тылу от ударов немецкой авиации, а при необходимости и наземного противника.
Пушка ЗиС-3 или 76-мм дивизионная пушка образца 1942 года — еще один из символов Победы, эту пушку можно увидеть в любой кинохронике. Пушка была самой массовой в Красной армии, она успешно применялась как в дивизионной, так и в противотанковой артиллерии. Это было первое, самое массовое в мире артиллерийское орудие, так как его производство было поставлено на конвейер. Пушка чаще любых других советских артиллерийских орудий встречается в качестве памятников героям Великой Отечественной.
Трехосный грузовой автомобиль фирмы Studebaker Corporation выпускался с 1941 по 1945 годы и был самым массовым транспортным средством, поставлявшимся Советскому Союзу по ленд-лизу. Отличался повышенной проходимостью и грузоподъемностью (по сравнению с отечественными грузовиками). Также, в отличие от советских грузовиков, имел полный привод — на все три оси. Примерно 100 тысяч таких машин было поставлено в СССР во время ВОВ. Грузовки многое вынес на своих плечах, преодолел тысячи километров военных дорог. Известен «Студебеккер» и тем, что на него ставились и реактивные установки - «Катюши».
Отечественный легковой автомобиль ГАЗ-67 - наш советский «джип», отличный внедорожник, он использовался и для разведки, и как штабная машина. По соседству с ним экспонировался мотоцикл М-72. В войну комплектовался пулеметом для мотопехоты, использовался и связистами. Прототипом М-72 стал немецкий мотоцикл BMW R71. В марте 1941 года на Московском мотоциклетном заводе началось производство русской версии. Советский мотоцикл получился не хуже своего немецкого аналога.