В Музейно-выставочном центре Реутова недавно открылась выставка «Деревянное кружево». Автор удивительно изящных резных работ — заслуженный экономист Российской Федерации, кандидат экономических наук Лев Либман.
Выпиливание по дереву — любимое увлечение Либмана, и в нем он достиг настоящих высот мастерства. Своими навыками он с радостью готов поделиться с реутовчанами: каждую среду в 16 часов на мастер-классах в городском музее он показывает и рассказывает детям и взрослым, как с помощью лобзика, тепла человеческих рук, терпения и фантазии обычные листы фанеры можно превратить в настоящие произведения искусства. На одном из таких занятий побывал корреспондент «ПроРеутова».
Как выяснилось, любовь к выпиливанию Льву Рувимовичу передал его школьный учитель рисования и черчения Борис Демура. Случилось это почти 65 лет назад. После школы, окончив институт, Либман сначала работал на авторемонтном заводе в Тольятти, а потом на машиностроительном заводе, уже в Подмосковье. Далее появилась семья, родился сын и встал вопрос об отдельном жилье, с завода, где решение жилищного вопроса молодым специалистам никто не гарантировал, пришлось уйти, искать другие варианты трудоустройства.
— Однажды я проходил в Москве мимо здания с вывеской «Всероссийское общество слепых» (ВОС), — рассказывает Либман, — увидел на двери объявление: «Требуется старший инженер». Зашёл и выяснил, что жильё для сотрудников в этой организации — проблема решаемая. Через 4 года я действительно получил квартиру, дослужился до начальника производства, параллельно защитил диссертацию «Совершенствование трудовой деятельности инвалидов на примере Всероссийского общества слепых». В общем, проработал в ВОС почти 20 лет, а еще преподавал, заведовал кафедрой в институте повышения квалификации.
Следующие 12 лет трудовой деятельности Льва Либмана тоже были связаны с обществом, близким по духу, но другим: его пригласили главным инженером во Всероссийское общество инвалидов (ВОИ), которое появилось в стране в конце 1980-х годов. Его возглавил легендарный человек — Герой Советского Союза, прошедший три войны, — Алексей Дерюгин. Вместе с ним для трудоустройства и занятости инвалидов Лев Рувимович сделал очень многое. За это в 1998 году Указом президента страны ему присвоили звание заслуженного экономиста РФ.
Одним словом, более 30 лет своей жизни Лев Либман посвятил служению людям с ограниченными возможностями здоровья. Когда пришла пора самому выйти на пенсию, его как опытного организатора позвали в компанию «Парус», которая занимается разработкой и внедрением сложных информационно-коммуникационных технологий.
— Я до сих пор ничего не понимаю в программировании, — замечает Либман, — зато знаю нюансы организации рабочего процесса, хороший системщик, как говорят. В «Парусе» я больше занимался постановкой задач, вырос до заместителя генерального директора, но потом начались серьезные проблемы со здоровьем. У меня полностью отнялась нижняя часть тела… Врачи долго не могли определить, в чём причина, потом выяснили, сделали операцию, после которой было долгое восстановление. В итоге я получил группу инвалидности, но в «Парусе» по просьбе директора работаю до сих пор, хотя уже не на больших должностях, а аналитиком. Эту работу я делаю в основном дома. У меня сейчас больше свободного времени, благодаря чему я и решил вернуться к своему старинному увлечению — выпиливанию.
По словам Либмана, к любимому занятию он подходит по настроению, работает для души, не для продажи, просто потому что очень нравится. Правда, этой весной жена с сыном всё-таки уговорили показать его деревянные кружева.
— Так я и пришёл в Музейно-выставочный центр Реутова, где сделали выставку моих работ и предложили проводить мастер-классы для ребятишек, — продолжает рассказ мастер. — Я и сына в своё время научил выпиливанию, друзей его к этому приобщил, один из них даже стал прекрасным паркетчиком. В общем, я согласился вести мастер-классы, на них с удовольствием ходят и мальчишки, и девчонки, родители тоже с интересом подключаются. Я принципиально не использую при выпиливании современные электрические инструменты. Дерево — очень интересный материал, он любит тепло человеческих рук, да и люди, увлекаясь, получают от работы с ним большое удовольствие.
Пока мы беседовали, на мастер-класс стали подтягиваться дети. Лев Рувимович показал им витрину со своими готовыми поделками, а потом пригласил освоить волшебство на практике. Что потребуется для новичка? Фанеру для первых опытов лучше найти четырёхмиллиметровую, она продаётся в строительных и хозяйственных магазинах. Лобзик со станком, который фиксирует дощечку, можно купить там же, а можно в интернет-магазине за 700–1000 рублей, и набор пилок — 100 рублей за 20 штук. Кроме этого, нужны различные небольшие напильники-надфили: они помогут избавиться от зазубрин и шероховатостей после выпиливания. Также начинающему мастеру пригодится копировальная бумага и карандаш, чтобы переносить понравившийся рисунок или узор с бумаги на дерево. За дорогими инструментами лучше не гнаться, советует мастер, в ручном выпиливании главное не они, а терпение и желание всему научиться. А ещё нужен фартук.
Наблюдая, как даже девочки после объяснений мастером основ работы успешно справлялись и с лобзиком, и с надфилями, журналист «ПроРеутов» тоже задал пару мучивших его вопросов. Как удаётся работать не по краям фанеры, а по её центру, например, да ещё по таким замысловатым, непрямым линиям?
— Берёте шило, прокалываете фанерку, предварительно закреплённую в станке, надфилем расширяете отверстие, в него вставляете пилку, которую зажимаете с двух сторон в дуге лобзика, садитесь и не торопясь начинаете пилить, — показывает и рассказывает наставник. С его слов вроде бы всё понятно, но пилки в неопытных и торопливых руках предательски ломаются одна за другой.
— Ничего страшного, — подбадривает Либман. — Все с этого начинают… Немного терпения, и набьёте руку.
После первых практических занятий понимаешь, что процесс работы с деревом действительно захватывающий, хотя и длительный. Присмотревшись к уже готовым резным творениям Льва Рувимовича со множеством мелких деталей и изгибов, как в настоящем кружеве, невольно проникаешься уважением к его терпению и мастерству. Сколько же времени нужно, чтобы сделать такую красоту?
— Смотря какую, — говорит мастер. — Вот над этой работой (показывает резную композицию с оленями) я сидел дней пять, но не с утра до вечера, а, как я уже сказал, по настроению и в удовольствие.
— А где вы берёте рисунки для выпиливания? — спрашивает одна из пришедших на мастер-класс девочек.
— Что-то нахожу в журналах, что-то в Интернете, но дорабатываю найденное под своё видение, — отвечает наставник. — Очень важно подумать над идеей и дать название каждой своей работе. Вот, например, портрет девушки. Давайте вместе подумаем, как можно назвать этот образ?
— Юность!.. Женщина-осень! — включают свою фантазию дети, с удовольствием предлагая названия.
По словам Льва Рувимовича, от названия и идеи зависит очень многое.
Видно, что своим ученикам он готов открыть ещё много своих секретов и тонкостей в работе с деревом. Кстати, мы подметили, что ярких красок в своём жанре декоративно-прикладного творчества Либман практически не использует. Оказывается, натуральный цвет дерева и его рисунок хороши сами по себе, поэтому лучше найти способ, как их подчеркнуть. Иногда в этом помогают выжигательный прибор или тёмная подложка под изящную работу, а в конце творческого процесса готовое изделие можно покрыть прозрачным лаком.
Очень много своих работ Лев Рувимович подарил друзьям на дни рождения. Нет ничего лучше эксклюзивного подарка, сделанного своими руками — в нем есть частичка тепла, души и стараний автора, объясняет он. Либман признался, что у него есть мечта — открыть в городе небольшую студию «Деревянное кружево», где вместе с учениками можно заниматься не раз в неделю, а ежедневно. Уж очень хочется найти тех ребят и взрослых, которые всерьёз увлекутся волшебным искусством деревянного кружева.