Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!
Н. А. Некрасов
Завершается 2019 год, и для многих моих ровесников этот год – юбилейный: мы достигли шестидесяти лет, прожита долгая жизнь. Думаю, не ошибусь: чем старше мы становимся, тем чаще и теплее вспоминаем своё детство. Эта пора человеческой жизни немыслима без родных, семьи и заботы. А у подавляющего большинства советских детей (моё поколение не исключение) самый ранний период жизни был связан с наставниками, воспитателями, педагогами. К слову, 5 октября в нашей стране с благодарностью и уважением отметили День учителя. Почему-то с этим праздником поздравляют, как правило, именно учителей школ – общеобразовательных или специализированных. А ведь «учитель» – понятие многозначное: это преподаватели колледжей и вузов, педагоги дополнительного и специального образования, те, кто трудится в домах детского творчества, кружках, студиях, секциях… И, конечно, это наши самые первые учителя – воспитатели дошкольных учреждений. Пока в памяти ещё многое живо, хочу рассказать именно о них, своих самых первых учителях.
Слово «педагог» в переводе с греческого дословно означает «детоводитель». Сегодня мой рассказ о том, какие у меня были «детоводители». Поскольку моя семья – это несколько поколений коренных жителей нашего славного Реутова, то считаю полезным вписать свою небольшую страничку в книгу памяти об истории города. В начале 1960-х годов в Реутове было крайне мало дошкольных учреждений. Насколько я знаю, работал фабричный детский сад на улице Парковой. В 1961 году ввели в строй и новый детский сад на улице Гагарина. Он был построен для детей сотрудников ЦКБМ (ныне «НПО машиностроения»). Поскольку мои родители не работали в городе, я не могла посещать эти садики, поэтому меня водили «за линию», на южную сторону. Это было целое путешествие, потому что жили мы в самом центре, около протезного завода. Очень рано утром мы отправлялись к моему детскому саду. На этом пути вставал высоченный деревянный мост через железную дорогу. В любую погоду перейти через него было настоящим испытанием. От платформы начиналась дорожка к пруду, а там – гуси! Я их страшно боялась. И вот, наконец, родной садик – одноэтажный, деревянный с открытыми верандами, огороженный заборчиком. Как теперь понимаю, в нём было две группы – три-четыре года и пять-шесть лет. Я ходила туда до 1966 года. В памяти сохранился образ заведующей Елены Михайловны – высокой, полной, улыбчивой женщины с волнистой причёской. Когда, уже после учёбы, я пришла к ней в 1979 году, мне показалось, что она совсем не изменилась. Детский сад тогда продолжал работать. Я увидела, какой он на самом деле маленький и в то же время уютный, хорошенький.
У нас в группе стояла большая клетка с живой белкой. Воспитатели всё делали своими руками, вплоть до костюмов и масок к праздникам. Имён их я, к сожалению, не помню, и спросить уже не у кого. А вот из детей могу назвать двоих: Миша Рыбак и Игорь Олдаковский. С Игорем мы позднее учились в одном классе. К лету 1966 года меня перевели в тот самый детский сад № 1 «Ёлочка», который находился около гагаринской проходной и был заводским (для детей сотрудников ЦКБМ, или «почтового ящика», как его ещё называли в народе). В этот детский сад пошла работать няней моя бабушка – Тамара Григорьевна Терехова. Её определили в ту же группу, что и меня, так что я находилась под двойной опекой. В этот детский сад нам тоже приходилось ходить через полгорода пешком. Утром меня отводили в сад родители, а обратно я шла вместе с бабушкой.
Детский сад«Ёлочка». В белом – Тамара Терехова. 1966 г.
Старый садик на улице Гагарина до сих пор стоит на прежнем месте и продолжает работать. В годы моего детства рядом с ним располагалась какая-то кулинария или кафетерий, и мы по пути домой иногда туда заходили. Там продавалось лакомство – глазированные сырки. Стоили они пятнадцать копеек, были в продаже не всегда, но уж если они лежали на прилавке, то я выпрашивала у бабули хотя бы один. Наша «Ёлочка» выглядела очень симпатично – двухэтажное здание, каменное, с большими окнами и просторным участком. Моя подготовительная группа размещалась на втором этаже, в левом крыле. Нас было человек двадцать. Помещение группы являлось одновременно столовой, учебным классом и физкультурным залом, а спальня была отдельно. В ней стояли железные кроватки с металлическими сетками, на которых можно было прыгать! В самой группе были столики, стульчики, шкафы с книгами и игрушками, мойка и шкафчики для посуды. А ещё было много цветов и настоящий живой уголок, а в нём аквариум с рыбками, несколько черепах и, по-моему, клетка с попугаями.
В живом уголке с черепахами, 1967 г.
Хорошо помню своих воспитателей. Одна из них Нина Гавриловна Гольцова – известный в городе профессиональный педагог. Ранее она работала в реутовской школе-десятилетке старшей пионервожатой. Это была строгая, энергичная и требовательная женщина с громким голосом. Впоследствии она возглавила детский сад № 3 на Комсомольской улице и руководила им не один десяток лет. Вторым воспитателем у нас была высокая, светловолосая и молодая Тамара Николаевна. Наши педагоги сами проводили все занятия – физо, изо, математику, чтение, письмо, ознакомление с природой. Мы учились писать карандашом в тетрадках в косую линейку, разрезанных поперёк надвое, нам читали книги, а мы их пересказывали и заучивали много стихов. А ещё лепили, рисовали, клеили, занимались с обручами, мячами, гимнастическими палками… На прогулках в детском саду мы прыгали через скакалку, играли в настольные игры, салочки, катались с горки. Деревянные веранды служили укрытием от непогоды, а ещё на участке были построены малюсенькие душевые кабинки: летом нас обливали прохладной водой – закаливали. Хорошо помню, что старших детей иногда вывозили на автобусах на прогулку в лес, думаю, в район Стройки, где в те годы был хороший лесной воздух. Постоянной медсестрой в «Ёлочке» была Мария Николаевна (фамилии, к сожалению, не знаю). Прививки и осмотры проводились у нас регулярно. А постоянным врачом работала Клара Ивановна Гусева, впоследствии известный в Реутове детский невропатолог.
Детский сад «Ёлочка», 1966 г.
На музыкальные занятия мы спускались в зал, который казался нам таким большим! Там стояло чёрное пианино и царила Людмила Николаевна. С ней мы пели прекрасные детские песни, играли на доступных музыкальных инструментах – бубнах, металлофонах и погремушках, разучивали танцы народов СССР. Как сейчас вижу себя отплясывающей украинский танец в самодельном венке из разноцветных лент. Праздников было не так много: 7 ноября, Новый год, 8 Марта и 1 Мая, ну и, конечно, выпускной в школу. Отношение к нам, детям, со стороны всех педагогов было очень доброжелательным, хотя и строгим. Нас растили, берегли, воспитывали и развивали. Через годы я сама стала профессиональным музыкальным педагогом. Более пятнадцати лет своей жизни я отдала работе в дошкольных учреждениях родного города. Поэтому прекрасно знаю изнутри все прелести и трудности служения дошкольных воспитателей. Надо прямо сказать, что и тогда и сейчас это был тяжкий и, к сожалению, малопрестижный труд. Напомню, что воспитатели несут личную уголовную ответственность за жизнь и здоровье каждого вверенного им ребёнка. Это не шутки!
С годами я стала понимать, что мои первые учителя являлись крепкими профессионалами, владевшими всеми приёмами, методиками и практиками проверенной годами советской педагогики. Они не просто много знали и умели, они хотели и могли это отдавать детям! Это дорогого стоит. Я рождена в октябре, поэтому со своими одногодками в школу не пошла, осталась ещё на год в подготовительной группе, где состав детей сменился. Почти все мои одногруппники жили поблизости от садика и шли учиться в школу № 15 к Ефиму Наумовичу Золотовицкому, а я осенью 1967 года отправилась на учёбу в школу № 20 имени газеты «Правда», которой руководила Антонина Семёновна Чаркина. С моими одногруппниками наши пути разошлись, как выяснилось, навсегда.
Пользуясь возможностью, я назову имена тех ребят, кого помню по детскому саду № 1 «Ёлочка»: Неля Кадырова, Лена Никитина, Надя Жафярова, Серёжа Гераськин, Галя Прокопенко, Валя Суханова, Оля Бахмурная, Вова Коцумаха, Алёша Кряжев. Однокашники, отзовитесь! Я уверена, что все они прожили свою жизнь достойно и с пользой, вырастили прекрасных детей. Мне кажется, иначе и быть не может, ведь у нас были такие «детоводители»! Сама я за долгие годы своей педагогической деятельности встречалась с очень многими работниками «дошкольного детства». Они владели различными педагогическими специальностями: логопеды, воспитатели, заведующие, музыкальные руководители… Объединяло всех их одно – отношение к детям и к своей профессии. Грамотные и ответственные, душевные и умелые, творческие и неравнодушные, они очень многое давали своим маленьким воспитанникам. Назову некоторых из них: Александра Григорьевна Евсюкова, Вера Ивановна Сергеева, Татьяна Егоровна Адамова, Галина Николаевна Брехунова, Лариса Анатольевна Птецова, Татьяна Васильевна Плавинская, Татьяна Николаевна Печникова, Юлия Марковна Петрунько. Некоторые из них, к сожалению, уже ушли из жизни, но многие продолжают трудиться. Эти люди достойны того, чтобы о них знали у нас в городе. С 1970-х годов Реутов стал активно расти. Были построены новые детские сады – хорошие и разные. Сейчас у нас работают около двадцати дошкольных учреждений различного типа. Я верю, что нынешние родители так же спокойно и уверенно отдают своих детей в руки дошкольных педагогов, как это было в наше время. Современные технологии отнюдь не заменят правильных, проверенных методик, гаджеты не заместят умений, знаний, опыта. Важно, чтобы в детских садах работали неслучайные люди. Надеюсь, что реутовские «детоводители» именно такие.