Новости / Новости
Воспитанников музыкальной школы № 2 учат играть на терменвоксе
30.03.2020 в 09:25
1282 0
Автор: Стелла Мхитарян Фото: Алексей Оводов

Уникальный электронный музыкальный инструмент — терменвокс — появился в городской детской музыкальной школе № 2 полгода назад. Реутовское учреждение дополнительного образования — единственное в Московской области и столице может похвастаться таким инструментом. О том, в чём его особенность, что он развивает в детях, как на нём играть и преуспеть в этом, «ПроРеутову» рассказал заместитель директора музыкальной школы № 2 Александр Беспалов.

Сейчас терменвокс производит фирма Moog, хотя этот инструмент не иностранного происхождения — ровно сто лет назад его изобрёл выдающийся советский инженер-электромеханик и музыкант Лев Термен. Фамилия изобретателя и латинское слово «vox» — «голос» дали название инструменту. Он имеет два электрода, один из которых отвечает за высоту звука, а другой — за громкость. Когда мы подносим к ним руку, то вследствие изменения ёмкости колебательного контура меняется и звук.

ПроРеутов

Идея этого необычного музыкального инструмента очень понравилась Владимиру Ленину. Терменвокс стали производить в России, а несколько лет спустя и в Америке, куда уехал Лев Термен. Причём производство было коммерчески успешным.

— Терменвокс получил распространение в 20-х годах, потом, с появлением новых музыкальных инструментов, его популярность поутихла, — говорит Александр Беспалов. — Когда мы основывали нашу музыкальную синтез-лабораторию «Пятая четверть», то ориентировались на других инструментах — синтезаторах, в основном, на интерактивных рабочих станциях, которыми и сейчас пользуемся. Они дают возможность играть любые произведения: от Баха до современной электронной музыки, словом, всё, что подскажет наша фантазия.

Заметитель директора музшколы № 2 признался, что идею приобретения терменвокса для учреждения допобразования вынашивал давно. По словам Александра Сергеевича, сейчас в стране три наиболее известных музыканта, играющих на терменвоксе, — Олеся Ростовская, внук Льва Термена — Пётр Термен и внучатая племянница изобретателя Лидия Кавина. Концерты последней педагог старается посещать при каждой возможности:

— Лидия Кавина уникальный музыкант, она востребована во всём мире, курсирует по странам, где у неё есть последователи. Впервые мне удалось услышать её, когда мне было лет 25 — я был в восхищении. Но тогда для нас это было совершенно невообразимо, инструмент нельзя было купить, позже ситуация изменилась. Кстати, лет 20-30 назад муж Кавиной, электротехник, сделал свою партию терменвоксов, на одном из которых Лидия Евгеньевна играет. Потом права были куплены фирмой Moog.

ПроРеутов

Прошлым летом Беспалов с супругой побывал на очередном концерте Кавиной в музее-заповеднике «Царицыно». Приближался столетний юбилей изобретения терменвокса, к тому же у Александра Сергеевича в школе появилась подмога — новая преподавательница синтез-лаборатории Надежда Востокова, бывшая ученица детской музыкальной школы № 2, выпускница училища имени Гнесиных по классу органа. Так все карты сошлись и в учреждении дополнительного образования появился уникальный инструмент.

— Именно у Надежды Александровны было первое золото Дельфийских игр по синтезатору, сейчас она продолжает обучение в Российской академии музыки имени Гнесиных. Работать стало проще, увеличилось количество учеников, мы смогли позволить себе и терменвокс, — поясняет замдиректора школы № 2. 

— Как освоить игру на этом необычном инструменте?

— Чтобы научиться играть на терменвоксе, школа не нужна вообще. У этого инструмента нет клавиатуры, он имеет только парочку ручек для настроек и вашу фантазию. Вы водите руками и общаетесь языком жестов. А терменвокс отвечает вам с помощью звука, который генерирует. Вы являетесь виновником этого звука — творите музыку, не притрагиваясь к инструменту. Если вы чутко понимаете, как двигать руками, то терменвокс отвечает вам адекватно. Если вы пока просто хаотично водите руками туда-сюда, он всё равно откликнется и это по-прежнему будет интересно. Ну а если вы хотите добиться чего-то конкретного, сыграть, например, «Лебедя» (пьеса французского композитора Камиля Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных» — прим. ред.), то этому, конечно, нужно поучиться. В этом отношении инструмент так же труден, как, например, скрипка, которая не имеет ладов — нужно обладать абсолютным слухом, чтобы интонировать, поэтому на скрипке могут заниматься только самые талантливые дети.

— В чём особенность терменвокса, чем он полезен для юных музыкантов?

— На нём могут заниматься все вне зависимости от возраста, специального музыкального образования для этого не требуется. Мы используем терменвокс как дополнительный инструмент к нашим интерактивным рабочим станциям. Он будит фантазию из-за того, что не имеет клавиатуры. Мы добиваемся того или иного звука просто движением рук. С одной стороны, практически нет возможности повторить свою мелодию буквально, потому что сложно запомнить все свои жесты. С другой стороны, это и необязательно, если речь идёт о наших музыкальных фантазиях. В этом плане, чтобы пробудить фантазию детей, для музыкальной школы этот инструмент просто замечательный — именно как добавка в эмоциальном развитии ребёнка. Обычно ведь воспитанники играют по нотам. Если делать это неправильно, то педагог ставит неудовлетворительную оценку. А на терменвоксе можно играть, что душе угодно, главное, чтобы это было интересно и будило воображение не только музыканта, но и слушателя. Если ты в этом успешен, умеешь показать что-то интересное, заворожить публику — это как раз то, что необходимо. Как расширение кругозора, как дополнительный стимул к занятиям музыкой инструмент просто уникальный.

ПроРеутов

— Учеников каких классов вы приобщаете к инструменту? Все ли могут попробовать свои возможности?

— В этом году нашей синтез-лаборатории исполнилось 25 лет, но наши возможности ограничены. Как у заместителя директора у меня немало других обязанностей, которые отнимают много времени. Поэтому я могу позволить себе максимум десять учеников, а всего в школе 350 воспитанников, я не в силах научить всех... Моя задача — посмотреть в глаза каждому и почувствовать, кому это интересно. Важно также понять, кто из учеников сможет прирасти к этому инструменту и добиться определённых результатов. Мне помогают мои коллеги-преподаватели. Сложился класс, в котором ребята занимаются по три-пять лет и добиваются больших успехов. У нас множество лауреатов, в том числе две золотые медали Дельфийских игр, завоёванные на интерактивном синтезаторе. У этих учеников первоочерёдное право поиграть на терменвоксе. Кому-то это интересно, кому-то не очень. А есть те, кто сочиняет собственные произведения.

— Можете привести кого-то в пример?

— Алиса Кутузова — дважды лауреат детско-юношеского литературно-музыкального конкурса «Пушкинский камертон». Она сочиняет собственные песни, терменвокс как раз пришёлся ей и по плечу, и по интересу. На последнем нашем концерте, прошедшем в феврале, она представляла пьесу «Белочки не рассказывают сказок». Это забавное произведение, программное, появилось с моей подачи. Я показал, как инструменты — синтезатор и терменвокс — работают в комплексе и как можно сочинять космические звуки и созвучия. Алисе понравилась космическая белочка, она показала мне свои зарисовки. Я предложил внести цитату из «Сказки о царе Салтане», потому что все мы знаем, какую песенку пела там белочка. Алиса перевернула эту цитату так, что песня узнаваема, но совершенно по-новому звучит: и мелодически она её немного изменила, и гармонически. Получилась интересная композиция.

— Как ребята реагируют на термевокс?

— Взять любого ребёнка, подвести к инструменту — и он будет поглощён. Увлечь с помощью терменвокса гораздо проще, чем с помощью синтезатора, игре на котором нужно учиться, знать клавиатуру, ноты, изучать сольфеджио и так далее, а здесь ничего особенного не нужно — инструмент сам по себе звучит фантастически. Но чтобы грамотно и профессионально этим владеть, конечно, нужно иметь образование, знать, как пользоваться терменвоксом в дополнение к синтезатору.

ПроРеутов

— Сколько детей сейчас у вас занимаются?

— У меня десять учеников, ещё шесть — у Надежды Востоковой. Некоторые поступают именно на электронные инструменты. Допустим, они закончили школу как пианисты. У нас есть специальная программа по электронным музыкальным инструментам для выпускников. Они уже технически подготовлены и через полгода могут играть на любом концерте или конкурсе. Таким выдающимся парнем у нас стал Алексей Черненко, который в прошлом году выиграл золото Дельфийских игр. Он закончил нашу школу как пианист, а сейчас занимается на синтезаторе. Подготовленные ребята быстро схватывают и добиваются больших успехов. Те, кто начинают с нуля, долго идут к результатам.

Аккордеонист по образованию, выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных, Александр Беспалов обращает внимание на то, что и преподавателю синтез-лаборатории необходимо постоянно себя обучать. Это связано с постоянным изменением инструментов, их операционной системы. Для подготовки к занятиям требуется много внеклассного времени. Для игры на синтезаторе педагог каждый раз делает новую аранжировку для ребят, на это уходит от суток до целой недели. При этом заместитель директора школы № 2 подчёркивает, что преподавателям это интересно — они увлечены.

Стелла Мхитарян

Статьи по теме
Комментарии 0
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Общество Видео Образование Дети ЖКХ Станислав Каторов Праздники Благоустройство ЕР Здравоохранение Транспорт Бизнес История ПроРеутов Депутаты НПО машиностроения Строительство Социальная политика Губернатор Андрей Воробьев Безопасность Сергей Юров Игорь Брынцалов Криминал День Победы Экономика Экология МВЦ Конкурс Политика Обзор Приалит Парк ЦГКБ Дороги Знаменитости Архив газеты МКДЦ Полезное Кино ДК «Мир» РЖД Фабричный пруд Максим Сураев Еда МЧС Энергия Выборы Наше Подмосковье Религия ДТП Наука Изобретариум ФОК Рейтинг ВПЦ Рекрут Хобби Услуги Коворкинг Старт Питомцы Алексей Папин Реутов Парк ЗАГС ПосадиСвоеДерево Академик Челомей РТВ Девушкамечты Общественная палата Экватор МФЦ Добродел Юнармия Мария Сотскова Кадеты Мнения Космос Людмила Колобанова Путешествия Президент Владимир Путин Интернет ММЦ ОДОН Александр Леонов Ирина Тульчинская WorldSkills Русален ДЮСШ Тимур Кизяков Рецензия Филипп Науменко Крутицы Юрий Кузнецов Анна Вирон Михаил Илинич Евгений Касперский Секс Татьяна Космачёва Дима Билан Андрей Ломанов Алексей Илларионов Мириталь Братья Березуцкие Владислав Котлярский Андрей Гайдулян Наталья Назарова Дмитрий Харатьян Егор Кончаловский Владимир Этуш Александра Пацкевич Полина Гагарина Радик Закиров Сергей Цыганов Патриарх Кирилл Психология Большие вызовы
< >