Уникальный электронный музыкальный инструмент — терменвокс — появился в городской детской музыкальной школе № 2 полгода назад. Реутовское учреждение дополнительного образования — единственное в Московской области и столице может похвастаться таким инструментом. О том, в чём его особенность, что он развивает в детях, как на нём играть и преуспеть в этом, «ПроРеутову» рассказал заместитель директора музыкальной школы № 2 Александр Беспалов.
Сейчас терменвокс производит фирма Moog, хотя этот инструмент не иностранного происхождения — ровно сто лет назад его изобрёл выдающийся советский инженер-электромеханик и музыкант Лев Термен. Фамилия изобретателя и латинское слово «vox» — «голос» дали название инструменту. Он имеет два электрода, один из которых отвечает за высоту звука, а другой — за громкость. Когда мы подносим к ним руку, то вследствие изменения ёмкости колебательного контура меняется и звук.
Идея этого необычного музыкального инструмента очень понравилась Владимиру Ленину. Терменвокс стали производить в России, а несколько лет спустя и в Америке, куда уехал Лев Термен. Причём производство было коммерчески успешным.
— Терменвокс получил распространение в 20-х годах, потом, с появлением новых музыкальных инструментов, его популярность поутихла, — говорит Александр Беспалов. — Когда мы основывали нашу музыкальную синтез-лабораторию «Пятая четверть», то ориентировались на других инструментах — синтезаторах, в основном, на интерактивных рабочих станциях, которыми и сейчас пользуемся. Они дают возможность играть любые произведения: от Баха до современной электронной музыки, словом, всё, что подскажет наша фантазия.
Заметитель директора музшколы № 2 признался, что идею приобретения терменвокса для учреждения допобразования вынашивал давно. По словам Александра Сергеевича, сейчас в стране три наиболее известных музыканта, играющих на терменвоксе, — Олеся Ростовская, внук Льва Термена — Пётр Термен и внучатая племянница изобретателя Лидия Кавина. Концерты последней педагог старается посещать при каждой возможности:
— Лидия Кавина уникальный музыкант, она востребована во всём мире, курсирует по странам, где у неё есть последователи. Впервые мне удалось услышать её, когда мне было лет 25 — я был в восхищении. Но тогда для нас это было совершенно невообразимо, инструмент нельзя было купить, позже ситуация изменилась. Кстати, лет 20-30 назад муж Кавиной, электротехник, сделал свою партию терменвоксов, на одном из которых Лидия Евгеньевна играет. Потом права были куплены фирмой Moog.
Прошлым летом Беспалов с супругой побывал на очередном концерте Кавиной в музее-заповеднике «Царицыно». Приближался столетний юбилей изобретения терменвокса, к тому же у Александра Сергеевича в школе появилась подмога — новая преподавательница синтез-лаборатории Надежда Востокова, бывшая ученица детской музыкальной школы № 2, выпускница училища имени Гнесиных по классу органа. Так все карты сошлись и в учреждении дополнительного образования появился уникальный инструмент.
— Именно у Надежды Александровны было первое золото Дельфийских игр по синтезатору, сейчас она продолжает обучение в Российской академии музыки имени Гнесиных. Работать стало проще, увеличилось количество учеников, мы смогли позволить себе и терменвокс, — поясняет замдиректора школы № 2.
— Как освоить игру на этом необычном инструменте?
— Чтобы научиться играть на терменвоксе, школа не нужна вообще. У этого инструмента нет клавиатуры, он имеет только парочку ручек для настроек и вашу фантазию. Вы водите руками и общаетесь языком жестов. А терменвокс отвечает вам с помощью звука, который генерирует. Вы являетесь виновником этого звука — творите музыку, не притрагиваясь к инструменту. Если вы чутко понимаете, как двигать руками, то терменвокс отвечает вам адекватно. Если вы пока просто хаотично водите руками туда-сюда, он всё равно откликнется и это по-прежнему будет интересно. Ну а если вы хотите добиться чего-то конкретного, сыграть, например, «Лебедя» (пьеса французского композитора Камиля Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных» — прим. ред.), то этому, конечно, нужно поучиться. В этом отношении инструмент так же труден, как, например, скрипка, которая не имеет ладов — нужно обладать абсолютным слухом, чтобы интонировать, поэтому на скрипке могут заниматься только самые талантливые дети.
— В чём особенность терменвокса, чем он полезен для юных музыкантов?
— На нём могут заниматься все вне зависимости от возраста, специального музыкального образования для этого не требуется. Мы используем терменвокс как дополнительный инструмент к нашим интерактивным рабочим станциям. Он будит фантазию из-за того, что не имеет клавиатуры. Мы добиваемся того или иного звука просто движением рук. С одной стороны, практически нет возможности повторить свою мелодию буквально, потому что сложно запомнить все свои жесты. С другой стороны, это и необязательно, если речь идёт о наших музыкальных фантазиях. В этом плане, чтобы пробудить фантазию детей, для музыкальной школы этот инструмент просто замечательный — именно как добавка в эмоциальном развитии ребёнка. Обычно ведь воспитанники играют по нотам. Если делать это неправильно, то педагог ставит неудовлетворительную оценку. А на терменвоксе можно играть, что душе угодно, главное, чтобы это было интересно и будило воображение не только музыканта, но и слушателя. Если ты в этом успешен, умеешь показать что-то интересное, заворожить публику — это как раз то, что необходимо. Как расширение кругозора, как дополнительный стимул к занятиям музыкой инструмент просто уникальный.
— Учеников каких классов вы приобщаете к инструменту? Все ли могут попробовать свои возможности?
— В этом году нашей синтез-лаборатории исполнилось 25 лет, но наши возможности ограничены. Как у заместителя директора у меня немало других обязанностей, которые отнимают много времени. Поэтому я могу позволить себе максимум десять учеников, а всего в школе 350 воспитанников, я не в силах научить всех... Моя задача — посмотреть в глаза каждому и почувствовать, кому это интересно. Важно также понять, кто из учеников сможет прирасти к этому инструменту и добиться определённых результатов. Мне помогают мои коллеги-преподаватели. Сложился класс, в котором ребята занимаются по три-пять лет и добиваются больших успехов. У нас множество лауреатов, в том числе две золотые медали Дельфийских игр, завоёванные на интерактивном синтезаторе. У этих учеников первоочерёдное право поиграть на терменвоксе. Кому-то это интересно, кому-то не очень. А есть те, кто сочиняет собственные произведения.
— Можете привести кого-то в пример?
— Алиса Кутузова — дважды лауреат детско-юношеского литературно-музыкального конкурса «Пушкинский камертон». Она сочиняет собственные песни, терменвокс как раз пришёлся ей и по плечу, и по интересу. На последнем нашем концерте, прошедшем в феврале, она представляла пьесу «Белочки не рассказывают сказок». Это забавное произведение, программное, появилось с моей подачи. Я показал, как инструменты — синтезатор и терменвокс — работают в комплексе и как можно сочинять космические звуки и созвучия. Алисе понравилась космическая белочка, она показала мне свои зарисовки. Я предложил внести цитату из «Сказки о царе Салтане», потому что все мы знаем, какую песенку пела там белочка. Алиса перевернула эту цитату так, что песня узнаваема, но совершенно по-новому звучит: и мелодически она её немного изменила, и гармонически. Получилась интересная композиция.
— Как ребята реагируют на термевокс?
— Взять любого ребёнка, подвести к инструменту — и он будет поглощён. Увлечь с помощью терменвокса гораздо проще, чем с помощью синтезатора, игре на котором нужно учиться, знать клавиатуру, ноты, изучать сольфеджио и так далее, а здесь ничего особенного не нужно — инструмент сам по себе звучит фантастически. Но чтобы грамотно и профессионально этим владеть, конечно, нужно иметь образование, знать, как пользоваться терменвоксом в дополнение к синтезатору.
— Сколько детей сейчас у вас занимаются?
— У меня десять учеников, ещё шесть — у Надежды Востоковой. Некоторые поступают именно на электронные инструменты. Допустим, они закончили школу как пианисты. У нас есть специальная программа по электронным музыкальным инструментам для выпускников. Они уже технически подготовлены и через полгода могут играть на любом концерте или конкурсе. Таким выдающимся парнем у нас стал Алексей Черненко, который в прошлом году выиграл золото Дельфийских игр. Он закончил нашу школу как пианист, а сейчас занимается на синтезаторе. Подготовленные ребята быстро схватывают и добиваются больших успехов. Те, кто начинают с нуля, долго идут к результатам.
Аккордеонист по образованию, выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных, Александр Беспалов обращает внимание на то, что и преподавателю синтез-лаборатории необходимо постоянно себя обучать. Это связано с постоянным изменением инструментов, их операционной системы. Для подготовки к занятиям требуется много внеклассного времени. Для игры на синтезаторе педагог каждый раз делает новую аранжировку для ребят, на это уходит от суток до целой недели. При этом заместитель директора школы № 2 подчёркивает, что преподавателям это интересно — они увлечены.
Стелла Мхитарян