Многие российские учебные заведения в связи с коронавирусом на время перешли на дистанционное обучение. Мы поговорили с бывшими гимназистами, которые сейчас учатся в столичных вузах, о плюсах и минусах такого формата взаимодействия.
Кристина Шумилина окончила реутовскую гимназию в 2016 году. Сейчас она студентка четвёртого курса факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. На дистанционный формат МГУ, как и многие другие вузы, перешёл с 17 марта.
Принципиально изменилось общение с преподавателями, рассказывает Кристина, теперь часть материала высылается студентам на почту, семинарские занятия проходят в форме групповых видеозвонков, а поточные лекции записывают на видео и выкладывают на специальный ресурс, где студенты могут их посмотреть.
– Из плюсов: не надо тратить время на дорогу. Я добираюсь до университета примерно за полтора часа. Это три часа в день. А время для студента очень дорого, особенно когда ты на выпускном курсе и нужно писать диплом, – поделилась Кристина Шумилина.
Из минусов отмечает не до конца продуманную организацию учебного процесса, связанную с оперативностью перехода на онлайн-формат. Например, нет единой платформы для общения студентов и преподавателей на семинарских занятиях.
– Некоторые семинары проходят на платформе Zoom. Там хорошее качество связи, но есть ограничение по времени (сорок минут на звонок), поэтому за занятие приходится подключаться к конференции по три раза. Испанским языком мы занимаемся в Skype. Там нет ограничений по времени, но связь при таком большом количестве участников хуже, – объяснила Кристина Шумилина.
Неудобство заключается и в отсутствии возможности задать преподавателю вопрос в режиме реального времени, как это можно сделать на лекции, хотя это частично компенсируется тем, что преподаватели всегда открыты к общению на почте или в социальных сетях.
– Конечно, очное обучение незаменимо, я так считаю. Самостоятельное изучение материала и лекция преподавателя – совершенно разные вещи. И то и другое важно в той или иной ситуации. И потом университет – это не только про учёбу, это ещё про общение, про социум, про «школу жизни», – считает Кристина Шумилина.
Максим Кирьянов учится на первом курсе Института иностранных языков Московского городского университета (ИИЯ МГПУ) на востоковеда, специализация – японский язык. Значительные изменения коснулись формата занятий и количества домашней работы.
– Плюс в том, что никуда не нужно ехать, тратя время и деньги. Но минусов, к сожалению, значительно больше: ущерб языковым занятиям; техническое оснащение у всех разное, из-за чего часто возникают проблемы; большая часть материала даётся на самоизучение, поэтому на домашнее задание уходит намного больше времени; увеличивается нагрузка, в том числе на зрение, потому что занимаешься за компьютером целый день, – рассказал Максим.
Труднее всего в таком формате для студента оказалось воспринимать материал пар по языку, потому что они требуют общения с преподавателем вживую. Легче стало выступать с презентациями и докладами, но с непривычки на подключение может уйти много времени.
– Это и не стандартный формат, и не самообучение с возможностью онлайн-консультаций, а что-то среднее: мы, с одной стороны, самостоятельно изучаем материал, с другой – присутствуем на онлайн-занятиях, – добавил Максим Кирьянов.
Дистанционное обучение продлится в российских вузах «до особого распоряжения».