В 2020 году в комплексном центре социального обслуживания и реабилитации «Реутовский» появилась новая педагог-психолог, специалист по реабилитационной работе – Светлана Владимировна Ляне. С её приходом не только получатели услуг центра, но и их близкие с увлечением осваивают лепку из пластилина, солёного теста, фольгопластику. Под руководством Ляне даже у самых юных скульпторов получаются настоящие шедевры. Часть из них можно было увидеть на итоговых выставках конкурсов работ прикладного искусства, посвящённых Новому году и Рождеству, которые развернулись в Музейно-выставочном центре Реутова и Молодёжном культурно-досуговом центре.
А вообще, как говорит Светлана Ляне, люди привыкли думать, что это они придают различную форму пластилину или любой другой пластичной массе, но по факту сама лепка во многом способна изменить человека. Речь не только о детях, о взрослых можно сказать то же самое, утверждает Светлана Владимировна, недаром же у многих народов легенды и мифы гласят о том, что первоначально Творец слепил человека из глины.
Но давайте сначала чуть ближе познакомимся с героиней этой статьи. Светлана Ляне имеет два высших образования. Первое – финансово-экономическое, полученное в Плехановской академии, второе Светлана Владимировна решила получить спустя много лет, осознанно выучившись ещё и на педагога-психолога. Решение сменить профессию возникло с появлением собственного ребёнка и с прицелом на воспитание внуков, призналась Ляне. Впрочем, не только поэтому.
– С самого детства я погружена в мир творчества, у нас вся семья творческо-педагогическая, – рассказывает Светлана Владимировна. – Есть такое понятие, как преемственность поколений. А у нас в семье уже четыре поколения педагогов. Моя мама, например, больше сорока лет посвятила работе с детьми, да и папа всё всегда делал для детей и ради них. Сразу после школы я, правда, решила попробовать себя в другой профессии, в которой у меня в итоге многое получилось, но душа и сердце уже в сознательном возрасте привели меня всё-таки к педагогике. Эта работа самая благодарная, я считаю, потому что ты видишь, как в ребёнке прорастают все те зёрна, которые ты в него вкладываешь. Муж меня в решении работать с детьми поддержал.
На вопрос, почему Ляне применяет именно лепку как инструмент в развитии детей и взрослых, педагог-психолог замечает:
– Многие сейчас думают, что на занятиях лепкой всё сводится лишь к работе с готовым пластилином. На самом деле люди на протяжении многих веков творят из земли и глины, из теста. Это и игрушки, и какие-то бытовые изделия, которые появились вместе с гончарным кругом… А ещё лепка – это развитие личности и самый осязаемый вид художественного творчества. Она способствует развитию воображения и мышления, тренирует мелкую моторику движений, помогает малышам учиться различать цвета и форму, а пожилым – сохранить и улучшить память. Когда человек лепит, у него активны оба полушария мозга, да и развитие мелкой моторики для любого взрослого не менее полезно, чем для ребёнка: молодость, как известно, живёт на кончиках наших пальцев. Лепка – это настолько глубокая тема, что говорить о её возможностях и пользе можно очень долго. Она, например, активизирует акупунктурные точки на наших ладонях, которые связаны со всеми органами человека. Словом, взрослым можно и нужно лепить вместе с детьми. И, кстати, я провожу не только детские занятия, но и семейные, всевозрастные. У меня есть собственная студия и собственные методики для этого.
К нашему разговору подключается исполняющий обязанности директора КЦСОР «Реутовский» Артём Савин. Он добавляет, что Светлана Владимировна участвовала во многих международных и российских творческих конкурсах, мероприятиях и проектах, таких как «Формула рукоделия», «Арт-индустрия», «Ладья», сотрудничает с издательствами, которые выпускают пособия и книги по рукоделию и для творческих педагогов. Некоторые её книжки, такие как «Пластилиновая сказка» и «Пластилиновые забавы», нередко служат руководством в работе с детьми у специалистов дошкольных и школьных учреждений.
А для тех, у кого этих книг нет, Артём Савин напомнил, что в Instagram (live_reutovsky_kcsor) специалисты центра проводят мастер-классы и уроки по разным творческим и оздоровительным направлениям в рамках проекта «Активное долголетие». И там у Светланы Владимировны уже масса поклонников. Занятия по лепке в прямом эфире Интернета она проводит по пятницам в 17 часов 30 минут, они выкладываются потом ещё и в записи. У каждой такой встречи как минимум тысяча просмотров.
– Кто один раз заглянул в нашу мастерскую лепки, тот её не покинет! – смеется Артём Константинович и поясняет, что Светлана Владимировна умеет увлечь разными техниками лепки кого угодно. Техник и материалов для этого действительно великое множество. На мастер-классах Ляне многие помимо пластилинографии уже научились ваять из фольги, воска, в смешанных техниках. Светлана Владимировна обещает на одном из послепраздничных занятий сюрприз: вместе с учениками мастер будет создавать нечто вкусное и красивое из теста – сувенирные пряники!
– Что касается «Активного долголетия», то, как показала практика, просто лепить из пластилина многим взрослым не очень интересно, – говорит Светлана Владимировна. – Но, если сделать уклон на традиции наших предков, на праздники, если за одним занятием в сотворчестве объединяются бабушки и дедушки, их дети, внуки и правнуки, то тут уже появляется живой и неподдельный интерес к мастер-классу. Когда мы очно проводили такие занятия, я заметила, что неизвестно кто кому помогает – бабушки и мамы детям или наоборот. Если ребёнок раньше ходил ко мне на занятия в центре, то в ста процентах именно он будет помогать бабушке, а если бабушке показать основные приёмы лепки со смыслом, то она совершенно точно научит им и своих внуков.
– Лепке со смыслом?
– Творчеству со смыслом, – уточняет Светлана Владимировна и поясняет: – Недавно мы с учениками отбирали работы на городские выставки «Символ года» и «Чудеса Рождества». Лучшие из них сделаны в сотворчестве детей и взрослых. Для меня особенно ценно, когда к творческой работе удаётся подключить сразу несколько поколений. Только сейчас у нас, к сожалению, всё меньше поводов, чтобы сесть и начать что-то делать всей семьёй. Новогодние объёмные игрушки из ваты, фольги, папье-маше, того же пластилина – чем не повод к такому сотворчеству? Поэтому для «Активного долголетия» я стараюсь выбирать именно такие празднично-прикладные темы занятий.
– Но, Светлана Владимировна, сейчас даже пластилин стоит немало, а такие материалы, как полимерная глина, и того дороже. Куда проще купить для творческих занятий цветные карандаши… Можно ли сделать увлечение лепкой доступным для всех?
– Можно. Такие приёмы я тоже показываю на наших мастер-классах. Кажется, что на большие поделки уходит больше килограмма пластилина, а на самом деле основу формы можно сделать и из фольги, рулон которой стоит пятьдесят рублей, и только поверх неё задействовать пластилин, – поделилась одним из секретов Светлана Ляне. – Есть ещё тесто, есть воск, масса других пластичных материалов. Работа с ними называется смешанной техникой, которую я очень люблю, как и творчество со смыслом, в котором мы касаемся народных традиций, истории праздников, обращаемся к нашим корням, как говорится.
В беседе со Светланой Владимировной выясняется, что самому младшему юному скульптору, который осваивает лепку под её руководством, всего лишь… год от роду. А ещё Ляне в центре соцобслуживания и реабилитации работает с ребятами, имеющими серьёзные ограниченные возможности здоровья. Как лепка может помочь им? И самое главное, как таких детей можно научить делать интересные и красивые поделки своими руками, ведь некоторые из них плохо разговаривают, не могут толком координировать свои движения?
– Надо просто начинать и лепить, а не задаваться вопросом, получится или не получится, – убеждена Ляне. – С самыми маленькими мы начинаем лепить не из готового пластилина, который для маленьких ладошек всё-таки жестковат, а из теста, которое я обычно делаю сама. Самое мягкое – заварное, консистенцию теста можно довести до уровня возможностей каждого ученика. Есть дети, например, которые ещё не могут так надавить ладошкой на пластилин, чтобы суметь скатать из него даже обычный шарик. Мы поэтому всё делаем постепенно. Там, где не получается, я работаю с детьми, что называется, рука в руку, показывая и направляя каждое движение. Тут важно доводить дело до результата. Сначала таким результатом может быть просто шарик или жгутик, а дальше – больше.
Светлана Владимировна заметила, что, будь то дети или взрослые, когда начинают что-то творить, но у них не очень получается, они могут быстро остыть к такому занятию, забросить его окончательно. Поэтому руку любого начинающего творца нужно вовремя направлять, садиться за работу вместе с ним, что-то исправлять и показывать, важно довести все усилия до приемлемого результата. В случае с лепкой это делается от формы к форме, от одного приёма работы с пластичным материалом к другому: учимся катать, защипывать, крутить, разламывать, заглаживать, сплющивать… И вместе всегда продуктивнее и интереснее!
Что получается в итоге? Методики Светланы Ляне нацелены на такой результат труда, который каждый её ученик искренне захочет показать другим, поделиться им, преподнести как подарок или отправить на выставку. Кстати, в кабинете Светланы Владимировны в солидном количестве уже представлены работы её учеников – в качестве наглядных пособий. Оказывается, пластилинография и та же фольгопластика могут быть настолько красивыми и в то же время сказочно простыми в исполнении, что освоить это искусство захочется любому. Напомним, начать приобщаться к лепке можно в любое время и в любом возрасте, посмотрев те же мастер-классы в аккаунте КЦСОР «Реутовский»: live_reutovsky_kcsor.
Зинаида Гейдельман