Музейно-выставочный центр Реутова приглашает на выставку работ реутовских художников «Живописная мозаика». На ней представлены 68 картин, которые создавались нашими земляками в советское время и сразу после него — на рубеже ХХ и ХХI веков, задолго до появления спецэффектов, широко использующихся сегодня в современном искусстве.
Наш корреспондент попросил научного сотрудника реутовского Музейно-выставочного центра Сергея Некрасова рассказать о творческом наследии авторов картин, составивших эту богатую экспозицию, многих из которых, к великому сожалению, уже нет с нами.
— В музейном фонде за многие годы скопилась достаточно большая коллекция работ реутовских художников — представителей старой, советской школы живописи. Эта школа разительно отличается от всего того, что называют сейчас современным искусством, — говорит Некрасов. — Авторов этих картин я бы назвал художниками-философами, художниками-мыслителями, людьми созерцательного порядка, умевшими увидеть вечность в самых простых вещах, их окружавших, и запечатлеть её на холсте или листе бумаги. В наше время таких живописцев уже почти не осталось.
Как рассказал Сергей Некрасов, многие из картин, представленных сегодня на выставке, пришлось тщательно реставрировать и оформлять, закупая багет, делая массу другой, почти ювелирной работы, чтобы хрупкие от времени холсты и бумажные листы акварели и графики приобрели презентабельный вид и новую публичную жизнь. Среди них есть, например, такие, которые написаны ещё в довоенные, 30-е годы прошлого века.
— Надо отдать должное нашему директору Антонине Степановне Кошкиной, которая находит ресурсы и уделяет самое серьёзное внимание работе с музейным фондом. Она прекрасно понимает, что творческое наследие талантливых земляков нужно обязательно показывать людям, а не просто хранить его в запасниках.
После этих слов Сергей Иванович по просьбе нашего корреспондента рассказал о форме, содержании и авторах «Живописной мозаики» немного подробнее.
— Работы, которые мы здесь собрали, имеют ту тайну и магию, которые невозможно оценить ни в лайках, ни в рейтингах, ни в деньгах. Это всё о другом, это о вечности, — поясняет Некрасов. — Сейчас вокруг нас очень много безобразного. Если правильно поставить ударение, то речь идёт о том, в чём нет образа, это именно искусство, а не творчество — то, что создаётся в угоду кому-то или ради сиюминутного развлечения. Самое неприятное, что таким искусством нередко пытаются подменить подлинное творчество, при том, что разница между ними колоссальная!
Постараюсь объяснить в чём она: искусство происходит от слов «искушать» и «искусственный», а в творчестве человек проявляется как творец. Всё дело в том, что в творчестве всегда есть место озарению, а не комбинаторике из всего того, что кем-то когда-то уже создавалось. Сейчас в этой комбинаторике искусственный интеллект способен перещеголять любого художника, но он создаёт лишь величайшие компиляции, не являясь при этом самостоятельной творческой единицей, способной проявить божественное и райские корни человека.
Говорить об этом я могу долго, но давайте всё же вернёмся к выставке. Открывают нашу экспозицию работы Евгения Соловьёва. Это живопись очень высокого уровня — красивая и гармоничная. В его натюрмортах, пейзажах и портретах есть и пластовский мазок, и рембрантовское свечение и, конечно, отражение внутреннего мира самого автора. Живопись Евгения Соловьёва я бы назвал крепким реализмом, который не надо путать с натурализмом. Художник доносит и передаёт нам в своих работах красоту той реальности, в которой он жил, которую любил. Она в людях, природе, его окружавших, даже в обычном чайнике или бублике, изображённых на одном из его натюрмортов. Евгений Сольвьёв мог увидеть целый космос в простых вещах, а это удел большого художника. То же самое можно сказать и о других авторах этой выставки. Заметьте, здесь нет картин, где изображены какие-то баталии или шествия, здесь представлена камерность жизни, всё то, что волновало этих людей, в чём отражается внутренний мир каждого из этих художников, который гораздо интереснее для нас с вами, чем любой мир внешний.
Переходя к графике Германа Плетнёва, чьи работы висят по-соседству с картинами Евгения Соловьёва, Некрасов замечает:
— Вы только взгляните на эти линии, на эту метафизику, на исчезающие в листе бумаги образы! Герман Плетнёв был настолько тонким и гениальным художником, что его работы — это своего рода дверь, через которую можно попасть в совершенно другое пространство. Каждого из нас художник приглашает к размышлению и сотворчеству, дав возможность увидеть и представить в его пространстве что-то своё, родное и близкое.
В следующем разделе экспозиции представлены работы Владимира Соловьёва. Некрасов уточнил, что он однофамилец, а не родственник ранее представленного Евгения Соловьёва. Владимир писал свои картины маслом и гуашью, делая это так, что если не знать имя автора, то можно подумать, что в фонд МВЦ Реутова удалось заполучить подлинники Ван Гога и Рембранта вместе взятых! На одном из своих полотен Владимир Соловьёв, например, изобразил небо, которое вполне реально мерцает, надо только посмотреть на его картину с разного расстояния. И натюрморты его можно сравнить с радостью настоящего пира, когда та же дыня на холсте выглядит так вкусно, что хочется попробовать хотя бы маленький кусочек...
Есть на этой выставке поразительные шедевры и других достаточно известных реутовских художников: Сергея Цыганова, Анатолия Ярославцева, Владимира Чернеги, Анатолия Талалаева, Фёдора Таланова, чьё творчество, казалось бы, уже хорошо знакомо реутовским ценителям живописи, но всё же преподносит свои сюрпризы. Приготовьтесь увидеть в рамках этой экспозиции нехарактерные для выше названных художников работы, авторство которых без подписи вы вряд ли определите.
В многообразии всей этой живописной мозаики присутствует многое из того, что просто нельзя передать словами, а можно только почувствовать. Это и ностальгия, и неземная грусть, и музыка... Слова про музыку — вовсе не метафора: некоторые образы на полотнах реутовских живописцев явно напоминают нотные партитуры, которые вот-вот зазвучат. Среди графики, которую, кстати, в наше время выставляют далеко не все выставочные площадки, вы найдёте и совершенно невероятные для чёрно-белого исполнения ритм и глубину, в которых можно увидеть совершенство природы и отпечатки судьбы не каких-то отдельных людей, а, если хотите, целого человечества.
История на выставке застыла в штрихах, красках и акварелях, она передаётся нам сквозь время на уровне ощущений, через мировосприятие авторов, их талант и мастерство, которые связывают прошлое с будущим. Изобразить и передать всё это другим людям без души и любви ни один искусственный интеллект пока не в состоянии!
Среди ярких работ на этой выставке есть также творения с автографом — П. В. Кучерь. Это картины довоенного и послевоенного периодов истории нашей страны. Цвета и бумага, кажется, впитали в себя трудности и надежды, с которыми люди жили в эти такие разные годы. К сожалению, об этом художнике, жившем в Реутове, имеется не так много информации, как хотелось бы, сообщает Некрасов. Известно, что он был архитектором, закончил Ленинградский институт. До войны, судя по его картинам, работал на заводе в Нижнем Тагиле, а в послевоенные годы — на новом градообразующем предприятии Владимира Челомея в Реутове.
— В каждой из его работ мы видим архитектурные мотивы, вертикали и горизонтали, которые связывают воедино разные плоскости. В его акварелях есть объём, он умело использует даже цвет бумаги, на которую мастерски кладёт слои красок, добиваясь эффекта невероятного свечения. Посмотрите: его работы действительно светятся! И это при том, что акварель, если ей неправильно пользоваться, способна убить и бумагу, и всё то, что попытались на ней нарисовать.
В завершение этой небольшой экскурсии по живописной мозаике творчества реутовских художников Сергей Некрасов подчеркнул, что экспозиция подобрана так, что в ней даже самый маленький этюд выглядит таким же значимым, как и картина на большом полотне.
— В каждой работе есть гармония и какая-то вневременная вибрация. Детям я бы порекомендовал эту выставку для воспитания хорошего художественного вкуса и чувства меры. Здесь можно научиться правильно строить композицию, развивать своё пространственное мышление. Те, кто сам рисует, могут подсмотреть на этой выставке стилистические возможности и технику каждого автора, картины сами подскажут, как правильно накладывать мазки, пользоваться карандашом, например, или той же акварелью… Ну, а взрослым на такие выставки нужно ходить хотя бы для того, чтобы душа могла расти и просто наслаждаться. Для неё качественная пища так же важна, как и для тела. Я бы сказал, что в экспозиции работ из нашего музейного фонда представлены образцы творчества самого высокого качества, то, чего в нынешней действительности многим из нас так не хватает. Эта выставка вобрала в себя следы и оттиски настоящих мастеров своего дела, которые жили и работали у нас, в городе Реутов, вдохновлялись простыми вещами. Взгляд на эти произведения поможет всем, кто их увидит, перелистать и свои внутренние страницы. Приходите на эту выставку обязательно!
Ждём вас со 2 по 27 февраля (кроме воскресений) в часы работы Музейно-выставочного центра.
Зинаида Гейдельман