Валерий Шустов приехал в Московскую область почти два года назад, когда в его регионе из-за безработицы стало жить совсем невмоготу. Но с приходом пандемии, которая случилась вскоре после его переезда, стало не намного лучше и на новом месте жительства. Лет ему было всего сорок пять, семьёй не обременён, поэтому в будущее Валерий всё-таки смотрел с энтузиазмом, планируя начать собственный бизнес. Однако с выбором дела он очень ошибся.
Когда на Подмосковье опускаются зимние холода, а в лобовые стёкла из-под колёс встречных машин летит ядовитая грязевая смесь, по обочинам крупных трасс активно идёт торговля «незамерзающей жидкостью». Товар пользуется популярностью, а потому выгода от этого предприятия весьма ощутима. Но незаконна.
Идея самому заняться торговлей «незамерзайкой» пришла Шустову внезапно. Однажды, когда он разговорился с соседом по съёмной квартире, которую делил с приезжим из Киргизии, тот поделился, чем зарабатывает на жизнь. Оказалось, что уже три года подряд он приезжает на зиму в Москву торговать незамерзающей жидкостью. Более того, успел почти всю мужскую часть своей многочисленной семьи переманить с этой целью с далёкой родины. «Один очень уважаемый человек развозит нас по «точкам». Там прямо с машины торгуем. Зимой холодно, мороз, товар идёт ой как хорошо!» – откровенничал сосед.
Такая несложная работа Валерию понравилась. Деньги, которые за неё платили, как будто тоже были неплохими. «А как бы и мне у вас тоже поработать?» – закинул удочку Шустов. Но бывалый собеседник поцокал языком и сказал, что пока работники не нужны и в ближайшее время вряд ли понадобятся. Опять же торгуют только «свои», проверенные, а чаще родственники.
Тут у Валерия стал такой огорчённый вид, что сосед всё-таки пообещал на следующий день узнать – вдруг кого подменить надо.
И действительно, так и получилось. Через пару дней одному из продавцов потребовалось срочно уехать на недельку. И Шустова под поручительство соседа взяли поработать.
...Погода была в самый раз для зимы: ветер, мороз, с неба то и дело сыплется снежная крупа. Рабочим местом для Валерия была подержанная «девятка», на которой его привезли и пообещали забрать вечером. Его задачей было выставить на крышу пятилитровые пластиковые ёмкости с пронзительно-синей жидкостью и ждать покупателя. На этикетке бутылей указан малоизвестный бренд. «Как «незамерзайка», не ядовитая?» – чисто для порядка поинтересовался новый продавец у «бригадира». «Почему ядовитый? Самый лучший!» – с сильным акцентом ответил тот и уехал на другой машине.
Свой первый рабочий день Шустов отстоял полностью. Было холодно и постоянно хотелось в туалет. Однако покупатели не переводились. А когда багажник с запасами «незамерзайки» опустел, он позвонил «бригадиру» – и привезли ещё.
Что характерно, качеством товара мало кто интересовался. В основном подъезжали, покупали и уезжали. К концу недели, когда стали уже появляться знакомые покупатели, Валерий понял почему. Оказывается, многие водители перемещаются по одному и тому же маршруту, «незамерзайку» на обочине покупают часто, так как она нужна постоянно, а тут вроде как удобно, по пути. И вопрос насчёт качества товара тоже снялся: была бы отрава – он бы первым об этом узнал. От постоянных покупателей.
И всё-таки однажды он натерпелся страха. К его «автоточке» подъехала полицейская машина. А так как Шустов догадывался, что вся эта торговля, скорее всего, идёт незаконно, то приготовился к неприятностям. Однако полицейские взяли у него бутыль с «незамерзайкой» и уехали. Вечером сосед прояснил ситуацию, сказал, что опасаться нечего, а если что, нужно звонить «бригадиру». Но вообще, мол, от кого надо разрешение на торговлю уже получено. «Кушать всем хочется!» – с широкой улыбкой подмигнул он.
Рассчитывались с Валерием в конце рабочего дня. Деньги он старался не тратить, откладывал. И когда неделя подмены подошла к концу, у него собралась вполне достойная сумма. Рассчитывать на то, что в скором времени его услуги понадобятся снова, он не стал. Надо было искать другую работу. Вот тогда-то Шустов и решил использовать накопленный опыт. Прежде всего купил «незамерзайку». Делалось это проще простого – через интернет, по объявлению.
Надо сказать, что жидкость для омывания автомобильного стекла в производстве настолько элементарна, что изготавливать её можно, теоретически, в любом подвале. Были бы компоненты. Достать их тоже несложно, к тому же они сравнительно недорогие. Поэтому подпольные цеха по производству «незамерзайки» – вещь нередкая. Но есть и один важный нюанс: подобная деятельность требует разрешения на государственном уровне, и свободная продажа готового продукта без получения такого разрешения невозможна. Так как в соответствии с Федеральным законом о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции производство «незамерзайки» подлежит лицензированию. Дело в том, что в производстве незамерзающей жидкости применяется спирт. А в Кодексе об административных правонарушениях есть и соответствующая статья – о незаконной продаже товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена.
Но, как говорится, кто не рискует, тот не пьёт шампанского. Ведь при оптовой покупке «незамерзайки» стоимость жидкости раза в три ниже, чем при её дальнейшей продаже в розницу. А с учётом сезонного спроса это просто золотое дно. Так рассудил и Валерий. Придя к такому выводу, на честно заработанные деньги он приобрёл двадцать бутылей со смесью, на собственной старенькой «ладе» привёз их домой и разместил в своей комнате. На следующий день запланировал выйти на самостоятельную торговлю, а вечером поделился планами с соседом. Тот, услышав о планах Шустова, сразу предупредил, чтобы не вздумал занимать «прикормленные» места в зоне интересов его «бригады». А то как бы неприятностей не было. Валерий согласился, что это резонно. И выбрал одну из улиц Реутова – второстепенную, но с постоянным движением транспорта. «Попробую, а там как пойдёт», – подумал он. Рано утром, загрузив в багажник половину товара, он отправился заниматься «бизнесом».
Такого изобилия покупателей, как на трассе, не было, но пару бутылей к обеду он всё-таки продал. Это было мало, очень мало… совсем не то, на что он рассчитывал. К тому же, как бы в доказательство того, что это «не его день», новой «точкой» заинтересовалась полиция. Патрульный автомобиль остановился неподалеку, из него не спеша вышел майор. «Торгуем? – лаконично поинтересовался он. – А лицензия на товар имеется?» И, услышав вполне ожидаемый отрицательный ответ, предложил Валерию пройти с ним для составления протокола.
Невезучему продавцу не оставалось ничего другого, как подчиниться. Однако майор направился не к служебному автомобилю, а в сторону стоявшего неподалеку кафе. «Там удобнее будет», – пояснил он. У Шустова затеплился лучик надежды: не иначе как майор намерен с ним «договориться». Но тому просто было холодно, да и в машине, на коленке, писать неудобно. В кафе полицейский занял свободный столик, разложил бумаги и занялся оформлением протокола. Шустов решил брать быка за рога. «Командир, договоримся, может быть?» – осторожно предложил он. «В смысле?» – не поднимая головы и продолжая заполнять графы документа, уточнил майор. Валерий достал из кармана всю свою наличность, двенадцать тысяч рублей. «Вы в курсе, что это уголовная статья?» – отвлёкся от бумаг полицейский. «Ну зачем сразу статья… – не отступал Шустов. – Просто деньги». Затем взял со столика меню, накрыл им купюры и пододвинул получившееся сооружение к майору. «Вот, это вам. А я поеду. Хорошо?» – и собрался встать. «Никуда вы не поедете! Оставайтесь на месте!» – жёстко скомандовал неподкупный майор внезапно побледневшему Валерию и вызвал коллег из отдела экономической безопасности и противодействия коррупции.
В дальнейшем Валерий в содеянном, конечно же, раскаялся, даже написал «явку с повинной». Однако избежать наказания ему не удалось: суд приговорил Шустова к выплате штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей – с рассрочкой выплаты по пять тысяч рублей в месяц с учётом его тяжёлого материального положения и отсутствия постоянного места работы. А двенадцать тысяч, которые фигурировали на суде в качестве вещественного доказательства, были обращены в доход государства. На этом собственный «бизнес» Валерия и закончился.
Имена и некоторые обстоятельства дела изменены. Редакция благодарит прокуратуру Реутова за предоставленные материалы.
Артём Людинов