Каникулы пролетели, на старте новый учебный год. С его началом родители стараются записать детей в кружки и секции. В Реутове их сотни: помимо профильных учреждений – музыкальных и спортшкол, домов детского творчества и культуры обычные школы Реутова тоже предоставляют на платной и бюджетной основе услуги дополнительного образования. Практически в каждой из них есть разноплановые спортивные, досуговые и творческие кружки, студии и секции, где ребята с пользой могут провести внеурочное время. Рассказываем об одной из таких студий в реутовской школе № 2, в которой уже три года мальчишки и девчонки из разных классов погружаются в удивительный мир программирования и робототехники.
В этом учебном году школа № 2 Реутова расширила набор на занятия по ряду направлений дополнительного образования. Среди них такие интересные дисциплины, как шахматная логика, компьютерное моделирование, волейбол, журналистика, а также кружки – «Удивительный танграм» – для любителей головоломок и «Город мастеров» – для ребят, которые хотят освоить различные жанры ручной работы и декоративно-прикладного искусства. На базе школы № 2, по словам директора учреждения Надежды Головиной, свыше 350 детей в новом учебном году охватят занятиями по сертифицированным общеразвивающим и досуговым программам и курсам дополнительного образования.
Небольшой ликбез
Во все кружки и студии на базе не только школ, но и детских садов записаться можно через сайт «Навигатор дополнительного образования Московской области» (
new.dop.mosreg.ru) и региональный портал «Госуслуги».
Сайт регионального «Навигатора» хорош тем, что на нём очень быстро с помощью специальных фильтров можно найти кружки и секции по направлениям – от спорта и рисования до экологии и музейного дела, узнать, на базе каких учреждений они организованы, и имя педагога дополнительного образования, а также прочитать краткое представление каждой программы занятий на выбор.
Обращаем ваше внимание на то, что есть возможность часть платных услуг дополнительного образования на базе школ оплачивать персонифицированным сертификатом, получить который через портал «Госуслуги» и сайт «Навигатора» родители могут на каждого своего ребёнка в возрасте от пяти до восемнадцати лет. Интересно, что система персонифицированных бюджетных сертификатов на общее дополнительное образование детей внедряется в Подмосковье уже третий год, муниципалитетов и образовательных организаций, подключившихся к ней, всё больше, но до сих пор не все родители о ней знают. Соответственно и не используют возможность оформить сертификат, который может частично компенсировать их расходы на общеразвивающие и досуговые направления платных дополнительных занятий с детьми.
Не надо только путать их с профессиональными направлениями обучения в профильных учреждениях, таких как, например, музыкальная школа. Заметим, что номиналы сертификатов на дополнительное образование рассчитаны на год, их постоянно увеличивают, но они не одинаковы в разных городах Подмосковья, поскольку средства на них закладываются из муниципальной казны. Ещё один нюанс: обналичить деньги по номиналу сертификата и потратить их на что-то, кроме кружков и секций, родители не могут: финансирование целевое. Смысл в том, что с поэтапным введением данной системы возможность посещать платные кружки и секции получат дети даже из тех семей, где каждая копейка на счету.
Уже сейчас на сайте «Навигатора дополнительного образования Московской области» не все, но многие организаторы платных кружков и секций прикрепили специальные значки – «Доступна оплата сертификатом». Они со своими программами и курсами занятий вошли в специальный реестр поставщиков платных образовательных услуг в региональной системе их развития и теперь могут получить финансирование не только от родителей занимающихся у них детей, но и за счёт бюджета. Сразу скажем, что запись в кружки и секции, в счёт оплаты которых принимаются сертификаты, идёт активнее, чем в остальные, свободные места в них пока ещё есть, но быстро заполняются желающими. Сориентироваться, где они ещё остались, опять же поможет сайт «Навигатора дополнительного образования Московской области», где нужная информация постоянно актуализируется и обновляется. На этом же портале можно найти все необходимые инструкции по получению и использованию именных сертификатов.
Хэнд-мейд с концептом марсохода
После небольшого отступления вернёмся к студии робототехники в школе № 2. Корреспондент «ПроРеутова» заглянула на одно из еженедельных занятий, познакомилась с педагогом Михаилом Ильяевым и его воспитанниками, осмотрела целый ряд разработок, которые ребята сконструировали и запрограммировали вместе с учителем.
Это, например, автоматический дезинфектор рук, который сделали из готовых деталей конструктора и подручных материалов пятиклассники Александр Михайлов и его тёзка, Александр Боков. А вот самоходный робот-манипулятор с дистанционным управлением, способный минимизировать «живые» контакты в разгар эпидемий, например. Этот робот на управляемой передвижной платформе может, в частности, доставлять в палаты пациентов еду или воду вместо медсестёр или санитаров. Для этой разработки школьникам пришлось самостоятельно сделать некоторые детали на 3d-принтере, а программирование позволило им управлять машиной на расстоянии и задавать функционал. Правда, пока этот самоходный робот-манипулятор дорабатывается.
Начинал реализацию этой идеи старшеклассник Никита Борисов, который сначала занимался робототехникой в школьном кружке, а потом перешёл на более профессиональный уровень в команде детского технопарка «Изобретариум». Дело Никиты, в данном случае доведение до ума самоходного манипулятора в школьной студии, продолжают сейчас другие мальчишки. Впрочем, среди воспитанников студии робототехники есть и девочки. Школьники занимаются робототехникой в нескольких возрастных группах. Самые маленькие начинают обучение, что называется, с азов.
– Я постарался выстроить некую систему занятий с ребятами разного возраста, – рассказывает Михаил Ильяев. – С младшими учениками мы начинаем занятия на базе LEGO-конструктора с самых простых роботов с упрощённым программированием. Воспитанники студии из средних классов тоже работают с LEGO-набором, но уже более сложным. В конце этого учебного года мы со средней группой планируем перейти на следующий уровень – станем создавать и запускать нашу робототехнику с помощью совсем другого языка программирования – скретча (от английского слова scratching – царапать).
По словам Михаила Львовича, особенность скретч-языка программирования в том, что с его помощью можно создавать визуальные анимированные элементы, которые можно запрограммировать и показывать их функционал на экране.
– Мне важно, чтобы ребята, взрослея, совершенствовались и знали не один язык программирования, а несколько. Ради этого придётся, конечно, посидеть дольше за теорией и компьютером, но зато потом будет интереснее на практике, – говорит педагог и поясняет, что знание скретча позволит ребятам самим создавать интерактивные игры, придумывать их сценарии и правила, а это учит мыслить творчески и рассуждать логически.
– А ещё я забыл сказать, что помимо простого и сложного LEGO-наборов школа закупила для студии робототехники более продвинутые конструкторы – Makeblock с деталями из алюминия, датчиками и исполнительными механизмами, а также новые 3d-принтеры. Оснащение студии робототехники обошлось в несколько сотен тысяч рублей.
– Больше четырёхсот тысяч рублей за несколько лет, – уточняет директор школы. – Деньги на это у нас появились за счёт платных дополнительных образовательных услуг, поднакопили и вложили в развитие направлений.
– А этот набор – жемчужина рабочей коллекции нашей студии, – говорит Михаил Львович, указывая на элементы, из которых в собранном виде и получился самоходный робот-манипулятор. – Многие нужные детали – вовсе не готовые решения, мы их продумывали сами и распечатывали на 3d-принтере. В этом конкретном образце пока нет программирования под все задачи, зато полностью готов сам корпус, и это хэнд-мейд, он во многом сделан по нашим чертежам. На этот корпус мы приделали экшн-камеру: передвигаясь, робот-манипулятор может снимать видео и передавать его в режиме реального времени по Bluetooth на компьютер, перед которым сидит человек с пультом дистанционного управления. Мы уже испытывали робота, дальность дистанционного управления с видеопередачей данных пока двадцать пять метров. Эту же разработку мы немного изменили и представляли её на Физическом марафоне «Шаг в науку» в Троицке: правда, робот-манипулятор использовался не для доставки, а растягивал пружину, словом, мы его успешно применяли для физических опытов. В том и весь смысл, что разработку можно модернизировать под самый разный функционал. На форуме, кстати, получили награду. Готовиться к нему нам помогала специалист из «НПО машиностроения» Анастасия Саввина. На будущее планируем использовать эту самоходную платформу в уличных условиях и хотим сделать её более автономной, установив на корпус солнечные батареи. То есть будем реализовывать концепт некоего марсохода или видеоохотника, который сможет, например, следить за жизнью птиц или животных, передавая нам картинку из труднодоступных для человека мест. А если вернуть на эту платформу манипулятор с «клешнями», то можно брать образцы, скажем, того же грунта, там, куда человека в целях безопасности лучше не допускать.
Пока мы с Михаилом Львовичем обсуждаем варианты применения одного робота, пятиклассник Олег Хуснутдинов собирает и старается запрограммировать часы с кукушкой из LEGO.
– Это будут часы с будильником, в которых с помощью пульта можно будет нажать кнопку – и выключить функцию кукуканья, – поясняет Олег цель своих стараний.
Ещё несколько мальчишек колдуют над роботом, который, по их задумке, сможет быть проводником, освещающим и показывающим путь в ночи человеку. Тут тоже есть место пульту управления, блютусу и гаджету, принимающему картинку.
– Идей много, – говорят ребята, посещающие студию уже не первый год. – А теперь у нас больше нового оборудования, выучим новые языки программирования – приходите к нам через несколько месяцев, покажем новые разработки!
В завершение ещё раз напомним про сайт «Навигатор дополнительного образования Московской области» и про бюджетные сертификаты, которые могут сделать доступнее самые разные платные кружки и секции в учреждениях образования муниципалитета.
Зинаида Гейдельман