В рамках Дней исторического и культурного наследия, которые проходили с 18 апреля по 31 мая, ученики 6 «А» и «В» классов городской школы № 4 вместе с учителем русского языка и литературы Ириной Кандаловой в разные дни побывали на экскурсии в главном музее национального искусства России – Государственной Третьяковской галерее.
Началось знакомство с зала древнерусского искусства. Его главная достопримечательность – икона Андрея Рублёва «Троица», единственное бесспорное произведение живописца. Она была написана для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры «в похвалу» Сергию Радонежскому.
Живопись первой половины 18 века была представлена ребятам работой Владимира Боровиковского «Портрет М. И. Лопухиной». В этом самом прославленном портрете кисти художника выразился идеал эпохи сентиментализма. Глядя на изображённую девушку, понимаешь, что картины – это не только искусство, но ещё и внутренний мир человека.
Картина Валентина Серова «Девочка с персиками» понравилась всем, как и «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина. По жанру картины эти совершенно разные – портрет и пейзаж, но их, наверное, объединяет тепло и доброта, исходящие от изображённого на этих полотнах. Ребята узнали, что «Девочка с персиками» (Веруша – дочь мецената Саввы Мамонтова) была написана Серовым в усадьбе Абрамцево, где им непременно посоветовала побывать экскурсовод и увидеть ту же обстановку, что на картине, а «Утро в сосновом лесу» написали два художника: Иван Шишкин и Константин Савицкий. Но для Третьякова было главным жизнь природы, леса, пробуждение нового дня, льющийся свет на верхушки сосен… Резвящиеся медвежата, изображённые Савицким, являются украшением картины и придают ей особое очарование.
Зал Виктора Васнецова наполнен многими сюжетами из сказок. Самая знаменитая картина – «Богатыри» с главными героями русских былин. На ней изображены Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович – защитники родной земли. Холмы с отлогими склонами как крепостная стена – намёк на неприступность границ земли Русской.
В зале, посвящённом художнику-маринисту Ивану Айвазовскому, внимание экскурсантов было приковано к двум картинам – «Чёрное море» и «Радуга». На вопрос экскурсовода, что дарит людям после крушения корабля радуга, ребята ответили: надежду на спасение. Она неожиданно появляется и также пропадает – идёт её борьба с бурей. Айвазовский представил радугу как некий знак победы и спасения. «Радугу» Третьяков считал жемчужиной русской живописи.
Особое внимание уделяется в залах Третьяковской галереи художникам Илье Репину и Василию Сурикову, чьи исторические жанры картин сопоставимы с полотнами итальянских мастеров Микеланджело и Рафаэля. Творчество Репина в зале было представлено рассказом о создании галереи портретов исторических лиц, в том числе увидели «Портрет П. М. Третьякова».
Одно из ярких полотен Сурикова – «Боярыня Морозова». По заснеженной Москве, в санях, закованную в кандалы, везут Морозову на допрос к царю Алексею Михайловичу… Нет, не отречётся она от старой веры, не признает нововведений патриарха Никона, умрёт голодной смертью в земляной яме как мученица за веру, стойкая, несгибаемая…
Большое впечатление на учащихся произвело и полотно Александра Иванова «Явление Христа народу». Этой картине он посвятил 20 лет своей жизни, выполнил большое количество эскизов. Действие происходит в пустыне, на берегу реки Иордан. Множество людей окружает Христа – здесь друзья и враги, ученики, последователи его учения, апостолы. К этой масштабной картине необходимо возвращаться на протяжении всей своей жизни.
Закончилось знакомство с шедеврами Третьяковки посещением зала Ивана Крамского, у его картины «Неизвестная». Кто она, эта незнакомка, гордо и неприступно восседающая в открытой коляске с видом на улицы Петербурга?.. До сих пор тайна личности героини остаётся неразгаданной.
Экскурсии в основное здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке вызвали большой интерес у ребят.
«Искусство должно давать счастье и радость», – сказал когда-то знаменитый русский живописец Василий Поленов. Возможно, этим и объясняется успех встречи школьников с картинами великих мастеров.
В течение полутора месяцев учащиеся школы № 4 посещали музеи Москвы и Подмосковья. Так, 8 класс «Ас (учитель русского языка и литературы Елена Малашенко) посетил Дом-музей М. Ю. Лермонтова на Малой Молчановке; 10 класс «А» (учитель физики Долина Николаевна) побывал в Московском планетарии, а группа учащихся съездила в гости к Чехову – в Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А. П. Чехова «Мелихово».
Наша справка
В Дни исторического и культурного наследия в столице были организованы сотни различных мероприятий, приуроченных к двум датам, — к Международному дню охраны памятников и исторических мест (18 апреля) и к Международному дню музеев (18 мая). Главная тема в этом году — «Эпохи московского наследия». Программа разделена на несколько блоков, которые иллюстрируют определённую эпоху: «Москва под сводами», «Москва дворцовая», «Москва усадебная», «Москва эклектично-модерновая», «Москва советская».
В этом году к акции также присоединились многие учебные заведения, которые располагаются в исторических зданиях: Московская сельскохозяйственная академия имени Тимирязева, Российский экономический университет имени Плеханова, «Высшая школа экономики» и другие. Научные сотрудники провели экскурсии по вузам и рассказали об архитектуре зданий.
Наталья Беспалова,
педагог дополнительного образования