После небольшого летнего перерыва депутаты представительного органа городского округа вернулись к практике проведения традиционных «часов администрации», чтобы в преддверии принятия важных решений по бюджету Реутова понимать, как исполняются муниципальные программы по ключевым направлениям и что требуется внести в них для исполнения в следующем году. Отчёт по началу отопительного сезона и о подготовке к зиме парламентариям представил заместитель главы администрации Реутова по вопросам ЖКХ и потребительского рынка Владимир Климов.
По его словам, к 15 сентября все 528 объектов города подключены к отоплению. В учреждениях здравоохранения, детских садах и школах, а также в других социальных объектах теплоснабжение включено 9 сентября, к 13 сентября батареи стали тёплыми и в большинстве из 380 многоквартирных домов Реутова за исключением 2% из них, которые вошли в отопительный сезон на два дня позже.
— В городском округе у нас восемь котельных мощностью почти 480 гигаколорий, 38 центральных тепловых пунктов, 273 тепловые камеры, теплосети протяжённостью 78, 4 километра, водопроводы протяжённостью 98, 7 километра, — сообщил Климов. — Особое внимание мы уделяем объектам образования, их готовность к отопительному сезону была обеспечена к 1августа, подготовка многоквартирных домов осуществлялась в соответствии с утверждённым графиком, на сегодняшний день паспорта готовности к отопительному сезону оформлены на все дома города. Проверка хода отопительного периода у нас осуществляется еженедельно по пятницам на заседаниях штаба ЖКХ.
Климов также доложил депутатам, что гидравлические испытания теплосетей были проведены в городе успешно и своевременно, все котельные обеспечены двумя независимыми источниками энергии, также пополнены запасы материалов и средств для аварийно-восстановительных работ и проведена полная ревизия систем автоматики и диспетчеризации. За счёт последней в режиме реального времени осуществляется контроль режимов работы теплоэнергетических объектов — котлов и вспомогательного оборудования котельных, центральных и индивидуальных теплопунктов. Благодаря этому происходит оперативное реагирование на внештатные и аварийные ситуации. В настоящее время в Реутове, по словам Климова, диспетчеризированы все котельные, все 38 ЦТП и 112 ИТП-потребителей.
Отдельной темой доклада Владимира Климова по настоянию депутатов стал вопрос доначислений платы за отопление в ряде многоквартирных домов по итогам прошлого отопительного сезона. К парламентариям было немало обращений жителей по данной проблеме. Почему такие начисления происходят, что сделано, чтобы подобных «сюрпризов» в платёжках горожан по итогам начавшегося отопительного сезона было как можно меньше? Председатель Совета депутатов Сергей Епифанов подчеркнул, что для многих жителей из числа людей старшего поколения такие доначисления стали неприятной неожиданностью.
— Есть причины объективного характера, — пояснил Климов. — К примеру, в 2020 году отопительный период начался 22 сентября, в 2021 году — 15 сентября, а в этом году — 13 сентября. То есть дата начала сезона, как и даты его окончания, сдвигаются. В 2020 году отопительный период мы закончили 10 мая, а в 2021 году — 13 мая. Что будет в этом году, я не знаю. Но, как вы видите, иногда медленно, но верно растёт длительность отопительного сезона. Это одна из причин доначислений, а вторая — у нас совершенно разные по температуре бывают зимы: прошлая зима, например, отличалась от предыдущей. Плату за отопление в начале сезона по 354 постановлению мы рассчитываем исходя из показателей прошлого года. Сейчас, например, люди в своих квитанциях будут получать средние показания за предыдущий год. Грубо говоря, если зима будет такая же, то никаких доначислений жители не получат, а если она будет холоднее или другие изменятся показатели, то мы вынуждены будем делать перерасчёт.
Климов отметил, что по итогам прошлого отопительного сезона из 380 домов доначисления были произведены по 86 домам.
— Остальным либо не было таких доначислений, либо был возврат переплаченных средств жителям. Мы вернули людям порядка 100 миллионов рублей с учётом того, что они платили по средним показателям, но в итоге фактическое потребление ресурсов в их домах оказалось меньшим.
На показатели энергосбережения в доме влияют очень многие факторы — от поведения самих жильцов до нюансов, которые возникли ещё при строительстве домов или ввиду их конструктивных особенностей. Например, в панельном доме, построенном несколько десятилетий назад, теплосбережение, как правило, будет ниже, чем в кирпичном или в новостройке.
— Во-первых, все дома разные. Мы были, например, недавно на Комсомольской, 23, и сами жители нам рассказали, что зимой в их подъездах бывают закрыты не все окна, — отметил Климов. — То есть иногда люди сами не берегут тепловой контур, не утепляют окна в квартирах, открывают их в подъездах, отапливая тем самым улицу…
Делается всё зависящее от управляющих и ресурсоснабжающих организаций для сокращения теплопотерь в домах. Это и утепление контуров зданий, и утепление трубопроводов, и замена в ходе текущих ремонтов дверей и окон в подъездах, текущий ремонт межпанельных швов… Для радикального же улучшения теплосбережения необходимо включение домов в региональную программу капитального ремонта, а это возможно лишь поэтапно: нельзя в одну краткосрочную программу внести все проблемные дома сразу.
Депутаты полагают, что нужно ещё раз подойти к вопросу определения, какие из домов нуждаются в капитальном ремонте в первоочередном порядке. А там, где такого ремонта придётся ждать несколько лет, важно проявлять активность самим жителям, представителям ассоциации председателей Советов многоквартирных домов, действуя совместно с управляющими компаниями.
Также важно, чтобы показания счётчиков тепла снимались не один раз по итогам отоплительного сезона, а с периодичностью раз в месяц или хотя бы в квартал. Разность показателей позволит понимать, насколько существенны теплопотери в каждом конкретном проблемном доме, и по возможности оперативно на них реагировать. Старшие по домам и подъездам могли бы существенно помочь в данном вопросе. Депутаты готовы поддержать и актуализировать этот подход во время своих встреч с населением.
По словам Климова, на сайте администрации в скором будущем опубликуют список домов, которые вошли в программу капитального ремонта домов, рассчитанную на ближайшие три года.
Добавим также, что в процессе запуска отопления жителям необходимо своевременно обращаться в свои управляющие компании и в Единую диспетчерскую службу, если что-то пошло не так. В ряде квартир, например, на батареях стоят краны, регулирующие подачу тепла, которая может сказаться на других квартирах по стояку. Словом, нужно проявлять активность и самим жителям: воздушные пробки сами о себе в управляющие компании, к сожалению, сообщить не могут.
Напомним, что помимо обращения в УК в этом вопросе может помочь телефон ЕДС Реутова: +7 (495) 777-6-000. Кроме этого в регионе заработала областная горячая линия по вопросам отопления: 8 (499) 455-54-15. Также создана карта коммунальных услуг многоквартирных домов Московской области. На ней можно увидеть, когда отопительный сезон стартовал или завершился в конкретном доме каждого муниципалитета Подмосковья.
В ходе следующих ближайших заседаний Совета депутатов Реутова состоятся «часы администрации» по исполнению муниципальных программ поддержки предпринимательства, а также по темам развития образования и спорта в городском округе.
Зинаида Гейдельман