Любой собственник хочет, чтобы его двор не превращался в бесплатную парковку машин и грузовых газелей со всего района. И решение здесь довольно простое — установить шлагбаум. Простое только на первый взгляд. Своим опытом поделился руководитель реутовского отделения Ассоциации председателей Советов многоквартирных домов Московской области Юрий Подымахин.
Итак, решение принято — шлагбауму быть. С чего начать? Прежде всего, нужно создать инициативную группу. Пусть это будет даже два-пять человек, но реальные, и эти люди должны поддерживать друг друга и не перекладывать ответственность. Инициативная группа должна быть единым целым.
Затем необходимо сделать предварительный план мест установки шлагбаумов и обратиться с ним в администрацию муниципального образования, чтобы уточнить, нет ли принципиальных препятствий и возражений против установки. Если нет, то начинаем действовать.
Как правило, в каждом городе уже есть нормативный документ, регламентирующий установку ограждающих устройств, в том числе и шлагбаумов. Его необходимо изучить и выполнить все указанные в документе пункты. Самым главным является проведение общего собрания собственников дома. Получить согласование у теплосети водоканала, пожарного надзора, газовой службы обычно не вызывает проблем. Основное условие от них — шлагбаум не должен располагаться на коммуникациях и ближе, чем на расстоянии одного-трёх метров от них, в зависимости от нормативов.
Для пожарной службы основное — это проезд не менее 4, 2 метра. Также необходимо определиться, кто будет открывать этим службам шлагбаум. В домах, где нет консьержей, можно заключить отдельный договор с фирмой-установщиком на диспетчеризацию, но это дополнительные ежемесячные денежные средства.
Следующий момент: кто будет оплачивать установку шлагбаум? Надо понимать, что парковочных мест у дома всем не хватит и обычно шлагбаум ставят, чтобы ограничить транзитный проезд и стоянку чужих машин.
— В нашем случае во дворе дома был единственный пешеходный вход в школу, но, тем не менее, машинопоток во дворе был в течение всего дня, в том числе и с пробками, потому что «чужаки» часто оставляли машину «на 5 минут» абы как, и другие потом не могли из-за них проехать. И это несмотря на то, что у нас во дворе уже было организовано одностороннее движение с установкой знаков. Но залётные на них часто не обращали внимания, — рассказывает Юрий Подымахин.
Важно понимать, что за установку шлагбаума платить будут все, а не только те, у кого есть машины. Потому что ограничение проезда транзита — это благо для всех, а не только для владельцев авто. Пользоваться шлагбаумом будут все, потому что у пенсионеров есть дети и внуки на машинах, потому что к кому-то приезжают друзья, родственники, доставка еды, техники и т. д. И это ключевой момент — платят все и пользуются все. Далее необходимо определиться, как брать деньги за обслуживание шлагбаума. Самое оптимальное — через платёжку, никаких наличных. Тогда принцип «платят все» выполним.
Какой размер взноса? С квадратного метра общей площади или с квартиры.
— Например, у нас в год установки шлагбаума была экономия по отоплению, поэтому и предложили брать с квадратного метра, потому что за отопление возвращается с квадратного метра. А вот ежемесячный платёж сначала был с квадратного метра, а потом приняли решение брать одинаково с каждой квартиры, как за домофон. И мнения тут у всех разные. Некоторые считают: у кого больше квартира, тот и должен платить больше. В пользу этого другие приводят положение о том, что после установки шлагбаум входит в общее имущество, которое оплачивается исходя из квадратных метров, а значит и платить надо за «квадрат». В любом случае, это надо обсудить и решить до собрания, либо на самом собрании вынести на голосование несколько вариантов. За какой большинство проголосует, тот и выбрать, — продолжает Подымахин.
В настоящий момент используют два вида шлагбаумов — откидной и выкатной антивандальный. Второй вариант дороже, но оптимальнее. Первый обычно ломают в день установки. Также необходима видеокамера для фиксации проезда и нарушений.
Следующий принципиальный момент — способ открытия.
— Мы отвергли самый распространённый — брелоки. Они легко копируются и через некоторое время могут оказаться в соседних домах. Мы выбрали открытие через телефон. Номер жителя вносится в базу, и для проезда он звонит на номер шлагбаума. Если номер звонящего в базе, то шлагбаум открывается. В данном случае недобросовестные соседи тоже могут открыть для друзей через телефон проезд к дому для парковки, но такая вероятность в разы меньше, потому что открывать друзьям каждый раз по звонку надоедает. Желательно определиться, сколько номеров можно подавать от квартиры, и это тоже непростое решение. Мы подумали, что пусть это будет на совести жителей, ведь запуская для парковки друзей или родных, они тем самым не оставляют мест для собственной парковки, — рассказывает Юрий Подымахин.
Цены на установку шлагбаумов везде примерно одинаковые. Лучше выбирать из тех, кто работает в городе и о которых есть отзывы. В этом случае дешевле почти всегда не значит лучше. Но коммерческие предложения лучше иметь от нескольких фирм, потому что в любом случае «бдительные» соседи вас обвинят в сговоре в предлагаемой вами фирмой.
Один из наиболее сложных вариантов — это установка шлагбаума на несколько домов. И тогда надо проводить собрание в каждом доме. Поэтому самое лучшее — это тупиковый двор либо одна дорога у дома. Но такое бывает в современных условиях редко.
Готовясь к общему собранию собственников, надо помнить, что на вас однозначно будут заявления в прокуратуру, ГЖИ, полицию, администрацию и т.д. И не один раз. Поэтому необходимо соблюдать законодательство и исключать любые промашки, которые спровоцируют обвинения в несоблюдении закона. Но они всё равно будут, потому что тот, кто жалуется, обычно руководствуется личным мнением и желанием не платить.
— У нас было несколько очных собраний, первое — информационное, — продолжает Юрий. — На него приглашаются жители дома, и озвучивается, что создана инициативная группа, которая предлагает установить шлагбаум. Указываются предварительные места установки, сколько это будет стоить, кто этим будет заниматься и какие предложения от жителей, какие вопросы включить в повестку, кто хочет войти в счётную комиссию и т. д. Данное собрание — это как камень, брошенный в воду, — от него пойдут круги, и когда будет уведомление об основном собрании, то придёт больше жителей.
Основное собрание следует проводить в очно-заочной форме. Уведомления о собрании следует при размещении на стенде сразу фотографировать и вешать не одному, а при свидетелях. Этим фиксируется факт надлежащего уведомления о собрании. Впоследствии эти фото (уведомление на стенде) прикладываются к основному протоколу. На каждый подъезд своё фото.
На очную часть приглашаются не только жители голосующего дома, но и, если частью дороги пользуются жители других домов постоянно или изредка, то и их. Всех пришедших на очную часть фиксировать по каждому дому отдельно, общие фото собрания тоже не помешают. Так можно избежать части жалоб от соседних домов, что они были не в курсе, либо они наоборот захотят к вам присоединиться, и тогда стоимость установки шлагбаумов может уменьшиться. Ещё раз: если на общей территории устанавливается один шлагбаум, то собрание проводится в каждом доме отдельно. На очной части следует ещё раз рассказать, почему планируется поставить шлагбаум, сколько это будет стоить, как им пользоваться, кто за это будет платить, как будет проезжать скорая, такси и прочий спецтранспорт и доставка.
Возражения о том, что у пенсионеров, многодетных, малоимущих и т.п. нет денег и платить должны только те, у кого есть машина, опровергаются сразу, как только будет установлен шлагбаум. По законодательству каждый житель имеет право подъехать к дому на машине независимо от того, платил он или нет за шлагбаум. И по факту чаще оказывается так, что кто больше всех кричит, что у него нет денег, всё незаконно и он будет жаловаться, те впоследствии приносят документы для проезда к дому на несколько машин. Но ещё раз: кто и сколько платит за установку и обслуживание шлагбаумов должно решаться на общем собрании. Нередки случаи, когда в доме действительно проживают люди, которые едва сводят концы с концами. Таких обычно все знают, и можно с уверенностью сказать, что мир не без добрых людей (другие соседи по собственной инициативе за них оплачивают и не афишируют это, помогая людям в сложных ситуациях).
В бюллетень для голосования следует включить пустые строки для предложений, а также место, где жители укажут свои телефоны для включения в базу в случае принятия положительного решения. Это важно. Потому что бюллетень является официальным документом, который фактически подтверждает личность его заполнившего. Впоследствии, чтобы избежать попадания в базу случайных людей, следует обратиться в управляющую компанию, чтобы они принимали от жителей заявления с просьбой внести их телефоны в базу дома и желательно номера машин только при предоставлении документов о собственности квартиры или найма. Это также поможет избежать обвинений, что инициативная группа торгует местами и номерами для стоянки во дворе.
О кворуме. В ЖК РФ говорится о том, что собственники могут принимать решение об использовании участка при 2/3 голосов от всех собственников дома. Но часто так бывает, что шлагбаумы устанавливаются не у торца дома, а на расстоянии от него, и чем больше это расстояние, тем больше машин сможет уместиться на внутридворовом проезде. Поскольку обычно это место находится на муниципальной земле, то и разрешение на её использование даёт муниципалитет. Значит и кворум для принятия решения как у обычного собрания: 50+1.
Подведение итогов следует проводить в помещении управляющей компании и пригласить всех несогласных и обвинителей в «незаконности собрания». Показать всем бюллетени, позволить их посмотреть, полистать, но предварительно всё отсканировать, поскольку возможную порчу бюллетеней (разрыв или уничтожение другим способом) от противников даже при подсчёте не следует исключать.
К общему протоколу следует также прикладывать и листы с подписями жителей о вручении бюллетеней, если собрание проходит не в электронном виде. Если даже в электронном, то часть бюллетеней всё равно заполняется в бумажном виде. Скан всего протокола со всеми приложениями в обязательном порядке отправляется в управляющую компанию и далее в ГЖИ. Часто подлинники бюллетеней инициаторы оставляют у себя для доказательств в случае возможных обращений противников в суд.
Весь пакет документов вместе с протоколом общего собрания собственников, разрешениями от коммунальных служб отдаётся в администрацию для принятия решения.
Если вы прошли все этапы и установили шлагбаумы, будьте готовы к тому, что на вас будут и дальше жаловаться во все инстанции, даже если за шлагбаум 99,99 % жителей дома. Беря на себя инициативу установки шлагбаума, помните, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Хороших людей больше, и прав тот, кто делает, а не только говорит. Каждому мил не будешь.
В добрый путь!