В этом году на областном уровне Реутов вновь прозвучал как город, где работают очень сильные и творческие педагоги: учитель истории, обществознания и ещё нескольких предметов реутовской школы № 5 Ольга Монаенкова стала призёром конкурса «Учитель Года Подмосковья — 2022».
Примечательно, что у Ольги Юрьевны в этом году многое происходит под знаком «5» (отличная оценка и малая юбилейная дата). Именно 5 лет назад она с отличием окончила Южный федеральный университет, сразу после этого приехала в Реутов и устроилась работать в школу № 5, где к сегодняшнему дню проработала 5 полных лет. Казалось бы, немного, но столько всего интересного уже произошло на её профессиональном пути…
— Происходит и, надеюсь, будет происходить, — с улыбкой поправляет думающего вслух корреспондента нашей газеты Ольга Юрьевна.
С этого и началось интервью с ней.
— Вы учитель истории и обществознания. Правильно?
— И истории, и обществознания, и экономики и права. Параллельно с этим я — заместитель директора школы по воспитательной работе и классный руководитель 10-го класса.
— Расскажите о конкурсе «Учитель Года».
— В прошлом году я выиграла его первый, муниципальный, этап, проходивший у нас в Реутове. В апреле этого года был основной, уже региональный, по итогам которого я вошла в пятёрку лидеров, а совсем недавно, в сентябре, меня и остальных лауреатов конкурса пригласили на финальную встречу с министром образования Московской области Ильёй Бронштейном.
На этой встрече и определили сильнейшего среди нас — учителя из Пушкинского городского округа. Его имя мы узнали только перед Днём учителя, в октябре. Кстати, так получилось, что «Учитель Года» — не первый конкурс в моей карьере. На втором году своей работы учителем я уже участвовала в региональном конкурсе «Педагогический дебют» и с первой попытки стала его победителем. Тогда и решила: как только отработаю необходимый трёхлетний стаж для большого учительского конкурса, обязательно попробую свои силы в нём тоже.
— Получается, важно пробовать себя? Это сложно, когда за спиной нет десятилетий работы в профессии, в самом начале карьеры.
— Пробовать важно всегда! Дело не в стаже, а в понимании, что любой конкурс — это школа, а я всегда любила учиться.
— Поэтому и решили стать педагогом?
— Я не из учительской семьи, педагогических корней у меня нет. Стать учителем решила потому, что очень любила свою школу. Считаю, что меня как личность сформировала именно она и, конечно, мои учителя, которых я уважала с детства. Это и вдохновило на выбор профессии. Хочу делать то же, что умели делать мои учителя, но уже со своими учениками.
— Говорят, Ваши уроки не совсем обычные. В чём их секрет?
— Секретов никаких нет, есть определённая методика, по которой я работаю. Она достаточно сложная; её основы я узнала, когда училась в институте. Если кратко, главный принцип этой методики в том, чтобы при изучении материала затронуть эмоции и души ребят, заставить их прочувствовать всё то, что мы проходим. На помощь здесь приходят стихи, которые я сочиняю, а также музыка, личные истории и примеры. Я всегда стараюсь показать, что любая тема урока — не просто слова, а реальная жизнь.
— А на конкурсе Ваш урок был по какой теме?
— О тыле в годы Великой Отечественной войны. Весь урок мы слушали военные песни, которые звучали фоном, ещё я читала стихотворение о тружениках тыла, которое сама написала, и дневники людей, переживших то время. Словом, реальные события и эмоции были символами этого урока, а также его сопровождали отрывки из фильмов и картины. Я часто всё это использую на своих занятиях.
— Помимо них, наверняка, есть и внеурочная деятельность с учениками?
— Конечно, у меня же есть классное руководство… Своих ребят я воспитываю с пятого класса, сейчас они уже десятиклассники, взрослые люди, ставшие для меня главной поддержкой и опорой в школе. С ними мы проводим очень много времени и вне школы. Например, на последних каникулах всем классом посетили сразу два мероприятия. На первом от души повеселились — это был лазертаг, а вторым стала экскурсия в музей нашего «НПО машиностроения». Нам очень нравится совмещать полезное с приятным, мы постоянно куда-то идём или едем вместе.
Конечно, мы бывали во многих знаковых местах нашего Подмосковья: в Музее Зои Космодемьянской и в парке «Патриот»; часто выбираемся на экскурсии в Москву, а ещё играем в квесты, ходим вместе в кино.
Я считаю, что на каникулах важно отдыхать, а не перегружать себя и других серьёзной информацией. Поэтому нередко мы направляемся не только на серьёзные экскурсии, например по историческим местам, но и на весёлые развлечения. Мне кажется, что мы с классом уже объездили всё, что можно в столичном регионе, поэтому в планах на оставшийся год у нас выезды в более дальние путешествия, например в Санкт-Петербург. Надеюсь, всё сложится, и мы туда доберёмся.
— Ольга Юрьевна, давайте вернёмся к теме ваших конкурсных выступлений. Бывает, что педагогов назначают на участие в конкурсе без их особого желания. В таких случаях есть шансы на победу?
— Для успеха, конечно, очень важно, чтобы человек сам хотел проявить себя. Мой конкурсный путь выстраивался именно по моим целям. В то же время не секрет, что во многих педагогических сообществах учителям против их воли могут заявить: «Надо поучаствовать!». С нашим Управлением образования и Учебно-методическим центром мы эту проблему тоже обсуждали и пришли к мнению, что в конкурсах важнее не количество, а качество участников, а оно всё-таки зависит от желания.
— После успеха на конкурсе уже спросили, не желаете ли Вы сделать ещё что-то, например для других учителей?
— Я согласилась быть наставником для тех, кто решит попробовать себя в конкурсах впервые. У меня есть, чем поделиться с молодыми учителями, например своими материалами и опытом, который я получила в ходе конкурса. Мне искренне хочется, чтобы в нашем городе молодые педагоги чувствовали поддержку своих коллег. Именно она стимулирует многих остаться в Реутове.
В нашей школе, например, уже сложилась своего рода конкурсная команда, которая помогает нашим кандидатам-участникам готовиться к самым разным конкурсным выступлениям.
Знаете, что самое страшное в любом конкурсе? Остаться одному! Если конкурсантов станут больше поддерживать и коллеги, и администрация города, я уверена, люди сами захотят идти вперёд и будут заявляться на тот или иной конкурс. Поэтому хочу сейчас, через газету, обратиться к администрациям всех школ в нашем городе: поддерживайте своих участников, даже если они не окажутся в числе самых лучших! К слову, перед последним областным конкурсным этапом я, помимо поддержки от своей школы, чувствовала колоссальную помощь от нашего Управления образования и его учебно-методического центра, где многие за меня переживали, особенно начальник управления Иван Сергеевич Гетман. В сентябре он лично сопровождал меня в финале, подбадривал, давал советы.
— Это придаёт силы?
— Скорее, придаёт больше веры в себя — ты чувствуешь, что за тобой целая команда! А ещё в течение тех лет, что я работаю в Реутове, я стала замечать, что конкурсное движение среди педагогов оживилось. Сегодня интерес к нему стали проявлять всё больше учителей, и молодых в том числе.
— А что, кроме морального удовлетворения, приносит победа или призовое место участникам таких профессиональных соревнований?
— Участие в любом конкурсе имеет, конечно, свои плюсы и минусы. Из минусов в первую очередь назову колоссальное эмоциональное напряжение. Кроме того, на время ты выбиваешься из своего привычного рабочего ритма — я это называю «потерей ключа от своего кабинета», ведь подготовка к конкурсу занимает достаточно много времени. Но плюсов гораздо больше! Все минусы нивелируют полученные на конкурсах опыт и знакомство с огромным количеством людей, в городе и за его пределами. Кроме этого, участвовать и побеждать в конкурсах мотивирует хорошая финансовая составляющая: за успешные выступления выделяются премии как от города, так и от региона. А ещё благодаря участию в региональных этапах я получила новые перспективы, став членом клуба «Педагог Года Подмосковья». Он даёт возможность чаще участвовать в самых разных мероприятиях областного масштаба.
— А какие-то уже удовлетворённые профессиональные амбиции в Ваш список плюсов попали?
— Да! Конкурсы дали мне шанс завязать знакомство в самых разных кругах нашего города и области. К моему мнению многие сейчас прислушиваются и нередко разделяют его. Получается, что для любого педагога участие в конкурсах может стать хорошим стартом к его профессиональным целям и росту. Самое главное, что сейчас дороги к этому открыты для всех, было бы желание!
— Последний вопрос о ваших планах…
— Мне очень хочется выйти на новый уровень, чтобы работать не только на свою школу, но и на город. С Иваном Сергеевичем Гетманом мы уже определили направления, где я смогу принести максимальную пользу. Это олимпиадное движение и поддержка молодых учителей. Я и сама этого хочу, и сейчас мне дали все возможности развиваться в этой сфере. Думаю, это только начало большого и интересного пути. К тому же считаю, что хороший учитель — профессия очень творческая: нужно простым языком научить других сложным вещам. Есть масса самых разных способов это сделать, буду стараться осваивать новые!
Зинаида Гейдельман