Прежде всего нужно заметить, пусть и кратко, что Федеральный закон об образовании предусматривает возможность обучения детей не в школах, а в семьях, тем способом, который родители школьников создадут или выберут для этого сами.
Важно только, чтобы по итогам этого обучения ребята успешно могли выдержать аттестацию (проверку знаний), такую же, что проходят и все остальные школьники. Уточним, что подобная аттестация проводится строго в соответствии с государственными стандартами образования как в школах, так и дистанционно, в официальных специальных центрах образования.
А у нас семейный класс!
В Реутове уже немало «семейников» вместо школы идут на занятия в библиотеки. Идея создания первого семейного библиотечного класса родилась в нашем городе ещё в 2015 году, с организации детской «Литературной гостиной» в библиотеке на улице Некрасова. Если вы думаете, что этот проект вели сотрудники библиотеки, ошибаетесь: инициативу взяли в свои руки две мамы совсем юных на тот момент читателей — Ирина Бубнова и Мария Гладких.
По словам заведующей библиотекой Светланы Рязанцевой, всё было примерно так:
— Они пришли и спросили: «А есть ли у нас в библиотеке какие-то занятия для дошкольников?». — Я сказала: «Есть!». — Они поинтересовались: «Кто их ведёт?». — Я им честно ответила, что такие занятия возможны лишь в том случае, если они сами захотят их организовать и проводить для своих детей.
Желание и силы у инициативных мам на это нашлись — ведь делали они этот проект для своих же детей. И получился он таким творческим и интересным, что к нему вскоре подключились другие родители со своими детьми.
Сначала они вместе читали в библиотеке книжки, ставили спектакли по сказкам, а потом встал вопрос о совместной подготовке ребят к школе. Так в библиошколе сначала появился нулевой класс, а дальше — первый, второй, третий…
Сегодня несколько ребят из того, самого первого, семейного класса уже 6 лет изучают предметы общешкольной программы на регулярных занятиях в библиотеке, не посещая обычную школу. И они вполне успешно сдают аттестацию.
А вслед за «первенцем» семейного образования в библиотеках Реутова появились и другие такие же классы. Сегодня среди них есть почти все параллели, с нулевого до шестого класса включительно. Кто-то из первых учеников-«семейников», проучившись в альтернативном формате несколько лет, переходит в обычные школы, а кто-то, наоборот, стремится попасть в семейные классы.
Сейчас в самом старшем, шестом семейном классе Реутова, 10 учеников. Это ребята из нашего города и из соседних Москвы и Балашихи. В семейном классе осталась пара свободных мест — одна из ключевых особенностей данной формы обучения заключается в том, что дети учатся в группах, в которых не более 12 человек.
Родители утверждают, что в таких небольших коллективах подход учителей к каждому ребёнку практически индивидуальный, кроме того, для качественного обучения ребят их папы и мамы сообща привлекают только тех педагогов, которых отбирают и нанимают сами. Кстати, и среди родителей есть люди с первым или вторым педагогическим образованием, поэтому по ряду предметов они берут на себя не только организацию обучения, но и сам учебный процесс.
Что касается библиотек, учиться «семейники» могут и дома или где-то ещё, поэтому библиотеки — это, скорее, удобные муниципальные площадки для подобных социальных проектов. И возможности не в ущерб основной деятельности для этого у городских библиотек тоже есть — «семейники» учатся в первой половине дня, когда обычных посетителей в библиотечных учреждениях немного.
— Мы учимся, как и обычные школьники, ежедневно, по пятидневке — с 9 до 14 часов, — говорит организатор одного из семейных классов Реутова Наталия Дубнянская.
Её корреспондент нашей газеты отвлекла от последних приготовлений к началу учебного года у шестиклассников. Она заметила, что зарплату за эту работу не получает:
— Я и другие родители делаем это для своих же детей, пусть вас это не удивляет.
Стоит заметить, что в данном семейном классе учебный год начался не с первого, а с 5 сентября. Для мальчишек и девчонок он проходил в формате познавательного и увлекательного путешествия в Древнюю Грецию.
Как уже было сказано, состав каждого семейного класса может ежегодно меняться, поэтому свой первый урок в этом учебном году шестиклассники начали со знакомства. У ребят было несколько минут, чтобы проинтервьюировать друг друга, потом каждый ученик выходил к доске, а дети, бравшие у него интервью, представляли своего одноклассника всем остальным.
Вслед за этим последовало виртуальное путешествие в древнегреческую школу. Почему именно туда? Потому что само понятие «школа», как и названия многих современных предметов, например биология, имеют греческое происхождение: «биос» с греческого переводится как жизнь, «логос» — учение, а «школа» означает досуг…
Как мы убедились, уроки в семейных классах и впрямь не совсем обычные, и первый звонок тоже был особым: в символичный колокольчик по очереди звонили все ученики группы.
Вместе с Наталией Дубнянской на своём первом в этом учебном году уроке ребята выяснили, что образованный древний грек умел не только читать и писать. Он также знал философию, сочинял стихи, был хорошим оратором, играл на музыкальных инструментах, занимался гимнастикой, борьбой, бегом, к тому же был справедлив, честен и очень хорошо воспитан. Это тот образ, которому при желании могут соответствовать и современные школьники.
Закончился первый день нового учебного года в библиотечном классе тоже по-семейному — дружеским чаепитием, которое организовали родители.
Надо ли сравнивать?
Итак, после небольшого лирического отступления на атмосферное описание Дня знаний в семейном классе поговорим об учебных буднях в нём.
Кстати, День знаний, как говорит заведующая библиотекой на улице Некрасова, всё ещё продолжается, он пролонгирован на весь учебный год. Это нужно не только детям, но и родителям, особенно тем, кто хотел бы в любой день прийти и взглянуть на процесс семейного образования своими глазами.
Если кто-то решит присоединиться к нему и если останутся свободные места в группах, сделать это можно не только в начале учебного года. Но шаг в этом направлении, повторимся, должен быть взвешенным: родителям важно понимать, что в существующем контексте семейное образование — не коммерческая и не государственная услуга, а, скорее, самоорганизация участников процесса на пути к желаемому результату под их же ответственность!
Это значит, что говорить, мол, «учитель моему ребёнку попался какой-то неправильный», здесь уже не получится. Хочешь сделать хорошо — участвуй, а не ругай существующие школьные порядки! Иными словами, в семейных классах все вопросы — от ручек, тетрадок с учебными пособиями до привлечения грамотных педагогов — зона ответственности родительской общественности и её же прямая компетенция!
— Всё именно так! Семейные классы — это, можно сказать, своя школа для своих же детей. Мы делаем всё, чтобы они получили качественное образование, — поясняют родители. — В обычной государственной школе урочный процесс от нас мало зависит. Если твой ребёнок не успевает по какому-то предмету или, наоборот, хочет изучать его глубже, всё равно нормальным родителям придётся нанимать отдельного репетитора для занятий сверх школьной программы. В группах семейного обучения мы делаем это осмысленно и не в одиночку, поэтому у нас качественно выучить детей шансов и возможностей больше.
Кстати, семейное обучение в небольших группах некоторые родители выбирают ещё и потому, чтобы обеспечить своему ребёнку мягкую, постепенную социализацию в школе. Многие дети, пройдя такую адаптацию, через год-два нередко чувствуют себя так уверенно, что без труда проходят собеседование для дальнейшего обучения и в обычных школах, и в продвинутых — с углублённым изучением отдельных предметов.
Иными словами, семейное образование — это своего рода ступень к осознанному выбору чего-то большего, чем общеобразовательный минимум.
Всем ли нужен максимум?
Хорошо, когда ответ на этот вопрос — дело выбора. Давайте не противопоставлять среднестатистические школы и семейное образование, выясняя, что лучше, а что хуже. Совершенно точно, плюсы и минусы есть там и там. А уж в чём они состоят, можно узнать, только лично ознакомившись с разными вариантами.
Пришло время спросить учащихся семейного класса, как они чувствуют себя на занятиях в библиотечной среде, а не за обычной школьной партой.
Шестиклассник Михаил Злобин, например, знает об этом не понаслышке, поскольку перевёлся в семейный класс год назад из обычной государственной московской школы.
На вопрос «В чём разница?» отвечает так:
— Учимся мы не с 8, а с 9 утра, поэтому можно ещё часик поспать, уроки интереснее, но обучение, правда, сложнее, — рассказывает шестиклассник и поясняет: — В отличие от школы, здесь учитель на уроке обязательно опрашивает каждого ученика, и списывать здесь — не вариант, это сразу заметят, нас ведь мало, мы все на виду. Что ещё? Еда у нас своя, то есть с собой, а не из школьной столовой… Лично мне здесь гораздо интереснее учиться, хоть и немного труднее.
— А ещё у нас тут разговаривать на уроках можно и даже нужно, — добавляют другие ребята из семейного класса. — По многим темам у нас целые диспуты развёртываются. Труднее не понять, чем понять что-либо, — объяснять будут до последнего! (смеются)
Новички в шестом семейном классе после первого урока признались, что им обстановка на учёбе в библиотеке понравилась.
— Здесь всё по-дружески, — говорят они. — Учитель на уроке ближе и внимательнее к каждому, всё видит и всё замечает!
— У нас в городе уже несколько семейных классов, — говорит Мария Гладких, которая вместе с Ириной Бубновой стояла у истоков семейного обучения в библиотеках Реутова.
У неё двое детей: один учится в пятом семейном классе, но не в библиотеке на улице Некрасова, а в другой — на улице Ленина. По словам Марии Гладких, каждый семейный класс — явление уникальное, многое в нём зависит от договорённостей между родителями, а они в разных классах что-то всегда будут делать по-своему.
На вопрос, можно ли доучить детей в таком формате до девятого или до одиннадцатого класса, Мария загадывать наперёд не решилась.
— Понимаете, это живой процесс, многое происходит по мере продвижения. Мы с родителями нашего семейного класса, например, когда его только создавали, думали, что доучим детей в нём, наверное, лишь класса до четвёртого, а потом ребята перейдут в обычные школы. Но в итоге вышло так, что всё: и с уроками, и с аттестацией — у нас получается, поэтому решились учить своих детей в таком формате и дальше. Я считаю, нам действительно удается дать им очень хорошее образование, да и детям такой уютный формат нравится.
Ко всему изложенному стоит добавить, что у библиотечных семейных классов, как и у самих библиотек Реутова, есть странички в соцсетях, где все интересующиеся могут узнать все подробности. Можно также прийти в библиотеку на бесплатный пробный день обучения. В любом случае, главное в том, что форматы образования в нашем городе представлены самые разные, их всё больше и больше, а выбор только за вами!