Новости / Новости
Ещё один способ учиться
13.09.2023 в 12:35
472 0
Автор: Зинаида Гейдельман

Прежде всего нужно заметить, пусть и кратко, что Федеральный закон об образовании предусматривает возможность обучения детей не в школах, а в семьях, тем способом, который родители школьников создадут или выберут для этого сами. 

 Важно только, чтобы по итогам этого обучения ребята успешно могли выдержать аттестацию (проверку знаний), такую же, что проходят и все остальные школьники. Уточним, что подобная аттестация проводится строго в соответствии с государственными стандартами образования как в школах, так и дистанционно, в официальных специальных центрах образования. 

А у нас семейный класс! 

В Реутове уже немало «семейников» вместо школы идут на занятия в библиотеки. Идея создания первого семейного библиотечного класса родилась в нашем городе ещё в 2015 году, с организации детской «Литературной гостиной» в библиотеке на улице Некрасова. Если вы думаете, что этот проект вели сотрудники библиотеки, ошибаетесь: инициативу взяли в свои руки две мамы совсем юных на тот момент читателей — Ирина Бубнова и Мария Гладких. 

По словам заведующей библиотекой Светланы Рязанцевой, всё было примерно так: 

— Они пришли и спросили: «А есть ли у нас в библиотеке какие-то занятия для дошкольников?». — Я сказала: «Есть!». — Они поинтересовались: «Кто их ведёт?». — Я им честно ответила, что такие занятия возможны лишь в том случае, если они сами захотят их организовать и проводить для своих детей.  

Желание и силы у инициативных мам на это нашлись — ведь делали они этот проект для своих же детей. И получился он таким творческим и интересным, что к нему вскоре подключились другие родители со своими детьми. 

Сначала они вместе читали в библиотеке книжки, ставили спектакли по сказкам, а потом встал вопрос о совместной подготовке ребят к школе. Так в библиошколе сначала появился нулевой класс, а дальше — первый, второй, третий… 

Сегодня несколько ребят из того, самого первого, семейного класса уже 6 лет изучают предметы общешкольной программы на регулярных занятиях в библиотеке, не посещая обычную школу. И они вполне успешно сдают аттестацию. 

А вслед за «первенцем» семейного образования в библиотеках Реутова появились и другие такие же классы. Сегодня среди них есть почти все параллели, с нулевого до шестого класса включительно. Кто-то из первых учеников-«семейников», проучившись в альтернативном формате несколько лет, переходит в обычные школы, а кто-то, наоборот, стремится попасть в семейные классы. 

Сейчас в самом старшем, шестом семейном классе Реутова, 10 учеников. Это ребята из нашего города и из соседних Москвы и Балашихи. В семейном классе осталась пара свободных мест — одна из ключевых особенностей данной формы обучения заключается в том, что дети учатся в группах, в которых не более 12 человек. 

Родители утверждают, что в таких небольших коллективах подход учителей к каждому ребёнку практически индивидуальный, кроме того, для качественного обучения ребят их папы и мамы сообща привлекают только тех педагогов, которых отбирают и нанимают сами. Кстати, и среди родителей есть люди с первым или вторым педагогическим образованием, поэтому по ряду предметов они берут на себя не только организацию обучения, но и сам учебный процесс. 

Что касается библиотек, учиться «семейники» могут и дома или где-то ещё, поэтому библиотеки — это, скорее, удобные муниципальные площадки для подобных социальных проектов. И возможности не в ущерб основной деятельности для этого у городских библиотек тоже есть — «семейники» учатся в первой половине дня, когда обычных посетителей в библиотечных учреждениях немного. 

— Мы учимся, как и обычные школьники, ежедневно, по пятидневке — с 9 до 14 часов, — говорит организатор одного из семейных классов Реутова Наталия Дубнянская. 

Её корреспондент нашей газеты отвлекла от последних приготовлений к началу учебного года у шестиклассников. Она заметила, что зарплату за эту работу не получает: 

— Я и другие родители делаем это для своих же детей, пусть вас это не удивляет. 

Стоит заметить, что в данном семейном классе учебный год начался не с первого, а с 5 сентября. Для мальчишек и девчонок он проходил в формате познавательного и увлекательного путешествия в Древнюю Грецию. 

Как уже было сказано, состав каждого семейного класса может ежегодно меняться, поэтому свой первый урок в этом учебном году шестиклассники начали со знакомства. У ребят было несколько минут, чтобы проинтервьюировать друг друга, потом каждый ученик выходил к доске, а дети, бравшие у него интервью, представляли своего одноклассника всем остальным. 

Вслед за этим последовало виртуальное путешествие в древнегреческую школу. Почему именно туда? Потому что само понятие «школа», как и названия многих современных предметов, например биология, имеют греческое происхождение: «биос» с греческого переводится как жизнь, «логос» — учение, а «школа» означает досуг… 

Как мы убедились, уроки в семейных классах и впрямь не совсем обычные, и первый звонок тоже был особым: в символичный колокольчик по очереди звонили все ученики группы. 

Вместе с Наталией Дубнянской на своём первом в этом учебном году уроке ребята выяснили, что образованный древний грек умел не только читать и писать. Он также знал философию, сочинял стихи, был хорошим оратором, играл на музыкальных инструментах, занимался гимнастикой, борьбой, бегом, к тому же был справедлив, честен и очень хорошо воспитан. Это тот образ, которому при желании могут соответствовать и современные школьники. 

Закончился первый день нового учебного года в библиотечном классе тоже по-семейному — дружеским чаепитием, которое организовали родители. 

Надо ли сравнивать? 

Итак, после небольшого лирического отступления на атмосферное описание Дня знаний в семейном классе поговорим об учебных буднях в нём. 

Кстати, День знаний, как говорит заведующая библиотекой на улице Некрасова, всё ещё продолжается, он пролонгирован на весь учебный год. Это нужно не только детям, но и родителям, особенно тем, кто хотел бы в любой день прийти и взглянуть на процесс семейного образования своими глазами. 

Если кто-то решит присоединиться к нему и если останутся свободные места в группах, сделать это можно не только в начале учебного года. Но шаг в этом направлении, повторимся, должен быть взвешенным: родителям важно понимать, что в существующем контексте семейное образование — не коммерческая и не государственная услуга, а, скорее, самоорганизация участников процесса на пути к желаемому результату под их же ответственность! 

Это значит, что говорить, мол, «учитель моему ребёнку попался какой-то неправильный», здесь уже не получится. Хочешь сделать хорошо — участвуй, а не ругай существующие школьные порядки! Иными словами, в семейных классах все вопросы — от ручек, тетрадок с учебными пособиями до привлечения грамотных педагогов — зона ответственности родительской общественности и её же прямая компетенция! 

— Всё именно так! Семейные классы — это, можно сказать, своя школа для своих же детей. Мы делаем всё, чтобы они получили качественное образование, — поясняют родители. — В обычной государственной школе урочный процесс от нас мало зависит. Если твой ребёнок не успевает по какому-то предмету или, наоборот, хочет изучать его глубже, всё равно нормальным родителям придётся нанимать отдельного репетитора для занятий сверх школьной программы. В группах семейного обучения мы делаем это осмысленно и не в одиночку, поэтому у нас качественно выучить детей шансов и возможностей больше.  

Кстати, семейное обучение в небольших группах некоторые родители выбирают ещё и потому, чтобы обеспечить своему ребёнку мягкую, постепенную социализацию в школе. Многие дети, пройдя такую адаптацию, через год-два нередко чувствуют себя так уверенно, что без труда проходят собеседование для дальнейшего обучения и в обычных школах, и в продвинутых — с углублённым изучением отдельных предметов. 

Иными словами, семейное образование — это своего рода ступень к осознанному выбору чего-то большего, чем общеобразовательный минимум.  

Всем ли нужен максимум? 

Хорошо, когда ответ на этот вопрос — дело выбора. Давайте не противопоставлять среднестатистические школы и семейное образование, выясняя, что лучше, а что хуже. Совершенно точно, плюсы и минусы есть там и там. А уж в чём они состоят, можно узнать, только лично ознакомившись с разными вариантами. 

Пришло время спросить учащихся семейного класса, как они чувствуют себя на занятиях в библиотечной среде, а не за обычной школьной партой. 

Шестиклассник Михаил Злобин, например, знает об этом не понаслышке, поскольку перевёлся в семейный класс год назад из обычной государственной московской школы. 

На вопрос «В чём разница?» отвечает так: 

— Учимся мы не с 8, а с 9 утра, поэтому можно ещё часик поспать, уроки интереснее, но обучение, правда, сложнее, — рассказывает шестиклассник и поясняет: — В отличие от школы, здесь учитель на уроке обязательно опрашивает каждого ученика, и списывать здесь — не вариант, это сразу заметят, нас ведь мало, мы все на виду. Что ещё? Еда у нас своя, то есть с собой, а не из школьной столовой… Лично мне здесь гораздо интереснее учиться, хоть и немного труднее. 

— А ещё у нас тут разговаривать на уроках можно и даже нужно, — добавляют другие ребята из семейного класса. — По многим темам у нас целые диспуты развёртываются. Труднее не понять, чем понять что-либо, — объяснять будут до последнего! (смеются) 

Новички в шестом семейном классе после первого урока признались, что им обстановка на учёбе в библиотеке понравилась.  

— Здесь всё по-дружески, — говорят они. — Учитель на уроке ближе и внимательнее к каждому, всё видит и всё замечает! 

 — У нас в городе уже несколько семейных классов, — говорит Мария Гладких, которая вместе с Ириной Бубновой стояла у истоков семейного обучения в библиотеках Реутова. 

У неё двое детей: один учится в пятом семейном классе, но не в библиотеке на улице Некрасова, а в другой — на улице Ленина. По словам Марии Гладких, каждый семейный класс — явление уникальное, многое в нём зависит от договорённостей между родителями, а они в разных классах что-то всегда будут делать по-своему. 

На вопрос, можно ли доучить детей в таком формате до девятого или до одиннадцатого класса, Мария загадывать наперёд не решилась. 

— Понимаете, это живой процесс, многое происходит по мере продвижения. Мы с родителями нашего семейного класса, например, когда его только создавали, думали, что доучим детей в нём, наверное, лишь класса до четвёртого, а потом ребята перейдут в обычные школы. Но в итоге вышло так, что всё: и с уроками, и с аттестацией — у нас получается, поэтому решились учить своих детей в таком формате и дальше. Я считаю, нам действительно удается дать им очень хорошее образование, да и детям такой уютный формат нравится. 

Ко всему изложенному стоит добавить, что у библиотечных семейных классов, как и у самих библиотек Реутова, есть странички в соцсетях, где все интересующиеся могут узнать все подробности. Можно также прийти в библиотеку на бесплатный пробный день обучения. В любом случае, главное в том, что форматы образования в нашем городе представлены самые разные, их всё больше и больше, а выбор только за вами!

Статьи по теме
Комментарии 0
Комментарии отключены
Общество Видео Образование Дети ЖКХ Станислав Каторов Праздники Благоустройство ЕР Здравоохранение Транспорт Бизнес История ПроРеутов Депутаты НПО машиностроения Строительство Социальная политика Губернатор Андрей Воробьев Безопасность Сергей Юров Игорь Брынцалов Криминал День Победы Экономика Экология МВЦ Конкурс Политика Обзор Приалит Парк ЦГКБ Дороги Знаменитости Архив газеты МКДЦ Полезное Кино ДК «Мир» РЖД Фабричный пруд Максим Сураев Еда МЧС Энергия Выборы Наше Подмосковье Религия ДТП Наука Изобретариум ФОК Рейтинг ВПЦ Рекрут Хобби Услуги Коворкинг Старт Питомцы Алексей Папин Реутов Парк ЗАГС ПосадиСвоеДерево Академик Челомей РТВ Девушкамечты Общественная палата Экватор МФЦ Добродел Юнармия Мария Сотскова Кадеты Мнения Космос Людмила Колобанова Путешествия Президент Владимир Путин Интернет ММЦ ОДОН Александр Леонов Ирина Тульчинская WorldSkills Русален ДЮСШ Тимур Кизяков Рецензия Филипп Науменко Крутицы Юрий Кузнецов Анна Вирон Михаил Илинич Евгений Касперский Секс Татьяна Космачёва Дима Билан Андрей Ломанов Алексей Илларионов Мириталь Братья Березуцкие Владислав Котлярский Андрей Гайдулян Наталья Назарова Дмитрий Харатьян Егор Кончаловский Владимир Этуш Александра Пацкевич Полина Гагарина Радик Закиров Сергей Цыганов Патриарх Кирилл Психология Большие вызовы
< >