Недавно в нашем городе открылся центр психологического развития «Проактивность». В нём действуют несколько направлений помощи детям, а также «Родительская мастерская» и отдельное направление по работе со взрослыми. Узнав об этом в телеграм-канале «Образование в Реутове», «ПроРеутов» отправил корреспондента к психологам с вопросами, ответы на которые, надеемся, пригодятся и нашим читателям.
Учиться без кнута
Не секрет, что многим детям после каникул очень сложно адаптироваться к ежедневным учебным будням. На вопрос, что поможет это сделать быстрее, ответила директор центра «Проактивность» Наталия Пешкова.
— Вообще, чтобы безболезненно перейти из одного состояния в другое, первое нужно как минимум завершить. У нас в этом году был очень тёплый сентябрь, многие восприняли его как продолжение лета, когда погода не говорит «Стоп!», — заметила психолог. — Именно поэтому очень важно вместе с ребёнком устроить праздник прощания с летом. Как? А примерно так же, как в мае проходят праздники прощания со школой или с детским садом! Можно вместе с ребёнком вспомнить самые яркие летние события, провести аудит впечатлений или, например, пересмотреть летние фотографии, найти в них что-то интересное, за что стоит поблагодарить прошедшее лето. А дальше начать планировать будущий период отдыха. Пусть следующие каникулы у ребёнка тоже ассоциируются с чем-то желанным — это станет хорошим стимулом и мотивацией учиться лучше.
Это была первая рекомендация, а вторая заключается в том, чтобы уделить особое внимание дисциплинарным навыкам. Сделать это поможет, опять же, совместное планирование каждого нового дня.
С вечера, особенно если ребёнок учится в начальной школе, нужно вместе с ним выбрать и сложить в портфель учебники, тетради и письменные принадлежности, которые он возьмёт с собой завтра на уроки. Делая так ежедневно в самом начале учебного года, вы закрепите с ребёнком алгоритм поведения, который через какое-то время он сможет использовать самостоятельно.
По словам Наталии Пешковой, в закреплении всех остальных полезных для хорошей учёбы навыков детальный распорядок дня — ваш верный друг и помощник. Как заметила, Наталия Владимировна совсем не нужно расписывать каждый день по минутам, важно определить лишь обязательные к исполнению 3–5 реперных точек, связанных с организацией процесса обучения.
Третий совет психолога — вновь про мотивацию.
— Можно открыть учебники и рассказать ребёнку, чему он по ним в этом году научится, что это даст для жизни в целом. У детей младшего школьного возраста ещё не развито общее мышление, поэтому они не могут сами нарисовать себе картинку, зачем им нужны те или иные знания или навыки. Поэтому, показав своему ребёнку в учебнике те же дроби, постарайтесь объяснить на примере, что с их помощью он сможет понять, какая часть семейного бюджета полагается именно ему, и что в зависимости от успехов в учёбе он может получить какие-то бонусы к этой части. Так рождается интерес, а всё, в чём есть заинтересованность, изучается быстрее и легче, — пояснила наша собеседница.
Правда, говоря о поощрениях, она заметила, что не стоит их сводить только к деньгам, лучше подарить ребёнку то, что вызовет у него положительные эмоции. Можно договориться, в частности, о том, что в награду за десять пятёрок по математике или русскому языку последует семейный поход, например, в аквапарк или в кинотеатр. Впрочем, говоря про оценки, психологи предостерегают родителей от излишнего внимания к ним.
— Многие полагают, что оценки у его ребёнка должны быть только хорошими, — замечает Наталия Пешкова. — Но, как показывает жизнь, отличные знания и отметки не всегда равны успеху в будущем. Иногда желание получить новый опыт, а также отсутствие страха совершить ошибку, которую к тому же почти всегда можно исправить, гораздо важнее для самореализации и успешности человека.
Директор центра психологического развития также заметила, что взрослые чаще склонны ругать ребёнка, например за то, что он не сделал вовремя уроки. Оказывается, это не самый лучший способ добиться нужного эффекта.
— Попробуйте замечать что-то хорошее, каждый день ищите то, за что можно похвалить своих детей, — рекомендует Наталия Пешкова всем папам и мамам школьников.
А ещё она заметила, что многие родители первоклашек иногда чересчур волнуются за своих детей.
— В моей практике была мама, которая клала в портфель своему первокласснику любимые игрушки, чтобы они помогали её ребёнку чувствовать себя в школе комфортнее. Таким родителям нужно просто успокоиться, поняв, что учёба в школе — это не всегда весело, а для помощи в школах есть учителя.
Индивидуально и в группах
Дав несколько общих рекомендаций, Наталия Пешкова подчеркнула, что дети бывают разными. Именно поэтому психологи, работая с ребятами и взрослыми, часто используют индивидуальный подход. Кстати, для всех клиентов центра «Проактивность» первичная получасовая индивидуальная консультация с директором бесплатна. Она позволяет понять, нужна ли помощь специалиста центра, и если нужна, какого именно.
Прежде чем уйти в частную практику, Наталия Владимировна руководила отделом подготовки и сопровождения замещающих семей при учебно-методическом центре Управления образования Реутова. Очень часто в этот отдел за советом, где найти психолога или другого специалиста, приходили родители из самых обычных семей, говорит она. Собственно это и натолкнуло её на мысль о создании в городе отдельного центра психологического развития.
Чуть подробнее о возможностях этого центра…
— Сейчас в Москве достаточно много центров дополнительного образования или развития лидерских качеств, — говорит она. — Наша работа больше нацелена на семью в целом. Можно сказать, что это, скорее, про баланс отношений ребёнка или взрослого человека с самим собой и с окружающим миром, — уточнила директор центра в Реутове. — А по поводу лидерства мне очень нравится фраза французского психоаналитика, который говорит, что лидером является человек, имеющий наилучшую адаптацию к внешней среде. В таком акценте можно сказать, что и наш центр тоже про лидерство, но оно мягкое — это не погоня за высокими достижениями, а поэтапная совместная работа над повышением качества жизни человека и всей его семьи.
После этих слов Наталия Пешкова провела небольшую экскурсию по центру психологического развития. Она уточнила, что для детей в центре есть три вида программ.
— Первая, для тех, у кого всё хорошо, но родителям хочется большего, — рассказала она и показала просторный зал, располагающий к дружескому общению, где проходят групповые тренинги с детьми по первому направлению, поясняя, что его цель — помочь детям лучше развить какие-то навыки. — Это можно сделать, например, на нашем тренинге уверенности или на занятиях по профилактике страхов.
По первому направлению обычно идут занятия по коротким программам продолжительностью до трёх месяцев. Второе направление работы центра, по словам Пешковой, нацелено на детей, в поведении которых есть какие-то сложности, с которыми родители или педагоги не смогли справиться.
— Проработав достаточно долго в системе образования, могу вам сказать, что практически каждый ребёнок сегодня испытывает сложности, если не в учёбе, то в общении, — замечает Наталия Владимировна. — Именно поэтому хоть раз каждый ребёнок говорил своим родным о нежелании идти в ту же школу или в детский сад. Для таких ребят у нас есть длительные 8-месячные программы. Они помогают сформировать новые навыки поведения или исправить имеющиеся в процессе живого общения. Всё это мы прорабатываем в разных обстоятельствах, а не только в уже знакомой и привычной детям обстановке. Кроме этого, во второй блок работы центра входят совместные детско-родительские консультации, которые помогают им лучше понимать друг друга, например после разлада в семье. К тому же мы можем подобрать для каждого ребёнка не групповую, а индивидуальную программу с подходящими ему специалистами: с логопедом, клиническим психологом, нейропсихологом, коучем или нутрициологом. Если какого-то специалиста в нашем центре не окажется, мы всегда порекомендуем, куда можно обратиться ещё.
Переходя в следующий зал, который похож на большую детскую площадку с яркими элементами, Наталия Владимировна поясняет, что это комната сенсоромоторной коррекции, где есть разнообразные нейротренажёры для развития мозга, а также ортопедические изделия, которые помогают выявлять и корректировать определённые трудности, возникающие у ребёнка.
— Третье наше направление работы с детьми — именно коррекционное. У ребят могут быть проблемы на уровне физиологии, связанные, например, с родовыми травмами, — поясняет наша собеседница. — Такие дети, как правило, ходят в специальные коррекционные группы в детских садах или учатся по программам инклюзивного образования в школах, но для устойчивого повышения качества их жизни этого мало.
Наконец, ещё одно направление работы центра предназначено для взрослых — это так называемые трансформационные курсы.
— Они для тех, кто понял, что в его жизни что-то пошло не так, устал от этого и ищет помощи, — говорит Наталия Владимировна и добавляет: — Если это какие-то серьёзные проблемы со здоровьем, мы, конечно, рекомендуем человеку обратиться за медицинской помощью, но бывает, что многие наши «не так» проявляют себя на уровне души, мыслей и привычек. К тому же некоторые физиологические реакции связаны с психоэмоциональным состоянием человека. Они проявляются со стороны тела: мы что-то заедаем, запиваем или перестаём шевелиться. Здесь, помимо психологической помощи, наш центр готов предложить консультации и занятия со специалистом по здоровому питанию — нутрициологом. Вот, кстати, и она. Знакомьтесь, Ольга Гладкая.
Пища для души и тела
Познакомившись с Ольгой, наш корреспондент попросила и её дать рекомендации: чем лучше кормить школьников, чтобы еда пошла им на пользу, а не отключала мозг в процессе усвоения знаний, как это иногда случается.
— Полноценное питание детей дошкольного возраста и подростков — это разнообразный рацион, в котором должно быть всё необходимое для нормального роста и развития, — говорит нутрициолог и замечает, что дети иногда отказываются есть овощи, хотя именно они очень полезны.
Решать эту проблему Ольга Гладкая посоветовала с помощью кулинарных лайфхаков. Вот несколько самых простых и вкусных:
— Делайте школьникам оладьи, вафли, омлеты и котлеты с добавлением овощей, например с тыквой или бататом. Можно приготовить картофельное пюре с добавлением цветной капусты, гороха или корня сельдерея, блины со шпинатом. Тогда невзрачный отварной овощ превращается в произведение кулинарного искусства.
По части еды перехитрить детей не трудно — они и сами, как говорят психологи, будут рады обмануться и съесть нелюбимую морковь или свёклу с кабачком в составе блюда, которое даже по названию прямого отношения к овощам не имеет. Те же омлет и котлеты с овощными добавками — наглядный пример таких маленьких, но очень полезных хитростей. А если ещё и сервировать эти кушанья интересно, ребёнок их съест как минимум из любопытства и ради эстетического удовольствия!
Ещё одна рекомендация заключается в том, что в меню школьника ежедневно должны присутствовать полезные жиры. Они есть, например, в сыродавленных и нерафинированных маслах, а также в сыром авокадо. Ольга готова не только рассказать, но и научить готовить многие такие вкусные полезности. Если вы ещё не пробовали нут в шоколаде — обращайтесь!
Ко всему вышеперечисленному добавим, что в новом центре психологического развития в Реутове периодически проходят бесплатные занятия и марафоны как для детей, так и для взрослых.
В конце сентября проводились, например, очные лекции по таким интересным темам, как «Детские истерики и капризы. Как справиться?», «Сладкое можно!», тренинг для женщин «Счастье: всё включено», «Бранная и нецензурная лексика в речи детей»…
В сентябре психологи центра «Проактивность» провели с детьми в двух городских парках серию мастер-классов по целеполаганию и созданию волшебных коллажей, а также открытые занятия с логопедами. Сейчас, как сообщила Наталия Пешкова, специалисты центра готовят серию мастер-классов по профориентации реутовских школьников.
Кроме этого, семьям с трудной жизненной ситуацией, в которых есть дети с особыми образовательными потребностями, специалисты центра «Проактивность» готовы предоставить бесплатные дни для обследования и консультаций перед прохождением территориальной медико-психолого-педагогической комиссии или сразу после неё.
Все подробности о работе нового центра психологического развития в Реутове можно узнать в телеграм-канале t.me/PROaktivnostReut.