Московско-Нижегородская железная дорога, пожалуй, самая «литературная» дорога России. Сначала она прославилась актом самоотвержения бросившейся под поезд Анны Карениной на станции Обираловка, ныне Железнодорожная. Позже транспортную артерию воспел интеллектуальный писатель Венедикт Ерофеев в «алкогольной» поэме «Москва — Петушки». И воспел так, что книга переведена на 30 языков, на ее основе поставлено множество спектаклей по всему миру и снят фильм о жизни писателя.
Возможно, литературный вектор некогда задан не случайно, поскольку грамотную пиар-кампанию по продвижению железнодорожного сообщения между Москвой и Нижним Новгородом начал не абы кто, а лично Александр Сергеевич Пушкин. В 1836 году он писал: «Дорога (железная) из Москвы в Нижний Новгород была бы еще нужнее дороги из Москвы в Петербург — и мое мнение было бы: с нее и начинать». Слова уже тогда «живого классика» были услышаны значительно позже, в 1858 году, когда началось строительство железной дороги на участке Москва — Владимир.
К прокладке путей от Владимира до Нижнего приступили спустя еще год, а вот движение на всем протяжении Московско-Нижегородской дороги открыли лишь в 1862 году. Причем неудачно: в день торжественной церемонии поезд потерпел крушение под Ковровом. Первая железнодорожная авария повлекла за собой и другие: в 1867 году фундаменты моста, построенного через реку Клязьму, не выдержали весеннего паводка, и движение поездов по «Нижегородке» на некоторое время было парализовано.
Впрочем, происшествия тех лет можно вспоминать как маленькие трагедии, если вернуться в день сегодняшний и оценить масштабы совсем недавней катастрофы на Горьковской железной дороге. В феврале этого года в Нововятском районе Кирова, у станции Поздино, в грузовом составе загорелись вагоны со сжиженным газом. С рельсов сошли 32 вагона из 89. Горящие вагоны были оцеплены, в тушении принимали участие порядка 250 человек и 61 единица пожарной техники. Детальное описание крупнейшего ЧП не случайно: жизнь порой оказывается драматичнее, чем любое литературное произведение…
Это прекрасно знал Лев Толстой, описав сцену самоубийства на станции Обираловка в романе «Анна Каренина». Если верить исследователям творчества писателя, литературная героиня была собирательным образом разных женщин. Внешность свою она унаследовала от дочери Пушкина Марии Гартунг, судьбу и характер — от знакомой Толстого Марии Дьяковой-Сухотиной, а трагическую смерть — от Анны Пироговой, которая была женой друга Льва Николаевича. По воспоминаниям, Пирогова очень ревновала мужа, она часто покидала дом, а однажды уехала — насовсем. Уже после с посыльным пришло письмо со станции Обираловка, где она сообщала о намерении уйти из жизни. Жена Толстого, Софья Андреевна, сообщает в мемуарах, что писатель лично видел тело Пироговой, перерезанное поездом, на мраморном столе казармы, это его потрясло настолько, что сцена вошла в роман.
Однако есть и скептики, которые склоняются к тому, что никакого самоубийства на Обираловке не было, потому что смертельная сцена вообще описывается крайне неправдоподобно: «…она не спускала глаз с колес проходящего второго вагона. И ровно в ту минуту, как середина между колесами поравнялась с нею, она откинула красный мешочек и, вжав голову в плечи, упала под вагон на руки и легким движением, как бы готовясь тотчас же встать, опустилась на колена». Броситься так под поезд просто невозможно в соответствии с траекторией падения: падая, человек попросту бьется головой в обшивку вагона. Исследователи склонны считать, что Толстой выбрал Обираловку лишь потому, что в то время она была крупной станцией на Нижегородской железной дороге, по которой уже тогда активно ходили тяжело груженные товарные поезда. Возможно, именно этот факт натолкнул писателя на подобный литературный сюжет.
Впрочем, страшная сцена все-таки материализовалась в реальной жизни уже в нашем веке, когда в прошлом году на пешеходном переходе у станции Салтыковской под колесами скоростной электрички погибла 25-летняя женщина. Жуткий факт наряду с другими трагическими случаями, происходившими на этой станции ранее, наделал много шуму в СМИ и интернете, блогеры даже объявили войну РЖД с требованием задуматься о создании нормальных пешеходных переходов через железнодорожные пути. В связи с этим губернатор Московской области Андрей Воробьев заявил, что на эти цели в регионе совместно с РЖД будет выделено 1,5 миллиарда рублей, 100 миллионов из них — на строительство перехода в Салтыковке. И слово свое, надо сказать, сдержал: прокладка подземного тоннеля с выходом на перроны началась в феврале этого года.
Как ни крути, история плотно переплетается с современностью, а литература — с жизнью. Видимо, неспроста на горьковском направлении мы каждый день можем наблюдать сцены из псевдоавтобиографической поэмы Ерофеева «Москва — Петушки». Особенно актуальна, похоже, бессмертная цитата: «И немедленно выпил». Может, как раз из любви к родному слову в тамбурах электричек, следующих из конца в конец данного направления, так нещадно пахнет перегаром, который уже не вытравить ничем?
Передвижение в электричках в часы пик сподвигает людей на не меньший, чем у Венечки Ерофеева, креатив. Вот, к примеру, свежая история от пользователей интернета: «Если кто не в курсе, на направлении Петушки — Крутое — Москва, а также Электрогорск — Москва в утренних электричках на Москву и в вечерних электричках из Москвы работают организованные преступники. В период с 5.00 до 8.00 в сторону Москвы и с 16.00 до 19.00 из Москвы паханы по 3-4 человека контролируют вагоны и продают право занять сидячее место за 50 рублей вне зависимости от наличия квитка. При этом они не щадят никого: заплатить должны все — женщины, дети, бабушки и дедушки. «Бороться» с паханами «пробовали» сотрудники транспортных ЛОВД, но…». Получить подтверждение или опровержение данного сообщения нам не удалось. Но то, что занимать места заранее у нас любят, и даже не брезгуют брать за это деньги, — непреложный факт, часто обсуждаемый в соцсетях.
Жизнь подбрасывает разные сюжеты, поэтому нельзя исключать, что по итогам поездки от Москвы до Петушков или Нижнего Новгорода родится еще не один гениальный роман, который еще более прославит стальную магистраль, — в век Интернета возможно все. А вот будут ли наши современники и ближайшие потомки успевать «немедленно выпить» в электричках Горьковского направления — большой вопрос. Дело в том, что корпорация РЖД уже начала осуществление обнародованных планов по строительству высокоскоростной магистрали «Москва — Казань». Согласно концепции, озвученной железнодорожниками, по дороге будут курсировать так называемые УРП — поезда, предназначенные для поездок на короткие дистанции, например от Москвы до Владимира. Как сообщил СМИ вице-президент Центра стратегических разработок Владимир Косой, у жителей Электроуглей будет возможность добираться до Москвы за 20 минут, а тем, кто живет подальше, например, в Орехово-Зуеве — за 40. Путь же в столицу из Владимира, который в XIX веке одно время был конечной точкой маршрута Нижегородской дороги, займет всего 57 минут.