Андрей Сергиевский родился и вырос в Реутове, как и Татьяна Космачева, посещал Детскую школу искусств под руководством И.В. Тульчинской, которая на тот момент руководила хором в гимназии. Андрей окончил ее с золотой медалью в 2010 году, и сейчас является выпускником Театрального училища имени Щепкина (курс Бориса Клюева). В течение года студенты четвертого курса показывали дипломные спектакли на сцене училища на Неглинной. Об этой программе и планах на будущее Андрей рассказал корреспонденту «ПроРеутов».
— Сейчас вы уже закончили учебу, а это значит, что сцена на Неглинной перейдет к новому курсу. Какова дальнейшая судьба ваших спектаклей?
— Из пяти останется только один. Это «Двенадцатая ночь» по Шекспиру, мы будем играть его на сцене в Зеленограде в театре «Ведогонь» еще как минимум год. Наш педагог П.В. Курочкин, худрук этого театра, взял спектакль себе в репертуар. А на следующий год на этой сцене будет репетировать третий курс, В. И. Коршунова. Возможно, к марту следующего года они начнут демонстрировать спектакли бесплатно. Дипломные работы четвертый курс, Ю.М. Соломина, покажет уже на новой сцене.
— Да, «Двенадцатая ночь», пожалуй, самый яркий спектакль. Я посмотрела весь ваш репертуар, так что успела для себя расставить приоритеты. Расскажи, как вы его готовили? Кто подбирал вам репертуар?
— Конкретно «Двенадцатая ночь» вышла из отрывка. На втором курсе мы ставили фрагмент из произведения, и всем так понравилось, что решили сделать из него целый спектакль. Репертуар подбирали как мастер Борис Клюев, так и педагоги. В первую очередь смотрели, чтобы персонажи накладывались на наш курс, чтобы нам подходили роли и мы могли максимально в них раскрыться.
— Вы, получается, в год по спектаклю делали? Или все сразу?
— Нет, на первом курсе мы делали разные этюды, пародии, упражнения. Вроде тех, знаешь, где требуется изобразить животное или предмет. На втором курсе уже перешли к отрывкам из произведений, а на третьем — к целым спектаклям. С конца третьего курса показывали на Неглинке уже. Сначала только по выходным, а последние два месяца –— каждый день.
— Выходит, вам доводилось играть одну и ту же роль по 20-30 раз? Проговаривать один и тот же текст не надоедает?
— Да каждый раз по-разному. Знаешь, еще от настроения зависит. Иногда идешь на спектакль полный энтузиазма, а порой хочется заслуженный выходной. Вот в такие дни оно тебя напрягает. Но когда выходишь на площадку — все забываешь.
— Что происходит с актерами после выпуска? Какой-то театр приглашает на работу?
— Ну, в профессии актера тебя не зовут и не приглашают — ты должен сам приходить. Сейчас нужно устраиваться в театр, причем, далеко не всем мы нужны. В каждом театре ищут конкретного человека определенного типажа, и если ты под этот типаж попадаешь, тебя направляют на перепоказ, где собирают всех кандидатов и выбирают лучшего.
— Хм, и какое же амплуа у тебя?
— Меня видят очень по-разному. В Щепке я играл в пяти дипломных спектаклях: «Три сестры», «Двенадцатая ночь», «Поздняя любовь», «Собака на сене» и «Ложь на длинных ногах». Пьесы совершенно разные, равно как и роли. Одно их объединяет: это характер. То есть не идеальный романтический герой. Хотя многие меня видят именно в этом амплуа. Все зависит от восприятия режиссера.
— У тебя же наверняка есть какие-то предпочтения?
— Мне главное, чтобы у меня была роль. А там уже можно поковыряться-покрутиться. В театре Тульчинской в спектакле «Сокровища Бразилии» я играл хамелеона: вот это была роль! Такой, знаешь, отрицательный персонаж. Не всегда хорошо играть отрицательных, но в такой роли ты можешь похулиганить: сделать то, чего в жизни себе не позволишь. Так что добрых играть труднее. А дебютировал я в роли Зеленого горошка в этом же спектакле, только на 9 лет раньше!
— Зеленый горошек — это прекрасно. Но, все-таки, роль мечты для тебя существует? Профессиональные ориентиры, примеры, к которым ты стремишься? Доводилось ли работать с кем-то из знаменитостей?
— Роль — конечно! Целый список. Так что перечислять даже нет смысла. А примером может являться карьера любого успешного человека. Опять же, Борис Клюев, который возглавлял наш курс. Мне доводилось играть с ним на одной сцене в Малом театре. Я играл его слугу в спектакле «Мольер. Кабала святош». Это просто восторг, он играет невероятно здорово. Он сейчас работает в театре и снимается в кино, к чему стремлюсь и я.
— Кстати, Андрей, у тебя ведь есть опыт работы и в театре, и в кино. Что нравится больше?
— Тут не спрашивают, нравится — не нравится: в этой профессии не ты выбираешь, что тебе делать, а тебя выбирают и говорят, что делать. В кино ведь как? Есть проект — работаешь, нет — не работаешь. А театр это нечто более постоянное, и кстати, более требовательное к артисту. Ведь нужно стабильно быть в форме, владеть голосом и своим телом. В кино, конечно, другие зарплаты, но зато театр — это живое действие.
— В таком случае, что можешь посоветовать начинающим актерам? Вообще, недавно отметившим выпускной реутовчанам?
— Чтобы чего-то добиться, надо работать. Надо пахать, как проклятый, и тогда все получится. Это даже не только к творчеству, это ко всему относится. Я параллельно с Гимназией учился в музыкальной школе, а в третьем классе И.В. Тульчинская позвала к себе в театр, ну я там и остался на девять лет. Увяз, так сказать, уже навсегда в этой профессии.
Могу сказать, что, чем больше ты занимаешься, тем больший это дает результат. Считаю, что не должно быть продыху, поэтому я всем старался заниматься параллельно. Нужно много трудиться, работать над собой, воспитывать самого себя, заставлять. Как говорится, устал — удвой нагрузку. Режим важен. Надо все делать быстро и качественно, грамотно распоряжаться своим временем, не рассусоливать. В гимназии как раз этому учат, ты могла заметить. Отсидеть восемь уроков, потом музыкальная школа, театр, а потом уроки — это все очень мобилизует и закаляет.
Вдохновение приходит во время работы, я считаю. Если человек лежит и плюет в потолок, он ничего не сделает. А человек, который не отступается при виде трудностей, обречен на успех. Все великие люди работали до потери пульса, это так. Известный баскетболист Кайри Ирвинг сказал хорошую вещь: «Пока я лежу и отдыхаю, мой конкурент тренируется». Это осознание постоянной конкуренции и борьбы за место под солнцем действительно очень стимулирует, мотивирует на работу, так сказать. Этим я и руководствуюсь.
Еще в жизни от всего нужно получать удовольствие, это тоже важно. Важно то, чего хочешь ты сам. Ведь если тебе твоя профессия по-настоящему нравится, если ты болеешь этим делом, то ты и реализоваться сможешь полностью, у тебя это будет лучше всего получаться. Не могу сказать, что работаю во имя искусства или что-то подобное. Я просто хотел этим заниматься и сделал для себя такой выбор.
— Что ж, в тебе есть определенные педагогические наклонности. А не хотел бы в будущем какую-то секцию в нашем ДК или МКДЦ открыть, театральную студию организовать?
— Сначала бы себя куда-нибудь устроить, а там видно будет. Надо дожить до этого, а потом уже думать. Жизнь научила не строить далеких планов на будущее, но все вероятно, ничего нельзя исключать. Важно желание. Надо жить сегодняшним днем, а не смотреть в перспективу, и получать удовольствие от того, что ты делаешь.
Фото: Олег Хаимов