Каково сегодня приходится мелкому торговому бизнесу, выяснял корреспондент газеты «ПроРеутов», выйдя в рейд по небольшим продуктовым магазинчикам Реутова.
Даже крупные, хорошо организованные и раскрученные торговые сети сегодня испытывают известные трудности. Частный же торговец должен и в этих условиях выкручиваться своими силами и за свой счёт, дешевизной крупного опта ему не спастись. Положение, прямо скажем, не из завидных, недаром в народе бытует поговорка «Пока толстый сохнет, худой сдохнет». Однако, как выяснилось, мелкий торговый бизнес довольно успешно лавирует между айсбергами экономических рисков.
Первая торговая точка, в ТЦ «Весна», встретила нас свежим мясом пополам с оптимизмом. Здесь торгуют тамбовской продукцией. Люди работают «на себя». Но прежде на покупателя, конечно.
— Кризис? Какой такой кризис? Никак на нас санкции не повлияли. Все говорят: санкции… санкции… У нас всё нормально! — бойко отрапортовала нам владелица точки.
— Спрос не снизился?
— Нет, как был — так и есть.
— А зарплату сотрудникам пришлось урезать?
— Зарплату? Единственная проблема с зарплатой — это то, что некоторым покупателям её не всегда выдают или задерживают. А мы примерно сколько получали, столько и получаем.
В отделе сухофруктов на наши вопросы тоже отвечали достаточно бодро.
— Продукция у вас отечественная?
— Из стран СНГ.
— Как покупатели, не падает спрос?
— Нормально. В ноябре вот было заметно: стало меньше покупателей. А сейчас, не знаю, привыкли люди, что ли, — всё восстановилось до обычного уровня.
— То есть прибыль у вас меньше не стала?
— Чуть-чуть упала. Но терпимо.
— И что, вообще нет проблем?
— Ну почему, есть. Цены скачут: каждую неделю то вверх, то вниз.
— Неужели и снижать приходится?
— Да, на продукцию из стран СНГ — мы же от курса рубля зависим. Но самое тяжёлое — состояние неопределённости. Будущее неясно. Раньше вот были какие-то планы. А сейчас мы о планах даже не думаем.
Следующий магазинчик торгует в основном рыбой, поступающей из Мурманска. Норвежской сёмги и прочих «санкционных» морепродуктов мы не заметили.
— Да, чувствуется, что покупательная способность населения стала ниже. Условия изменились, стали жёстче, — рассказывает продавщица. — Но мы не унываем. Согласны есть морковку с селёдкой, лишь бы было мирное небо над головой.
Хозяина точки на месте не оказалось, уехал в отпуск. Но продавец за прилавком, судя по всему, была из тех, на кого можно смело оставить торговлю, — она, например, со знанием дела ориентировалась в рыночной конкуренции. Мы спросили, как маленькой лодочке частника удаётся лавировать среди крупных крейсеров — сетевиков.
— У нас своя «фишка», как говорится. Во-первых, выбор разнообразнее. Во-вторых — продукция свежее. Сетевые ведь покупают тоннами. Если продукт не раскупается, они начинают что-нибудь придумывать, иногда, я слышала, даже ценники с датой производства переклеивают. У нас такой номер не пройдёт. У нас объёмы меньше — они и расходятся быстрее, поэтому всегда всё свежее. И потом — если, допустим, в огромном магазине вам продали несвежую рыбу, вы же не пойдёте судиться из-за килограммовой покупки? И никто не пойдёт. А к нам без суда всякого можно прийти и предъявить претензии, нетрудно и обменять товар, если что. Все знают, где нас найти, у нас есть и постоянные покупатели. Так что мы очень дорожим репутацией и заслуженно, считаю, пользуемся доверием у покупателя. А мы уж, в свою очередь, за качеством следить стараемся — от этого зависит наша стабильность. Кстати, любую свежую продукцию я и сама только у частников покупаю.
— А по какому принципу цены устанавливаете?
— Мы стараемся не «накручивать» слишком много. Прибыль, конечно, необходима, но ведь не чтобы золотые дворцы строить. Соблюдаем меру. От высоких цен мы сами страдаем — чаще всего их уже на подмосковных базах устанавливают, нам приходится исходить из этих условий. А баз этих в Подмосковье… Одну проконтролировали, а другую не успели, вот они и стремятся «снять навар», пока не засекли. А мы вертимся, ищем, где подешевле.
— Как бы вы оценили нынешнее состояние нашей экономики с точки зрения работника небольшого частного магазина?
— Лично мне, повторюсь, лишь бы мир был. А то, что цены взлетели… Ну, значит, так надо. Главное, руки не опускать. Жизнь-то продолжается.
Читайте также:
Февральские тезисы: антикризисный план Сергея Юрова
Сергей Юров проверил антикризисную торговлю
К новой экономике?
Сергей Юров: оптимизировать аппарат управления
Экономика: новые реалии
НПОмаш и Реутов: шестьдесят лет вместе
В Реутове включилась «горячая линия» для поддержки бизнеса
Андрей Воробьёв обозначил пути развития Подмосковья
Сергей Юров проверил эффективность помощи бизнесу
Сергей Юров: экономика и потребительский рынок — в центре внимания
Сергей Юров подвёл итоги 2014 года