Импортозамещение, антикризисные меры — за этими словами для простых россиян стоят прежде всего перемены на магазинных полках: колебания цен и изменения в привычном ассортименте. О том, что изменилось в Реутове в сфере мелкой торговли, газета «ПроРеутов» уже рассказывала. Не меньший интерес представляют крупные торговые сети, в магазинах которых предпочитают пополнять свои продуктовые запасы многие реутовчане. Корпоративная закрытость всегда была препятствием для разговора на острую тему, но мы нашли в нашем городе руководителя, который не побоялся рассказать об антисанкционных переменах в своем хозяйстве. Наш сегодняшний собеседник — Ольга Олеговна Щелокова, директор по свежести (именно так звучит её должность) универсама «Пятёрочка» на Носовихинском шоссе в Реутове.
Минимальный рост
Первый вопрос — о ценах. Недавно в Реутове стартовала акция по поддержке социально ответственных предпринимателей: супермаркет «Лента» первым из реутовских «сетевиков» получил наклейку «Цены заморожены. Проверено администрацией Реутова». Это стало реакцией властей Реутова на инициативу Ассоциации компаний розничной торговли — на два месяца заморозить цены на 20 социально значимых продуктовых товаров.
— Ольга Олеговна, насколько нам известно, «Пятерочка» тоже участвует в акции по «заморозке»…
— Да, наша сеть входит в X5 Retail Group, которая присоединилась к этой программе. У нас есть централизованно составленный список товаров в разных категориях, цены на которые не меняются. Есть определенные сорта хлеба, на которые установлена минимальная цена, аналогично — на кур, сметану и другие продукты.
— Что происходит с другими, не замороженными ценами?
— Есть рост. Везде цены поднимаются, соответственно и мы не можем долгое время удерживать их, но стараемся, чтобы рост был минимальным.
— Насколько в среднем выросли цены, например, с начала года?
– Затрудняюсь дать оценку. Могу лишь повторить — наша компания старается держать цены на минимальном уровне. Постоянно проводим акции: например, до конца апреля у нас будут «Детские четверги» — скидки в 20% на любой детский товар по четвергам. Акция охватывает магазины «Пятёрочка» в Реутове и Железнодорожном.
— Ценники часто приходится переписывать?
— Цены меняются каждый день: что-то вверх, что-то вниз. Но и раньше так было, фактически мало что изменилось.
Оценка покупателей
Следующая тема — изменение в ассортименте. Санкционные войны заставили искать замену многим товарам. Как это сказалось на магазинных полках?
— Практически никак сказалось. В каких-то категориях увеличили закупки у действующих поставщиков, по некоторым позициям нашли альтернативных, не попавших в правительственный список. У нас очень много российских поставщиков, и практически найдены все замены. Например, если раньше окорочка были из Штатов, сейчас мы предлагаем российские отличные охлажденные окорочка. Люди их берут с удовольствием.
Снабжение магазина ведется двумя способами: основной поток товаров поступает с распределительного центра. Здесь поставщики для всей сети магазинов выбираются централизованно. Кроме того, есть список так называемых внешних поставщиков. Он тоже составляется на всю сеть, но каждый директор может по своему усмотрению работать со списком, делая заказы в зависимости от местных факторов.
Еще один момент: в прошлом году любители хамона и пармезана пытались раздуть в соцсетях настоящую истерию, связанную с прекращением поставок этих продуктов из-за границы. Как директор по свежести Ольга Олеговна находится в торговом зале и работает в постоянном контакте с покупателями. Всего ли хватает клиентам сейчас?
— Чтобы люди раньше брали какой-то продукт, а теперь жаловались, что он исчез, такого нет. Практически всему найдена равноценная замена, ничем не уступающая по качеству. Более того, могу сказать, что в серии охлажденных продуктов (колбас, сыров, куриных полуфабрикатов) качество стало даже лучше. И это не моя оценка, а покупателей.
Приоритет качества
Ольга Олеговна работает в нашем городе совсем недавно. До февраля этого года она руководила другой «Пятёрочкой», в столичном микрорайоне «Белая дача». Просим сравнить.
— Магазин в Реутове намного больше. Соответственно и ассортиментная матрица больше, у людей есть хороший выбор.
— Чем отличаются клиенты «Пятёрочки» в Реутове и в Белой даче?
— Различия есть. Там район старенький, основная масса покупателей была пенсионного возраста, молодёжи гораздо меньше, чем здесь. А в Реутове в основном покупатели среднего возраста, соответственно и спрос другой. Скажем, если взять сметану, там лучше шёл сметанный продукт — он тоже качественный, но более дешевый. А в Реутове на это не особенно смотрят. Некоторые, конечно, стараются экономить, но в основном пользуются спросом более известные марки.
Директор с метлой
Ещё одна особенность Реутова — повышенное внимание к благоустройству, и Ольга Олеговна уже успела это понять. При этом с точки зрения чистоты и порядка магазин находится в зоне риска — рядом Носовихинское шоссе, остановка общественного транспорта, людские потоки текут в метро и обратно. А ещё — соседи-арендаторы: склад, мусорный контейнер… Новый директор предпочитает не спорить по мелочам там, где проще обойтись своими силами.
— Пару раз я сама выходила с метлой в руках — не то, что сил нет, мне как женщине неприятно. К тому же это хороший пример сотрудникам. Когда они видят директора с метлой, тут же подбегают: «Давайте поможем!»
Вообще, Ольга Олеговна легко освоилась в нашем городе.
— Для меня нет особых трудностей на новом месте. Если выполнять все требования и найти общий язык с коллективом, всё будет хорошо. Если ты уверена в своем коллективе, что-то сделала сама, что-то поручила — и все задания будут выполнены.
Как сообщил газете «ПроРеутов» представитель X5 Retail Group, доля продукции, попавшей под запрет, в торговых сетях компании не превышала 10%. В целом инфляция на полках магазинов X5 Retail Group ниже продуктовой инфляции в стране.
Добавим: по данным Росстата, в январе рост потребительских цен в России составил 3,9%, в феврале — 2,2%. На первый взгляд, это не так много. Но за год такими темпами набежит больше 40%, а значит, социальный спрос на заморозку цен будет только увеличиваться.
Читайте также:
Прокуратура Реутова проверила торговые сети
Общественные активисты взялись за бутлегеров
Сергей Юров дал старт акции в поддержку низких цен в Реутове
Мониторим лекарства: аптеки Реутова в переходной стадии
Малый бизнес Реутова: системно и в «ручном» режиме
В Реутове обсудили региональные антикризисные меры
В лодочке частника: о мелкой торговле в Реутове
Насколько прибавила потребительская корзина?