Братья Сергей и Александр Молокановы из Реутова встретили начало войны уже при погонах, боевыми лётчиками, офицерами. Оба отдали жизни за Родину, за Победу.
Сергей и Александр выросли в нашем городе. Их родители, Василиса Ивановна и Пётр Гаврилович, были профессиональными прядильщиками, работали на фабрике.
Сёрежа родился в 1917 году, в 1924-м пошёл в школу, в 1934-м окончил семилетку. Параллельно учёбе занимался в Реутовском аэроклубе, где постигал азы лётного мастерства. Первые занятия по пилотажу на лёгких самолетах ПО-2 и У-2 проходил на аэродроме в деревне Чёрное, недалеко от нынешнего города Железнодорожного. Перед войной Сергей окончил штурманское училище.
Саша был на четыре года младше Сергея, родился в 1921 году.
Реутовскую десятилетку окончил в 1938-м. Как и старший брат, занимался в аэроклубе. Не удивительно, что тоже решил стать лётчиком, но не штурманом, а истребителем. Сразу после школы он поступает в авиационное училище, а в 1940 году уже принимает участие в советско-финской войне. Здесь лётчик-истребитель получает свой первый боевой опыт. После служил в Литве.
Первая похоронка
Сергею — старшему из братьев Молокановых — было суждено погибнуть уже на пятнадцатый день Великой Отечественной войны — 7 июля 1941 года. Родным пришло извещение, что лётчик пропал без вести. Как рассказала журналисту газеты «ПроРеутов» методист Музейно-выставочного центра Антонина Чуканова, по сути, это была первая похоронка в Реутове.
Младший лейтенант Молоканов служил в 205-м скоростном бомбардировочном авиационном полку (СБАП). В тот гибельный июльский день самолёт, в экипаже которого Сергей был штурманом, стал участником воздушного боя в небе над Псковщиной. По некоторым данным, которые удалось обнаружить в описаниях кровопролитных боёв за город Остров Псковской области, в составе экипажа были также лётчик младший лейтенант Николай Селиванов и стрелок-радист сержант Николай Селезнёв.
Из воспоминаний стрелка-радиста Ивана Ильича Черевко, который также служил в 205-м СБАП 41-й смешанной авиадивизии:
«Мне было 22 года. Воевал с первого дня войны, но недолго, как говорится, каждому своё. На 15-й день войны мой самолёт (скоростной бомбардировщик) подбили фашисты, я был тяжело ранен и находился на излечении в госпиталях до 30.06.1942 года. Прошло время, многого не вспомнишь, но город Остров как сейчас перед глазами: 4, 5 и 6 июля мы летали над ним и рядом. Бомбили танковые и механизированные колонны немцев на шоссе Псков — Остров, наблюдали город. Радостно было наблюдать, после того как удачно сбросил бомбы, как горят фашистские танки, бензовозы и другая немецкая техника на главной артерии движения немцев — Псков — Остров. А вот 7 июля Остров был в сплошном пламени, как раз шли ожесточённые бои».
Именно 7 июля на подходе к своей базе самолёт Сергея Молоканова был подбит, его экипаж мог бы спастись, выпрыгнув с парашютами, но тогда погибла бы вся деревня Мыза Островского района. Горящий самолёт пролетел над деревней и врезался в землю в трёхстах-четырёхстах метрах от неё. Недалеко от места гибели лётчиков жители деревни установили обелиск с фамилиями героев. Потом, с годами, в это же захоронение перенесли останки ещё свыше 30 воинов, погибших в разные годы Великой Отечественной.
В воздушном бою у деревни Мыза, судя по персональным данным из паспорта этого захоронения, 7 июля 1941 года погибли девять советских лётчиков. Сведения о месте гибели нашего земляка подтверждаются и в письме, которое хранится в городском музее. Уже в послевоенные годы его получил со Псковщины друг Сергея Молоканова Фёдор Григорьевич Молодов — дядя Федя. Это имя многим в городе было знакомо, потому что дядя Федя работал баянистом в городском клубе.
Вот выдержки из этого письма, его дала мне прочесть методист МВЦ Антонина Чуканова:
«Здравствуйте, уважаемый Фёдор Григорьевич! Извините, что задержался с ответом. Большое спасибо вам, Фёдор Григорьевич, за письмо, оно было очень кстати, потому что мы шире узнаем о жизни Молоканова С. П. и потому что люди отзываются на наши запросы. Место, где погиб Серёжа, покрыто кустарниками и холмами. Есть маленькие рощицы — русские берёзы. Возле настоящей его могилы протекает река Великая, впадающая в Псковское озеро. Природа у нас красивая, и мы благодарны погибшим бойцам, отстоявшим нам красоту природы и свободу».
В письме от руки нарисовано воинское захоронение, где похоронен Сергей Молоканов: «…Фёдор Григорьевич, здесь я, как сумел, так и нарисовал место, где похоронен Сергей со своим экипажем. Да, сегодня я получил письмо из архива, там сообщают об остальных членах экипажа, а также о жене Молоканова С. П. Она проживала в Реутово, Горьковская ж. д., ул. Новгородская, д. 1 «А». Если вам что-либо известно о ней, сообщите, пожалуйста».
На могиле Сергея Молоканова в деревне Мыза Псковской области в 1968 году побывали ребята из реутовской школы № 2. Той самой, где к 20-летию Победы над фашистской Германией был создан один из первых в Подмосковье школьный музей боевой славы. Фотографии из той поездки сохранила ветеран педагогического труда Идалия Павловна Львова: вместе со своими учениками она побывала тогда на месте гибели лётчика из Реутова. На родительском собрании ребята рассказали, что поблизости от обелиска находится и само место, где упал самолёт, — в 1968 году ещё были видны остатки фюзеляжа крылатой машины. Что же касается самого обелиска, то тогда на табличке значились шесть фамилий. Сейчас их 38 — новые имена павших воинов появлялись спустя десятилетия после войны благодаря поисковым отрядам. На Псковской земле до сих пор находят сведения о погибших красноармейцах.
Реутовчане тоже чтили и чтут память о своих земляках — защитниках Родины. С помощью Балашихинского военкомата краеведы и ученики школы № 2 собирали материалы о погибших воинах, разыскивая их родителей и родственников, многие из которых тогда были живы. Встречались они и с родителями Сергея и Александра. В 1960-е годы Молокановы жили в небольшой комнате фабричной казармы, с ребятами общались охотно, с огромной благодарностью за то, что имена их сыновей, погибших на фронте, не забыты. Не будь тех встреч, сегодня, возможно, сведений о судьбах не только братьев Молокановых, но и других павших воинов-реутовчан найти было бы уже невозможно.
Подвиги Александра Молоканова
После гибели старшего брата Александр успел совершить свыше ста боевых вылетов. Из рядового лётчика он вырос до командира звена, в звании — до старшего лейтенанта. В 163-м истребительном авиаполку его любили все. За несколько месяцев до гибели Александр дважды отличился на боевых заданиях, за что 28 марта 1942 года его представили к ордену Боевого Красного Знамени.
В кратком изложении заслуг Александра Молоканова на сайте «Подвиг народа» есть следующая информация:
«Дисциплинированный командир. За хорошую боевую работу имеет благодарности от командования. Боевой лётчик-истребитель, летает на самолете ЯК-1 отлично и без происшествий. За период Великой Отечественной войны имеет 98 боевых вылетов, на разведку 27, сопровождение бомбардировщиков — 13, на прикрытие своих войск — 46, на штурмовку войск противника — 12. Участвовал в 13 воздушных боях, в которых лично сбил один самолёт противника 8 августа 1941 года — Ме-109 в районе деревни Починок под Ельней. В этом же бою товарищ Молоканов был подбит, с горящего самолёта выпрыгнул у линии фронта (получил ожоги 2-й степени), но вернулся в строй.
18 января 1942 года в районе Молвотица (Осташково) группа звена — Мо-локанов, Чернобанов и Никулин сбила самолёт противника Хе-126. Все боевые задания командования Молоканов выполняет отлично. За образцовое их выполнение в соответствии с приказом тов. Сталина № 0299 премирован премией в сумме 4500 рублей и выдвинут на должность командира звена. С этой работой справлялся хорошо. На основании постановления Государственного комитета обороны № 929 от 20 ноября 1941 года представлен к повышению военного звания «старший лейтенант». Достоин представления к правительственной награде — ордену Красное Знамя». Подписи: командир 163 ИАП — майор Сухорябов; комиссар 163 ИАП — Житный.
Александр Молоканов погиб спустя полтора месяца после того, как был подписан наградной лист на орден, — 11 мая 1942 года. Похоронен реутовский лётчик в деревне Федотовке Торопецкого района Калининской (сейчас Тверской) области.
В сводке безвозвратных потерь личного состава 163-го истребительного авиаполка с 7 по 12 мая 1942 года читаем: «При возвращении с авиапатрулирования на самолете ЯК-1 над аэропортом Федотово на высоте 200 метров самолёт вошёл в штопор и врезался в землю».
Вечная память героям!
Читайте также:
70 лет Победы: ещё сто медалей вручили ветеранам Реутова
Папа погиб в 43-м: записано со слов деда
Герой из Реутова
«Эстафета поколений» стартовала в Реутове
Два танкиста
В Реутове началась диспансеризация ветеранов
Корреспондент РТВ рассказал о новом телепроекте
Ветеран из Реутова рассказала о встрече у губернатора Подмосковья
Реутов готовится встретить 70-летие Победы
С юбилеем, Игнат Матвеевич!
Сергей Юров дал старт празднованию 70-летия Победы