С 1 декабря по всему Подмосковью зажгли огоньки первые новогодние ёлки. Но радость кое-где оказалась омрачённой.
В Реутове не прошло и трёх дней — буквально, как в сквере у Троицкого храма и в центральном парке были срезаны провода ёлочных гирлянд и розетки. С двух стробоскопов иллюминации стащили отражатели. И даже на главной ёлке, установленной напротив городской администрации, вандалы уже разломали игрушку. Стоимость 10 метров гирлянды — 2400 рублей. Украли, чтобы выручить деньги и пропить? Но дело, оказывается, не в наживе.
— Нет, это сделали не бомжи. Гирлянды были срезаны и брошены тут же, рядом. Бомжи или алкаши унесли бы, чтобы перепродать, а здесь просто хулиганство, порча имущества неизвестными, — сетует Тигран Маркосян, директор муниципального бюджетного учреждения «Городское хозяйство и благоустройство города Реутова».
Причём, по словам Маркосяна, с каждым годом ситуация прогрессирует, количество случаев вандализма растёт.
— Пока мы бессильны — неизвестно, что делать с этим, — сетует руководитель муниципального предприятия.
Действительно, ситуация непростая. Уголовная статья за вандализм есть — 214, часть 2. Наказание — до трёх лет лишения свободы. Но, учитывая характер и масштаб бедствия, подобные проступки чаще всего относят к мелкому хулиганству — статья 20.1 КОАП РФ: «Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах… а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, — влечёт наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток (изложено в ред. ФЗ от 22.06.2007 № 116-ФЗ)».
Статья за вандализм, как показывает практика, если и применяется, то в более серьёзных, чем срезанная ёлочная гирлянда, случаях — порча исторических памятников и тому подобное. Даже за нашумевший недавно погром художественной выставки в Манеже небезызвестный Энтео не получил ничего больше пятнадцати суток.
Да и полицейского к каждой ёлке не приставишь.
Получается, что спасение утопающих — в руках самих утопающих.
— Проблема — в равнодушии и безразличии прохожих, они же видят, что происходит. Например, ёлка в центральном парке стоит там, где проходят десятки людей. И никто почему-то не осадит хулиганов, не вызовет полицию. А ведь эти гирлянды мы не для себя вешаем, а для людей, для тех же прохожих — чтобы им по улице ходить было приятнее, чтобы предпраздничное настроение создать, — печально рассказывает Тигран Маркосян. — На работников городского хозяйства чуть что — все жалуются, а сами не берегут нашу работу. Причём город тратит на новогоднее убранство деньги налогоплательщиков, то есть этих же горожан.
В общем, остаётся главное и самое дорогое оружие социального регулирования — совесть самих граждан. И, скорее всего, — самых молодых из них. Психологи утверждают, что за случаями вандализма часто стоит неосознанное недовольство социальной жизнью, выражаемое через разрушительные действия. Этакий первобытный социальный протест. Но есть ли основания для такого протеста в ухоженном, благоустроенном городе, где масса возможностей проявить себя по-другому — в созидании и творчестве?
Нетрудно и прохожим помогать поддерживать порядок в своём городе — у каждого есть мобильный телефон. Увидел вандала — позвонил в полицию: там-то такие-то делают то-то. Да, не креативно, но справедливо и эффективно. В конце концов, полиция, как и гирлянды, существует на наши налоги.
Читайте также:
«Мусорный» террор: жители Реутова повысили бдительность
Где и что купить к Новому году в Реутове
В Реутове отметили начало зимы
Мусорный контейнер оцарапал два автомобиля
В ресторане на пруду произошёл пожар