Всем привычный жезл, без которого трудно представить сотрудника ДПС, имеет интересную историю и не так прост, как кажется.
В далёком 1907 году градоначальник Санкт-Петербурга Даниил Драчевский издал распоряжение, согласно которому дорожные регулировщики получали специальную белую палку в кожаном чехле. Подавать ею можно было только два знака: указывать на машину или делать вращательные движения. Кстати, последнее означало, что все должны остановиться. После революции появился жёлтый жезл с красной ручкой, и регулировщик мог только опускать или поднимать его. Учитывая, что светофоров не было, движение регулировали почти на всех крупных перекрёстках.
В 1930-е жезлы решили отменить вообще. Вместо деревянных жезлов милиционерам выдали белые перчатки, которые, по задумке властей, должны были быть ничуть не менее заметными. Но спустя десять лет «палочки» вернули, и они стали полосатыми. В 1970-е жезлы стали модернизировать. В них сначала появился фонарик, потом свисток, ножик, компостер для пробивания дырок в правах и даже электрошокер. Все эти эксперименты сегодня уже в прошлом, и теперь в распоряжении инспекторов обычная пластиковая полосатая палка.
Самый интересный музей жезлов ГИБДД находится в Курской области, где собрано 40 различных экспонатов, причём не только из России, но и из других стран. Некоторые из них больше похожи не на привычное орудие дорожного полицейского, а скорее на световые мечи из фильма «Звёздные войны». Словом, простая, казалось бы, вещь в ходе эволюции воплотила в себе массу инженерных и художественных идей.
«Интересно, чем это мне машут?» — подумала зебра, проезжая мимо поста ДПС». Простите за этот анекдот, но он единственный, который связан с жезлом. Впрочем, многим автолюбителям интересно не чем, а как. Давно канули в Лету регулировщики, которые виртуозно, на уровне артистов цирка, владели «полосатой палочкой». Но это не значит, что сейчас инспекторы пользуются жезлом, только чтобы указать на машину в потоке, требуя остановиться. Ещё часто используется классический жест: палочка вверх — это когда должны остановиться все автомобили.
На самом деле этих знаков осталось всего два: первый уже назван, плюс указание направления движения. Есть, правда, дополнительные жесты со взмахами палочкой, объясняющие водителю, что надо поторапливаться.
Любопытно, что каждый водитель, покопавшись на чердаке своей памяти, наверняка вспомнит из курса автошколы, что означает тот или иной жест регулировщика. Но как быть пешеходам, которые в принципе не обязаны этого знать? А ведь нередко случаются ситуации, когда на крупном перекрёстке, где сломался светофор, дежурит инспектор и пытается распределить потоки транспорта и пешеходов. Тем, кто передвигается своими ногами, надо помнить лишь два правила: руки регулировщика вытянуты в разные стороны — значит, пешеходы могут следовать и со стороны его спины, и со стороны груди в указанных направлениях; правая рука с жезлом вытянута вперёд — тогда двигаться можно только за его спиной.
Ну и напоследок. У водителей есть мнение, что инспекторы не используют жезлы, потому что не помнят сигналов. У инспекторов другое мнение: мол, водители плохо знают правила, и тот или иной жест просто-напросто может их запутать. Я же думаю, что истина где-то посередине.
Читайте также:
Автопром: время экономить?
«Фаворит моторс» откроет новый автосалон в Реутове
Реутов возглавил «асфальтовый» рейтинг Подмосковья
Когда можно смело браться за европротокол
Реутов вошёл в тройку лидеров рейтинга по транспортной доступности