23 января в деловом комплексе «Мир» состоится концерт победителя шоу «Голос» иеромонаха Фотия. В преддверии этого культурного события «ПроРеутов» взял интервью у его первого преподавателя по вокалу — Виктора Алексеева. Педагог рассказал о годах становления будущей звезды.
Иеромонах Фотий (в миру — Виталий Владимирович Мочалов) родился в Нижнем Новгороде. Там же, в детской музыкальной школе № 11 он сделал первые шаги к будущей славе. Виктор Иванович Алексеев был его наставником по классу академического вокала до «мутационного периода» — термин, которым в этой среде обозначают так называемую ломку голоса.
— Скажите, религиозность уже тогда была заметна в вашем ученике?
— Была. Я тогда работал в церковном хоре при Кафедральном соборе Нижнего Новгорода, прослушивал детей со всего города. Пожелал попробовать себя и Виталий. В итоге мальчик был принят в хор. Но поворотный пункт был, как мне кажется, во время практики в деревне Большое Череватово, это в пяти километрах от Дивеевского монастыря. Тогдашний нижегородский митрополит Николай организовал летний лагерь для детей-певчих. Для этого был куплен скромный дом, где мы все и поселились. Виталий начинал петь на литургии. Уже тогда он отличался от других детей, пел очень искренне. Потом он познакомился с настоятелем храма, который был в деревне. Стал пропадать там, узнавать православие ближе, изучать его. Часто я замечал его там за тихой уединённой молитвой. Он читал жития святых, духовную литературу. Потом мы стали выезжать петь в Дивеево и другие поволжские монастыри. В каждом Виталию дарили по маленькой иконке, и к концу смены у него в изголовье кровати уже был целый иконостас. В итоге со смены в том лагере он вернулся уже другим ребёнком.
— Неужели совсем никакого мальчишеского озорства?
— Вот характерный забавный случай. Просыпаемся ранним утром, скоро идти петь в храм, а его постель пуста. Вот уже и колокол звенит, созывает всех на службу, а Виталия всё нет. Поискали — не нашли. Идём к церкви, ломаем голову — куда он делся? И вдруг с колокольни сверху крик: «Виктор Иванович!». Оказывается, он уже успел звонарём подвизаться, это он в колокол звонил. Может, и зачатки регентства в хоре у него тогда стали появляться. Я ведь ещё и дирижировал, ему часто приходилось видеть, как я это делаю. И как-то раз приходит ко мне помощница и говорит: «Виталик-то ваш там перед зеркалом стоит и всё ручками этак машет. Дирижирует, что ли?». Я отшучиваюсь: «Не иначе как. Симфоническим оркестром, наверное».
Сразу было заметно, что это неординарный ребёнок. У него явно был свой глубокий личностный мир, к которому он мало кого подпускал. В жизни он был такой тихий, смиренный, ну ангелочек без крыльев. А после смены в певческом лагере стал ещё лучше. Любил в основном плавную, гармоничную музыку. А как-то раз я аккомпанировал хору как концертмейстер и поэтому видел всех своих мальчиков со стороны. Мы исполняли «Аве Мария» Каччини. Все поют, а Виталий поёт и плачет — так глубоко тронула его эта музыка.
— Какой репертуар вы обычно разучивали?
— Народные песни, итальянский романс, Пахмутову, Хромушкина. Репертуар был детский, песни — о любви к природе и к миру. Музыкальная школа формирует не только исполнительское мастерство, а прежде всего личность.
— Что вы можете сказать о вокальных данных отца Фотия в детстве?
— У него был очень мягкий и красивый тембр, с полётом. И без так называемого форсирования. Это поймут педагоги вокала: мальчики поют обычно мягко, но всё равно нет-нет да «нажмут» где-то тон по-мужски. А вот у Виталия всегда была очень чистая интонация. Много сегодня певцов по ТВ, но профессиональный преподаватель отметит, что интонируют они порой не вполне по академическим канонам, форсируют порой. А у него этого нет благодаря врождённой способности.
— Как Виталий пережил ломку голоса? Это ведь порой страшная трагедия — например, для Робертино Лоретти это стало крахом певческой карьеры.
— Хорошо он это пережил, и голос не потерял. Я обычно готовлю своих воспитанников к тому, что рано или поздно они с этим столкнутся. Но в период ломки Виталий просто мастерски овладел фортепиано, а за это время его вокал стабилизировался и не потерялся. Это очень редкий случай.
— Что вы почувствовали, когда ваш воспитанник победил в знаменитом шоу?
— Я видел это выступление. Высоко оценил его качество. Подумал ещё: «Надо же, какой талант у человека!». Но… не узнал его поначалу. Он в моей памяти этакий худенький мальчик, а тут такой солидный, полноватый мужчина с бородой. И вдруг мне звонят все: «Видел? Твой ученик победил, Виталий Мочалов!». И тут меня осенило — точно, это же он! И его успех был всё-таки очень неожиданным для меня. На мой взгляд, уникально яркого вокала у Виталия не было — в том смысле, что в моё время он не был солистом, ему лучше удавалось петь в ансамбле, на три голоса например. Да и солировать в детстве он как будто стеснялся.
— А сейчас вы контакт поддерживаете?
— После окончания школы он поступил в Нижегородский музыкальный колледж им. Балакирева, причём не на вокал, а на теоретическое отделение, прекрасно сдал вступительные экзамены. Но через год его семья уехала в Германию, и он вместе с ней. Ушёл с первого курса. После этого я его восемнадцать лет не видел. Впервые заново «встретил» уже на телеэкране, в шоу «Голос». Даже не знаю, помнит ли он меня ещё.
— На личной странице отца Фотия «ВКонтакте» чуть ли не единственная ссылка на СМИ — скан статьи, опубликованной в нижегородской газете, это интервью с вами. Логично предположить, что учителей он не забывает.
— Да? Это очень приятный момент для меня. А я очень рад, что мой ученик добился таких успехов.
Наша справка
Иеромонах Фотий — насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, регент монастырского хора. Родился в нерелигиозной семье. В юном возрасте готовился стать музыкантом, мечтал быть композитором, писать музыку для кино. В 16 лет прервал обучение в музыкальном училище, где занимался на отделении теории музыки. Закончив один курс, в 2002 году эмигрировал со всей семьёй в Германию, в город Кайзерслаутерн. Там учился игре на органе. Зарабатывал игрой на католических и протестантских службах, участвовал в органных концертах. В 2005 году вернулся в Россию в связи с решением посвятить себя монашеской жизни; был принят в братию Пафнутьева Боровского монастыря под духовное руководство схиархимандрита Власия (Перегонцева). Принял иноческий постриг в 2010 году. В 2013-м рукоположен в сан иерея (иеромонаха). В настоящее время регент (управляющий хором, певчий) Свято-Пафнутьева монастыря, город Боровск Калужской области. В 2015 году в команде Григория Лепса иеромонах Фотий вышел в финал шоу «Голос» и стал победителем.
Читайте также:
Иконописцы завершают роспись Троицкого храма в Реутове
Юные артисты Реутова с успехом исполнили партии в классической опере
В Реутове выступит легендарная фолк-группа «Иван Купала»
Скульптуры из голубого льда впервые украсят центр Реутова
Городские сюжеты Реутова вдохновили художника Николая Акимова
Сергей Юров и Александр Леонов оценили реконструкцию ДК «Мир»