На базе реутовского детского сада № 2 «Василёк» уже год работает тренинговый центр педагогического мастерства. О том, как и чем он помогает специалистам системы дошкольного образования, рассказала старший воспитатель «Василька» Наталья Тарабарова.
Центр появился по инициативе самих сотрудников детского сада. Интересен он тем, что повышать профмастерство педагоги могут не на выездных курсах и лекциях, а на занятиях в своём учреждении. Это необходимость, поскольку к дошкольному образованию сейчас предъявляются повышенные требования, вводятся высокие стандарты. Чтобы их выполнить, работать по-старому уже нельзя. При этом курсов повышения квалификации для дошкольных педагогов сейчас меньше, чем, скажем, для учителей, работающих в школах.
– Принцип нашего проекта очень простой: кто хочет развиваться и учиться, тот может! – говорит Тарабарова.
По словам старшего воспитателя, участие в тренингах для сотрудников «Василька» дело добровольное. Сначала на тренинги и дискуссии приходили самые активные сотрудники, которые и без того умеют работать. Для таких, по словам Тарабаровой, в радость любые хорошие подвижки в жизни учреждения. Сверхзадача центра – привлечь к обучению всех остальных, кто пока работает по старинке. А как это сделать? Только через живое общение, через интерес и полезные для работы знания.
– Меняются не только методики образования, но и дети, – говорит Наталья.
По её словам, сегодня воспитателям приходится чаще сталкиваться с гиперактивными или, наоборот, зажатыми детьми. Есть в группах и воспитанники, которые плохо понимают русский язык. Стратегии поведения с такими ребятами на занятиях прорабатывают через ролевые игры и «мозговые штурмы». Нередко с участием не только воспитателей, но и психологов, логопедов, других профильных специалистов. На тренингах педагог может прожить сложные ситуации изнутри, примерив на себя роль конфликтного папы или капризного ребёнка в ролевой расстановке с коллегами. С помощью этого приёма приходит понимание, как лучше действовать. База выверенных на таких тренингах решений не раз уже выручала воспитателей «Василька».
Готовясь к каждому занятию, методист учреждения выясняет, какая тема будет отвечать запросам участников тренинга на следующей встрече. Чтобы обучение было действительно эффективным и полезным, к сотрудничеству привлекают профессионалов из других детских учреждений города.
– Мы обращаемся за консультациями к психологам и логопедам из реабилитационных центров «Родничок» и «Преодоление», – говорит старший воспитатель. – Они идут нам навстречу. Хотим в будущем сделать занятия по дополнительной профподготовке в нашем тренинговом центре открытыми для педагогов из других учреждений города. Но для этого нам самим нужно ещё многому научиться.
Наталья Тарабарова сообщила, что педагоги «Василька» взаимодействуют с профессором, доктором педагогических наук Алексеем Майером с кафедры педагогики начального и дошкольного образования Государственного гуманитарно-технологического университета. Он подсказывает упражнения и полезную литературу для обучения. Помимо этого для всех педагогов, желающих официально повысить категорию, совместно с учебно-методическим центром управления образования Реутова разрабатываются персональные маршрутные листы повышения квалификации.
– Занимаясь в центре, мы пришли к выводу, что приказывать сотруднику «давай развивайся!» непродуктивно. Такой подход подсознательно вызывает сопротивление. Нужно просто создать условия для роста и реализации творческого потенциала, воодушевлять людей. Вот тогда они и раскрываются со всеми своими способностями, – рассказывает Тарабарова.
Применительно к системе образования у профессора Майера для таких проявлений есть прекрасный термин – «спонтанный педагогический очаг». Огонь в этом очаге, а значит, и в глазах сотрудников можно поддерживать по-разному, говорит старший воспитатель. Одна из форм – провести творческий конкурс. Например, на лучшую идею по оформлению зала к Дню космонавтики. К творчеству с радостью подключаются и дети, и многие родители. Для победителей обязательно придумываются приз и грамоты, которые вручают в торжественной обстановке. Многие, впрочем, стараются не ради приза, а потому что хочется проявить себя.
– У нас, как выясняется, что ни сотрудник, то умелец. Кто-то бисер плетёт, кто-то вдохновенно рисует, – улыбается Тарабарова. – Клумбы, фигуры сказочных персонажей и многое другое на территории детского сада сделано руками наших сотрудников, детей и родителей. Хорошие творческие порывы нужно вовремя замечать и поощрять. Так очаг и разгорается, и детям светит, и нам самим!
Проект «Тренинговый центр педагогического мастерства» заявлен в этом году на губернаторский конкурс-премию «Наше Подмосковье».
Читайте также:
Строительство «Изобретариума» в Реутове завершат в сентябре
В парках Реутова развивают площадки для детского досуга
В школе № 10 создают территорию творчества
«Наше Подмосковье»: жители Реутова выдвинули больше пятидесяти проектов
«Наше Подмосковье»: изменились правила проведения конкурса