С приближением 100-летия событий 1917 года россияне пытаются оценить их с позиций нашего времени. Глобальная оценка того периода нашей истории – это задача историков, философов, политиков. А для конкретного человека прежде всего интересно, как складывалась жизнь именно его родственников, как изменилась тогда жизнь наших бабушек и дедушек. Несколько фотографий, относящихся к тому времени, а также мои воспоминания от общения с моей бабушкой Анной Рясной, надеюсь, окажутся интересными как один из вариантов включения женщины дореволюционной России в новую для неё жизнь.
Её жизнь пришлась на один из труднейших периодов нашей истории. Она говорила: «Живём в эпоху войн и революций». Анна родилась в фабричном посёлке Реутово в 1890 году, в первой казарме. Была старшей из шестерых детей Алексея Миронычева, бригадира маляров фабрики. С 1904 года после трёхлетнего обучения Анна стала работать на фабрике, как и большинство детей рабочих в то время. В 1909 году вышла замуж за Иллариона Рясного, работавшего на фабричном конном дворе, где он отвечал за выездку и гужевые перевозки.
«Массовка» с коллективом рабочих и служащих совхоза ВЦСПС. Август 1937 года. А. Рясная четвёртая слева во втором ряду.
После венчания в Ивановской церкви правление фабрики выделило молодой семье отдельную каморку во второй казарме. В 1910 году у них родился мой будущий отец – Константин, а в 1914 году – мой дядя Пётр. Счастливая жизнь была прервана в 1914 году уходом Иллариона на Империалистическую войну. Оставшись с двумя детьми, Анна взяла няньку-помощницу Марию Иванову, бабу Машу, которая стала членом нашей семьи вплоть до кончины в военном 1943 году. Она помогла вырастить двоих сыновей бабушки.
Её заботу и я запомнил с самых малых лет. Бабушка, отец и мама целыми днями пропадали на работе. Одна баба Маша постоянно хлопотала: готовила, ставила самовар, топила печь. Это было уже в посёлке Красный Реутовец – в доме жилищного кооператива, куда бабушка Анна вступила в 1926 году. Несмотря на непрерывные заботы по дому, баба Маша рассказывала на ночь сказки. Она знала их великое множество. Почти до поступления в школу я слушал её сказки. Откуда, из каких глубин своего детства она, расписывавшаяся при получении пенсии крестиком, брала эти певучие сказки-жемчужины, я до сих пор не осознал.
А. Рясная. 1963 год.
Но это было позднее, а тогда, в 1914 году, муж Анны Илларион успешно воевал на германском фронте, получал награды и как поощрение – отпуска на побывку в семью. В 1918 году фронт развалился. Илларион возвратился, но конного двора уже не было, и он стал работать в фабричных бригадах по добыче топлива.
В 1922 году Илларион заболел тифом и умер. Для семьи наступило тяжёлое время. Подавленная горем, с трудом преодолев удар судьбы, Анна начала переосмысливать свою жизнь. Она перестала быть прихожанкой Ивановской церкви и постепенно вовлеклась в движение женщин-энтузиасток. Их тогда называли «красными косынками». Вот кем она будет! Она становится женорганизатором, «идёт в массы». Агитировать женщин за жизнь на новый лад, за отход от тёмного прошлого – к новым отношениям. Во время ленинского призыва 1924 года Анна вступила в ВКП (б) и с тех пор выполняла множество партийных поручений. Участвовала в сборе средств на первый в России (как считается) памятник Ленину, созданный на средства рабочих. При открытии памятника в 1925 году она была одной из выступавших. Памятник, установленный тогда напротив проходной фабрики, сохранился до наших дней.
Встреча бывших женорганизаторов Московского уездного комитета в год 40-летия Октября. 1957 год. А. Рясная стоит вторая справа.
Анна Алексеевна была женорганизатором на Реутовской и Щелковской фабриках, в коллективах колхозов и совхозов, вступила в Общество «Друг Детей» (ОДД). В 1920–30-е годы общество решало острую проблему детского беспризорничества. До 1930 года организации ОДД работали при уездных (окружных) Советах, в основном в городах. В состав ОДД входили рабочие, служащие, студенты, учащиеся старших классов. Ведущую роль играли женщины-энтузиастки. Общество «Друг Детей» организовывало столовые, выдачу одежды, обуви, пособий беспризорным, содержание детских приёмников, домов, коммун, колоний. Устраивало беспризорных детей на работу. Объём работы общества был огромным, если учесть, что число беспризорников достигало 4 миллионов. Основным доходом на содержание организаций ОДД были членские взносы, доходы от мероприятий, помощь местных властей.
В 1930 году по инициативе Н.К. Крупской окружные организации ОДД были объединены во Всероссийское общество «Друг Детей». К этому времени самые острые проблемы беспризорничества были решены. ОДД перешло к борьбе за всеобуч, политехническую школу, к организации детских садов, учреждений культуры.
А.А. Рясная была активисткой Московского окружного Совета ОДД. Она часто вспоминала о работе в обществе и об эпизодах с конкретными беспризорниками. В те годы Анна была и женорганизатором, и устроительницей собраний и «массовок» в колхозах и совхозах. При этом не теряла связи с родной фабрикой, где состояла на партийном учёте. Среди её реутовских подруг были Солдатенкова, Шорохова, Шабунеева, Бажанова, Филимонова и ещё многие, чьих фамилий я уже не помню.
Актив Московского окружного Совета ОДД. Ноябрь 1929 года. А. Рясная во втором ряду вторая слева.
В предвоенные годы она, вечно спеша, прибегала домой, наскоро ела, спрашивала у бабы Маши, всё ли в порядке, и опять исчезала: какая-то комиссия, где-то собрание (она в президиуме), кто-то просил зайти. В октябре 1941 года Анна Рясная вместе с рабочими фабрики сопровождала эшелон с фабричным оборудованием при эвакуации в Алма-Ату. Она возвратилась в цех вновь возрождённой фабрики в Реутово в 1943 году. К уходу на пенсию в 1954 году её рабочий стаж достиг 43 лет.
Вот так фабричная девчонка с трёхклассным образованием нашла своё призвание в общественной работе, пользовалась авторитетом в коллективах, как она говорила, «работала в массах». Все годы Анна выписывала «Правду» и районную газету «Большевистский путь». Не упускала она и семейные дела. Пекла вкуснейшие пироги к красным праздникам. Обшивала на швейной машинке и себя, и всю семью, особенно внуков. Находила время улаживать размолвки в семьях своих братьев и сестёр. За такую руководящую роль близкие между собой называли её «ЦК».
Когда она серьёзно заболела, подруги выхлопотали разрешение на её пребывание в больнице. Мы с сестрой Надей посещали её, и она встречала нас улыбкой человека, довольного прожитой жизнью. Тем, что практически в одиночку вывела в люди двоих сыновей, участвовала в воспитании внуков и дожила до рождения правнучки. В последнее наше посещение она пожала нам руки: «Крепите могущество родины». Это был 1964 год. Похоронена Анна Алексеевна на старом Никольском кладбище.
Читайте также:
История зарождения реутовской районной газеты
До и после 1917 года в Реутово
В парке «Фабричный пруд» работает фотовыставка со старинными снимками парка
Реутовские краеведы готовят выставку к столетию Октябрьской революции
К столетию Юрия Гринберга